МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
Э. Успенский.
Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствуют разнообразному развитию ребенка.
Для развития творчества детей необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут.
Я уверена, что педагог изо - удивительная личность, способная воспитывать творчески развитого ребенка. И любовь к искусству, которую я прививаю своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, обогащая её яркими позитивными эмоциями.
Для повышения самообразования я выбрала тему «Эффективное использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.»
В сентябре этого года прошла курсы повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС» (144ч.)
Часто на уроках изобразительного искусства использую проектную технологию - это практические творческие задания, требующие от учащихся применения знаний для решения поставленных задач, самостоятельно подбирать способ действия, навыки делового партнерства.
СЛАЙД № 1 – 3
Активно использую в своей практике информационно- коммуникативные технологии (ИКТ). Для этого разрабатываю мультимедийные презентации не только сама, но и привлекаю к этому ребят. С помощью ИКТ дети расширяют свой кругозор и повышают мотивацию учения. Практически к каждому уроку есть презентация, так как наглядного обеспечения к урокам ИЗО в школе нет.
Игровые технологии сохраняют познавательную активность и облегчают сложный процесс обучения. Считаю, что хорошая, умная игра активизирует внимание и снимает психологическое напряжение, облегчает процесс восприятия нового материала. Так например в игровой форме проходит знакомство с его основными способами изображения.
В современном обществе растет востребовательность специалистов не только хорошо образованных, но и способных наладить общение, умеющих работать в команде. Поэтому я активно использую групповую форму обучения. Класс разбиваю на небольшие группы (3 -4чел.) Каждая группа имеет возможность внутри обмениваться мнениями, найти пути решения задания, выполнить его.
Слайд
Я каждый год разрабатываю рабочие программы, соблюдаю - тематику уроков, использую различные методы и технологии при подаче учебного материала, но опыт работы убедил меня, что положительное влияние на развитие детского творчества оказывает обучение детей нетрадиционным техникам изображения.
Многие дети любят рисовать, но есть и такие, которые бояться даже точку поставить на чистом листе. Таких детей я люблю больше, потому, что в процессе урока, используя нетрадиционные техники в изобразительном искусстве, они видят результат своего труда, радуются - «А, что, можно было и так рисовать?
На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся, не боятся, а это немаловажный фактор. Учить таких детей нужно начиная с простейших предметов постепенно по мере приобретения навыков и опыта, переходя к рисованию более сложных предметов. Я не настаиваю на соответствии цвета, положения предмета, что может смутить ребенка и возможно повлиять на его желание рисовать.
Со временем, когда дети усвоят нетрадиционные способы получения графических изображений можно обучать смешанным техникам изображения и их вариативностью.
Предлагаю несколько видов нетрадиционных художественно графических техник для обучения детей.
Способы получения изображения
1. «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). Краска наливается в плоские мисочки. Правило - каждый палец набирает одну определённую краску.
Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце.
«Оттиск пробкой» - используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку с краской нанося оттиск на бумагу.
(Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).
.«Оттиск печатками из ……» - заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски
Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы .Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства.
Техника кляксографии заключается в том, чтобы научиться делать кляксы (черные и разноцветные)
«Кляксография 1» - капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
Кляксография 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
Вариант 3. (Раздувание краски). Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.
Хеппининг. Способ получения симметричного изображения. Лист складываем пополам, на одной стороне рисуем, складываем и получаем полное изображение.
«Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатываются из нее шарики. После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
«Обрывание бумаги» – отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.
«Печать по трафарету» - поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью.
Рисунок 14
Метод волшебного рисунка Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение. Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение.
Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами, проявляясь.
Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла.
Поролоновые рисунки. Поролон можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
Точечный рисунок. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать наносить точки. Так же можно наносить точки красками с помощью ватных палочек
«Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест. Окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи
Рисование с помощью целлофанового пакета.
Краска разных оттенков наносится на весь лист бумаги. На лист накладываем разрезанный пакет, пальцы смачиваем водой и различными вращающими движениями, с помощью морщинок, формируем узоры. Пакет должен прилипнуть к бумаге , а в морщинках должна собраться гуашь с водой. В этих местах узор стает светлее.
«Рисование по мокрой бумаге». Лист смачивается водой, а потом кистью наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане.
«Набрызг» - (рисование зубной щёткой). На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.
Картина из отпечатков от стаканчиков с горлышком разного диаметра
«Фотокопия» - рисунок получается при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки
«Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.
«Монотопия» - (отпечаток)- лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.
«Витраж» (клеевые картинки) – клеем ПВА на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет.
Вариант 2. Контур для витража можно заменить мылом или восковыми мелками, что не позволит краске растекаться и смешиваться.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Для себя я сделала вывод: рисование нетрадиционными способами - это увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает, удивляет, кроме этого, расширяет изобразительные возможности детей, что позволяет реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Литература
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
2. Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).
Уроки рисования - Пастель
Есть много отличий между масляными пастелями и сухими,
которые описывают в написании других статей. Соединять их друг с другом
не рекомендуется. Пигмент масляной пастели – масло, это можно понять, судя по
названию! В отличие от мягких пастелей, выбор цвета намного меньше, также
ограничена градация цвета. Но постепенно производители масляных пастелей
увеличивают цветовой диапазон материалов.
Самое большое преимущество работы с применением масляной пастели это то,
что полотно не нужно фиксировать, облегчая при этом его сохранность, ведь
готовое изображение тяжелее смазать. Использование масляной пастели
наиболее подходит для работы вне помещения, в отличие от обычной мягкой
пастели. Это всё из-за того, что работы не пачкаются. Но работать нужно в тени,
ведь эта пастель может расплавиться при высокой температуре, такое ощущение,
что используешь сливочное масло для рисования.
При работе с масляными пастелями штрихи наносят с помощью конца или стороны
палочки. Бумагу для этой пастели можно использовать стандартную, или
поверхность, предназначенную для живописи с помощью масляных красок, например -
холст или бумагу, загрунтованную для работы с применением масла или
акриловых красок. Масляную пастель иногда используют в качестве дополнительного
средства для работы с масляной краской.
Совет. Если будете работать не в помещении, а, например, на улице, сразу
возьмите с собой бутылку уайт-спирта и тряпочки, или бумажные полотенца. Это
нужно для того, чтобы была возможность вытереть руки.
Изображение масляной пастели:
Применение масляной пастели на пастельной бумаге:
Здесь применили масляную пастель на бумаге, которую загрунтовали для работы с масляными красками:
При создании следующего рисунка цвета в основном
смешивали с помощью создания сетки из линейных штрихов. Также сделали кое-где
просвечивание белого цвета самой бумаги для более яркого эффекта в листьях.
Автор-Рой Спэйркс. Листва:
Наложение цветов
Для создания слоев цвета можно применять и масляные пастели, также как и
мягкие пастели или цветные карандаши, но эффект забивания зерна бумаги
происходит с более ускоренным темпом, при использовании масляной пастели.
Следовательно, вы должны изначально работать палочками масла очень свободно и с
лёгкостью, без нажимов! Лучше всего использовать кончик палочки, ведь он быстро
затупиться и это приведёт к расширению тонких линий. Нужно держать палочку
поближе к окончанию, аведь при этом у вас не получится слишком надавливать.
Лучше, если вы будете стремиться к созданию такой сетки линий, которую вы
сможете своевременно заполнять для создания участков наиболее плотного оттенка.
Чтобы убрать масляную пастель, необходимо отмыть краски, ведь они не стираются
как обычно! Для этого нужно всего лишь опустить тряпку в скипидарную жидкость
или уайт-спирт и затем мягенько вытереть краску, а потом дать бумаге подсохнуть
перед накладыванием следующих пастельных штрихов.
Совет для вас: Если вы хотите смешать масляные пастельные оттенки, этого
можно добиться с применением сильного давления в момент наложения слоёв один на
другой. Ведь при растирании пальцем вы не сможете добиться смешивания.
Смешиваем цвета на полотне
Главные контуры выполнены с применением желтой масляной пастели. Автор
специально применил бумагу “холодного” сине-серого оттенка для того, чтоб
обеспечить контраст ярких оранжевых и желтых цветов.
После того, как были нанесены диагональные линии оранжевым цветом, на оба фрукта наложили цвет желтого оттенка. Штрихи - открытые, это делали для того, чтоб бумага не забивалась в процессе добавления цветов. После того, как нанесли главные оттенки, для тени апельсина добавили синий цвет, чтобы было больше контраста на рисунке.
На изображения обоих фруктов к теням подмешивали главный оттенок, чтобы убрать их.
Для усиления дополнительного контраста фон, который окружает фрукты, состоит из серого оттенка, который совсем чуть-чуть темнее, чем тон бумаги, и после этого автор может создать форму при добавлении бликов и подчеркивании теней.
При создании этого рисунка оттенки красок смешали очень хорошо, и это придало большую основательность и фактуру фруктикам. Применение легкого касания кисти с основным оранжевым цветом ниже самих фруктов связало их с фоном изображения.
Используя в работе гидрофобность воска, т. е. его водоотталкивающие свойства, художник может применять масляную пастель вместе с акварельными красками, чтобы сформировать фактурный слой под участки определенного тона или цвета обычно на грубозернистой бумаге. Акварель образует крепкую связь с основой только на участках, свободных от масляной пастели.
С большим успехом в комбинации с масляной пастелью используется единственный слой акриловых красок. Например, вы можете нанести штриховку масляной пастелью светлых тонов на поверхность грубой фактурной основыгрунта, покрыть ее слоем акриловой краски темных тонов (двойной эмульсионной консистенции) и затем снять краску с поверхности влажного акрила.
1 Используя желтую масляную пастель, нанесите штриховку на всю поверхность бумаги.
2 Работая очень быстро, нанесите кистью поверх масляной пастели слой синей акриловой краски.
3 Переверните лист «с ног на голову» и удалите краску, чтобы создать фактуру на участках небосвода.
4 Используйте заточенную «под долото» деревянную палочку, чтобы снять краску и образовать контуры рисунка.
В рисунке часовни, представленном ниже, на всю поверхность бумаги с грубой фактурой сначала была нанесена штриховка желтой масляной пастелью. Затем все пространство основы было покрыто слоем синей акриловой краски. После этого был сделан контурный рисунок - с помощью деревянной палочки, заточенной «под долото».
Автор: "Настольная книга художника", Рей Смит
Большинство видов масляной пастели производится из смесей пигмента, углеводородных восков и животного жира. В определенном смысле она по своему составу больше напоминает восковые мелки, чем мягкую пастель.
В лучших торговых марках масляной пастели содержится больше пигмента; они более упругие и эластичные по сравнению с восковыми мелками, которые также обладают определенной степенью твердости. Однако их способность деформироваться в холодном состоянии изменяется в зависимости от температуры, и любой художник, работавший с почти израсходованным кусочком палочки масляной пастели в теплых руках, хорошо знает о ее тенденции к размягчению: на поверхности рисунка остается больше пигмента.
Будучи преимущественно материалом на основе воска, масляная пастель не подвержена изменениям в процессе высыхания, чем отличаются масляные краски. Внешние признаки материала остаются неизменными, если не обрабатывать его уайт-спиритом (который растворяет состав пастели) и не нагревать до высоких температур (что приводит к плавлению).
Природа масляной пастели позволяет вам создавать эффекты, которые неповторимы в других техниках рисунка. Однако специалисты не рекомендуют пользоваться масляной пастелью, если вы хотите добиться светостойких и долговечных характеристик. Более типичным видом ее применения являются работы, предназначенные для последующей репродукции или в качестве предварительного материала для компьютерной графики.
Использование масляной пастели
Поверхность масляной пастели поддается манипулированию различных видов -
например, в создании эффектов фактуры или соскабливания краски (когда разные
краски накладываются одна на другую, после чего их поверхность выскабливается
специальными инструментами и образуется цветное изображение). С помощью мягкого
штрихования создаются интересные эффекты; «полирование» слоя краски (растирание
ногтем пальца) придает ей более насыщенный вид, в то время как комбинация этого
средства с акварельными или акриловыми красками требует использования техники,
основанной на «гидрофобности воска», т. е. его водоотталкивающих свойствах .
Терпентин или уайт-спирит применяются для растворения масляной пастели, хотя
органические растворители - даже в небольших количествах -должны использоваться
с соблюдением чрезвычайных мер предосторожности.
Автор: "Настольная книга художника", Рей Смит
Техника. Эффекты сграффито, или соскабливания.
Данная техника, которая очень успешно применяется на гладкой поверхности
бумаги, включает в себя следующие элементы: покрытие всей площади листа
однородным слоем яркой краски светлого тона (отполированной ногтем пальца),
нанесение черной на образованную поверхность и последующее снятие -
«выскребание» - черной краски резцом для картона или любым металлическим
предметом, таким, как. например, отвертка для того, чтобы открыть нижний
цветной слой. Вы можете добиться создания целого ряда восхитительных эффектов.
Проект Деревья
Каждое из представленных здесь изображений выполнено в одной и той же манере, с
той лишь разницей, что основой для первого была гладкая бумага, а для второго -
бумага с выраженной, грубой фактурой. В процессе штриховки на всю поверхность
бумага наносится масляная пастель голубого цвета: затем этот слой полируется и
растирается ногтем пальца. Все пространство снова заштриховывается масляной
пастелью черного цвета.
Оба рисунка выполняются в процессе «выскребания», т. е. снятия черной масляной
пастели до выявления формы дерева. Присутствие рельефа на поверхности грубой
фактурной бумаги означает, что некоторые детали рисунка будут потеряны, однако
это придает изображению «живой», выразительный характер. Изображение на гладкой
бумаге - более резкое, напоминающее по своим качествам гравюру на дереве.
1 Покройте бумагу слоем масляной пастели светлого тона.
2 Покройте образованный слой масляной пастелью черного цвета.
3 Используя нож, снимайте краску до получения изображения.
Дерево 1. Изображение выполнено на гладкой бумаге с применением техники
соскабливания.
Дерево 2. В данном примере то же изображение выполнено на бумаге с грубой
фактурой.
Автор: "Настольная книга художника", Рей Смит
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.