ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Это правда! Ну что же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне!
Э. Успенский
Детское изобразительное творчество- мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых соей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности (рисование) у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности. В современное время первостепенное значение приобретает всесторонне воспитание ребенка, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. Мы в своей практике активно используем нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционное рисование — это такой вид искусства, который не основывается на классических традициях, а отличается своей неизбитостью и оригинальностью. В этой связи обратимся к мнению С. Погодиной, которая пишет: «Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа. Нетрадиционная изодеятельность в детском саду учит дошкольников выражать задуманное ими без всяких ограничений и запретов. Необычность нетрадиционной техники рисования состоит в том, что она дает возможность детям быстро достичь желаемой цели. Что же побуждает ребенка к активному творчеству? Прежде всего, конечно же, придуманный в его сознании образ. Все, казалось бы, просто — увидел и изобразил. Однако, это не так, все непросто для ребенка, так как творческий процесс требует много знаний, умений и впечатлений. В этом и поможет юному художнику нетрадиционная техника рисования, которая творит чудеса. Рисунки, выполненные одним или несколькими способами, получаются просто сказочными. Каждый ребенок обладает огромной фантазией, которую необходимо постоянно дополнять новыми впечатлениями. Согласимся с мнением К. К. Утробиной, которая четко формулирует основные задачи, решать которые и направлена нетрадиционная техника рисования: – «формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; – формирование эстетического вкуса, творчества, фантазии; – развитие мышления, любознательности, наблюдательности, воображение; – совершенствование технических умений и навыков рисования; – воспитание художественного вкуса и чувства гармонии». Весь спектр методов и приемов нетрадиционного рисования дошкольники должны осваивать с усложнением от младшего дошкольного возраста к старшему. Это связано с физиологическими и психологическими особенностями каждой возрастной категории (уровни развития мышления, фантазии, общей и мелкой моторики. Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, свободу творчества, способствует развитию координации движений. Некоторые виды нетрадиционных техник рисования: Штампование. Так как маленькие детки всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить. «Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи. «Рисование ладошкой или пальчиками». Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. «Оттиск смятой бумагой». Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. «Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. «Рисование ватными палочками». Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобиль, куклу. Главное в этом деле – желание! «Рисование по мокрой бумаге». Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску. «Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками». Щетка, вилка обмакивается в краску и делается отпечаток на бумаге. Щеткой можно протянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т.д. «Кляксография». Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка деткам по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение. Можно использовать трубочку и раздувать кляксу в разных направлениях. «Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром. «Рисование мыльными пузырями». Мыльные пузыри - известная детская забава. Хрупкие, прозрачные, они так красиво переливаются разными цветами радуги и создают ощущение праздника. И еще ими можно рисовать, окрасив краской. Пузыри выдуваются над листом бумаги и оставляют отпечаток. Отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи. «Ниткография». Работать с этой техникой можно двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Второй способ подразумевает под собой использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде какого-либо предмета. «Батик». Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Рисунок наносится на ткань специальными красками. «Монотипия» - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышает интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.