ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • docx
  • 02.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 15.docx

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Рисование развивает у дошкольников творчество – создание нового, оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Работая в детском саду, я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своём умении, помочь им поверить, в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса. Для развития творческих способностей необходимы условия, которые помогут обогатить жизненный опыт ребёнка, показать ребенку радость творческого процесса, поощрить и развить свободный полет фантазии, а также научить ребенка разным художественным приемам и способам. Использование нетрадиционных техник рисования, помогает воспитанникам раскрепоститься, сделать что-то необычное. Дети получают незабываемые положительные эмоции. Использование нетрадиционных техник рисования способствует: интеллектуальному развитию детей, развитию пространственного мышления, умению детей выражать свой замысел, развитию мелкой моторики руки. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нетрадиционных техник рисования, используемых в работе с детьми много, я хочу познакомить вас лишь с некоторыми из них: ü «Рисование пальцами, ладонью, кулаком» СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 89 ВЫПУСК № 8 (207) 2022 У ребёнка нет настроения? Его можно вернуть с помощью рисования пальчиками, ладошкой, кулаком. Техника рисования: 1.берём широкую миску; 2.разводим гуашевую краску до консистенции жидкой сметаны; 3.наливаем в блюдце; 4.ладонь с широко расставленными пальцами опускаем в краску; 5. оставляем отпечаток на листе и дорисовываем его. С помощью рисования ладошкой можно изображать различные объекты: животных, подводный мир, растения и т.д. Занятия начинаются с наблюдения и рассматривания за ними. ü «Печать пластиковой бутылкой и винной пробкой». У вас дома накопились пластиковые бутылки лил винные пробки, не спешите их выбрасывать, а используйте для рисования. Техника рисования: 1.берём миску, чем шире, тем лучше; 2.кладём на дно миски тонкий поролон; 3.разводим гуашевую краску небольшим количеством воды; 4.выливаем краску в миску с поролоном; 5.опускаем бутылку донышком в поролон; 6.наносим отпечаток на бумагу. Данную технику хорошо использовать при изображении растений. ü «Рисование ластиком» Мы все знаем, что ластик предназначен для того, чтобы стирать простой карандаш. Давайте совместим эти два материала, и посмотрим, что получится. Техника рисования: 1.нам понадобится лист плотной бумаги, лучше взять бумагу для акварели; простой карандаш, лучше если он будет мягким; ватные диски или мягкие бумажные салфетки; ластик; 2. заштриховываем лист бумаги, довольно сильно нажимая на простой карандаш; 3. ватным диском или салфеткой хорошо растираем карандаш, у нас должна получиться серая поверхность листа; интенсивность цвета зависит от штриховки (нажатия на простой карандаш); 4.берём ластик и пользуясь им как карандашом наносим желаемый рисунок; 5. мелкие детали можно прорисовать простым карандашом. В данной технике можно рисовать любые произведения искусства. Важно: заштриховывая лист не оставляйте никаких пустых, белых точек. ü «Рисование пастелью» При первом знакомстве с пастелью дети испытывают удовольствие, потому что она очень яркая. Нам понадобятся: плотные листы бумаги; пастель; ластик; губка; влажные салфетки для рук; фиксатор (можно использовать обычный лак для волос). При рисовании пастелью используются следующие техники: -рисование кончиком пастели. Толщина линии на листе зависти от давления на мелок. Чем сильнее вы нажимаете на мелок, тем больше пастели останется на листе; -рисование «плашмя» или ребром. Это приём используется при закрашивании больших поверхностей; -штриховка. Представляет собой ряд параллельных линий, нарисованных близко друг к другу. Данный приём используется для создания формы и объёма; -растушёвка, т.е. смешивание цветов. Для смешивания пастели используется палец, вату, ластик. Пастель используется как в графике, так и в живописи. Важно: при рисовании пастелью не намечайте основу простым карандашом, так как на него плохо ложится пастель. Используйте для этого пастельный карандаш, уголь или саму пастель. Обучение детей старшего дошкольного возраста изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования; проводится в игровой форме. При планировании непосредственной образовательной деятельности учитываются возрастные особенности и уровень подготовленности детей. В работе с детьми использую следующие методы: ü Информационно-рецептивный метод, который включает в себя: рассматривание; наблюдение; экскурсии; образец воспитателя; показ воспитателя. ü Репродуктивный метод - направлен на закрепление знаний и навыков детей. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой. ü Словесные методы: беседы, загадки, чтение художественных произведений, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы. ü Метод эстетического пробуждения: рассматривание различных произведений искусства; рассматривание предметов народно – декоративного искусства; рассматривание работ, созданных своими руками. ü Эвристический метод: предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. ü Исследовательский метод: дети выполняют всю работу самостоятельно, направлен на развитие у детей самостоятельности, фантазии, воображения и творчества. Таким образом, разнообразие техник рисования способствует выразительности образов в детских рисунках. Изученный материал показал, что использование нетрадиционных техник рисования доставляет воспитанникам истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их совсем не пугает его многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения работы. И чем лучше получается действие с выбранным материалом, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Литература 1.Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественноэстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. /Н. В. Дубровская/ СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 2.Басина Н, Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке /Н Басина/ М.,1997. 3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1- 2 /Г.Н. Давыдова/-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 4.Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.