Использование новых (инновационных) методов обучения на уроках истории и обществознания (информационно-коммуникативных)
Оценка 5

Использование новых (инновационных) методов обучения на уроках истории и обществознания (информационно-коммуникативных)

Оценка 5
docx
23.10.2023
Использование новых (инновационных) методов обучения на уроках истории и обществознания (информационно-коммуникативных)
«Использование новых (инновационных) методов обучения на уроках истории.docx

«Использование новых (инновационных) методов обучения на уроках истории и обществознания (информационно-коммуникативных)»

 

Информационно-коммуникативные технологии с использованием мультимедиа способствуют развитию познавательной активности на уроках, позволяют по-новому использовать на уроках истории большой массив текстовой, графической, аудио и видеоинформации.

Чтобы история не становилась для обучающихся скучным, сложным или непонятным предметом, на уроках помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), с помощью которых приходится активно формировать упущенные в раннем детстве навыки образного мышления.

Следует отметить, что применяемые  мультимедиа только тогда продуктивны, когда целесообразно сочетаются с  методической разработкой урока. Современные уроки стали настолько гибкими, что не существует шаблона - в какой момент урока использовать электронный ресурс. Главное, чтобы это было целесообразно, оптимально по смысловой нагрузке, с соблюдением здоровьесберегающих технологий. 

Информационно-компьютерные технологии позволяют лучше  решать целый ряд образовательных и воспитательных функциональных задач:

-  компьютер позволяет создавать любые «наглядные пособия» - видео и аудиоподборки, анимированные карты и схемы.

- компьютерные технологии дают возможность воссоздать исторический образ эпох, событий за счет визуализации, способствующей эмоционально-образному усвоению материала. Этого часто не хватает при применении обычных технологий.

-  усиливают мотивацию к изучению предмета. Компьютерная среда для многих обучающихся стала более привычной, нежели традиционная книжная.

 - компьютерные технологии позволяют сделать гораздо более насыщенной внеурочную деятельность. Например, проведение интеллектуальных игр, тестов, викторин.

-  работа с анимированными картами позволяет лучше решать задачу по локализации событий в пространстве, четче проследить динамику исторических событий.

- сегодня, вне зависимости от нашего отношения к этому,  можно говорить о том, что не каждый школьник с большим желанием займется написанием реферата. Зато проявить себя в создании, например, презентации или теста захотят многие. Это  будет способствовать повышению уровня мотивации в изучении исторических дисциплин.

Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которые  являются совокупностью компьютерных технологий, использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты и сопровождение.

В настоящее время учебно-воспитательный процесс дает возможность использовать:

видео и аудиотехнику; интерактивные доски; электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; электронные энциклопедии и справочники,  с информационно-справочными  материалами, статистические данные в виде различных схем, диаграмм, таблиц и графиков; тренажеры и программы тестирования; образовательные ресурсы и платформы Интернета; научно-исследовательские работы, проекты, презентации.

Планируя урок с применением методики использования ИКТ-технологии по ФГОС, необходимо:

- соблюдать определенные дидактические требования, в соответствии с которыми: учитывать специфику учебного материала, характер объяснения новой информации;

- согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

- определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

- уточнять, каким образом будут использованы информационные технологии на уроке,  в процессе  раскрытия и усвоения учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

- анализировать и обсуждать весь спектр вопросов изучаемого материала.

Хотелось бы отметить, что электронные учебные издания очень помогают преподавателю истории и обществознания в эффективной организации любого урока. Это не только готовые уроки, соответствующие учебным программам, но и тот объем информационно-справочного материала, который преподаватель может использовать при подготовке или на самом уроке. Например, при изучении тем: «Конституция», «Всеобщая декларация прав человека» текст или статью можно распечатать заранее, используя справочно-правовую систему Гарант, 1-С или Консультант-Плюс.

Однако, использование всего спектра ИКТ возможностей  - это достаточно трудоемкая для преподавателя работа, требующая времени и творческого подхода. Упростить ее может только владение новыми компьютерными программами. Поэтому учителю, использующему компьютерные технологии, придется все время повышать свое мастерство. Но показать историю в лицах, прививать интерес и любовь к отечественной и мировой истории через живых ее участников – эта задача того стоит.

На смену консервативным пассивным технологиям обучения истории и обществознания в настоящее время все более приходят и развиваются активные и интерактивные технологии. Это способствует организации урока таким образом, что, взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между преподавателями и обучающимися, обучающимися  и мультимедийными средствами информатизации и коммуникации.

Современный образовательный процесс предполагает развитие у студентов творческих способностей. Решению данной задачи способствует использование ИКТ-технологий: мультимедийных средств обучения и  развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае мультимедиа, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (презентаций и т. п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся. Информационно-коммуникационные технологии способны:

– вовлекать обучающихся в процесс обучения;

– активизировать и стимулировать познавательный интерес к истории;

– придать учебной работе научный,  творческий, исследовательский характер;

– во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история;

– способствовать индивидуализации процесса и хода  обучения;

– развивать самостоятельную творческую и познавательную деятельность студентов.

– в целом повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные и адаптивные процессы.

Программы

Выбор программ платформы Google, Power Point, Paint, Microsoft Office Publisher объясняется распространенностью и практичностью. Любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах. Power Point стать разработчиком собственного программного продукта. Использование компьютеров в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Презентации

С помощью презентаций преподаватель может  показывать выигрышные интересные иллюстрации, темы,  электронные карты, картины, портреты, цитаты. На экране педагог проектирует определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает донести до учащихся больший объём учебного материала, провести индивидуальную работу.

В целом, применение мультимедийных технологий и систематическое использование ИКТ в процессе преподавания истории приводит к следующим результатам:

-  повышение уровня использования наглядности на уроке;

 - повышение производительности урока;

- установление межпредметных связей с другими предметами: основами информатики, литературы и др.;

-  возможность организации проектной деятельности.

На уроках истории могут быть использованы следующие средства ИКТ - технологий:  текст (демонстрируемый на экране);  звук; – графическое изображение;  флипчарты; подбор иллюстративного материала к уроку; видео-и диафильмы, фрагменты видеофильмов; презентации (на наш взгляд — наиболее эффективное средство повышения навыка обучения истории, так как может сочетать в себе все вышеперечисленные средства, в любых необходимых на данный момент урока сочетаниях).

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

– Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

 – Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста.

Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащимся необходимо понять и запомнить, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

– Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

– Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

– Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле, а также быть достаточно четкими и понятными для данной категории учащихся.

– Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

– На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время, чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат.

– Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер. Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

– избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

– ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей, т. е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т. п.

– дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

– учитывать фактор памяти обучаемого (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Рассмотрим одну из удобных и важных медиа-программ.

Так, например, работа в программе PowerPoint позволяет стать разработчиком собственного программного продукта, методических разработок  по своему предмету. Качественно разработанная презентация принесёт всем участникам учебного процесса чувство морального удовлетворения, будет способствовать повышению авторитета преподавателя и качества успеваемости учащихся, позволяет творчески выстраивать урок, использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, видео-аудиофрагменты и т.д.).

Соответственно, очень интересны и показательны выступления обучающихся с самостоятельно подготовленными презентациями по различным темам и периодам истории. Для этого ребята используют интернет-ресурсы, различные мультимедийные пособия, энциклопедии. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.

При разработке презентаций к урокам необходимо соблюдать ряд основные требований по оформлению электронного ресурса, оформлению и структуре.

На титульном листе кроме заголовка нужно указать автора. В презентации это лучше сделать внизу титульного слайда или в нижнем колонтитуле.

На последнем слайде обязательно указать все использованные ресурсы (литературу, документы, интернет ресурсы). Ссылки на Интернет ресурсы следует сделать активными. Презентация должна быть выдержана в едином стиле. Не следует каждый слайд снабжать отдельным шаблоном - это затрудняет восприятие, нарушает логическую целостность творческой работы и в целом не эстетично! Фоновый рисунок должен соответствовать содержанию, цвету шрифта и цветовой гамме используемых объектов. Необходимо оптимально и лаконично распределять информацию. Картинки должны быть только высокого качества. Цветовая гамма должна быть благоприятной, поэтому необходимо соблюдать меру в использовании цветности. Звуковое сопровождение должно быть оптимальным по объёму и громкости. Используемое видео должно содействовать достижению поставленных целей урока, а не становиться самоцелью. Поэтому его практически всегда необходимо сначала редактировать, выбирая необходимые фрагменты, небольшие по размеру, которые будут способствовать выполнению поставленных задач.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР).

Главной целью использования ЦОР и ЭОР является повышение качества математического образования и увеличение степени его доступности. В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов.

Федеральными коллекциями ресурсов являются:

· Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru);

· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

(http://school-collection.edu.ru).

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Применение ЦОР и ЭОР

1. Подготовка учителя к уроку (компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете; эффективный поиск информации; подготовка контрольных и самостоятельных работ; подготовка творческих заданий; подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами).

2. Проведение урока (демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор; использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ; тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний; индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке).

3. Помощь обучающимся (повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала; автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;  большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.; возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера; помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия; приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними; развитие творческого потенциала учащихся в   предметной виртуальной среде).

Следствия использования ЦОР

• переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному

• поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения

• выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся

• стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся

• реализация компетентностного подхода к изучению предметов

Таким образом, использование ИКТ, мультимедийной техники и современных компьютерных программ при проведении практических и лекционных занятий на уроках истории и обществознания способствует следующим результатам:

1. Обучающиеся лучше запоминают пройденный материал (повышается качество при решении тестов на повторение материала и  объем выполняемой работы на уроке)

2. Повышается мотивация обучающихся к подготовке домашнего задания (самостоятельно разрабатывают свои презентации).

3. Повышается интеллектуальная активность обучающихся (наблюдается при выполнении контрольных и практических работ по истории).

4. Формируется умение работать с историческими картами и документами.

5.Уменьшается количество пассивных обучающихся.

Исходя из вышесказанного, все этапы урока истории можно значительно обогатить такими средствами мультимедийных технологий, как: презентации, диафильмы, видеофильмы, анимации, графические изображения, иллюстрации, аудиофайлы, текстовая информация.

Однако, учителю истории, использующему ИКТ и мультимедиа на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. В дальнейшем, я планирую продолжать повышать свои умения и навыки работы с ИКТ, продолжить формирование банка медиа-ресурсов.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных методов в процессе  обучения в ОО способствуют повышению познавательности и  активности обучаемых, соответственно, улучшая качество и эффективность уроков. Отмечу, что многие обучающиеся при использовании данной методики учатся с большим желанием, переставая быть пассивными слушателями лекций, начинают проявлять собственные навыки  мышления и творческий подход к размышлению и решению поставленных вопросов и задач.

Использование большинства образовательных программ позволяет отслеживать процесс подготовки, выявляя недочеты и пробелы в знаниях обучающихся в той или иной тематике предмета.

В результате, исходя из опыта, могу отметить, что обучающиеся, активно использующие ИКТ, формируют более высокий уровень информационной ориентированности, навыков и умению по самообразованию, и, несомненно, более глубокому анализированию и погружению в сущность тематики абсолютно всех изучаемых предметов.

В то же время важность использования ИКТ в наше время, динамично развивающихся технологий и проблем, привнесенных пандемией ковид-19, во время вынужденных дистанционных периодов обучения, переоценить важное значение информационно-технологических технологий просто невозможно.

Резюмирую доклад тем, что использование ИКТ на уроках истории и обществознания способствует эффективному решению педагогико-воспитательных задач, таких как: развитие коммуникационных компетенций обучающихся; корреляцию обучения в техникуме с жизнью в социуме; обогащение учебного материала различными формами зрительного восприятия; включение в содержание образования проектной деятельности, и, несомненно, качественное овладение обучающимися информационной компетентностью.

В заключение хотелось бы отметить и не забывать, что использование ИКТ - технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без всесторонней работы педагога: с историческими источниками, например, с картами, документами, литературой (так сказать, «с добрыми старыми книжками и журналами»), с  индивидуальным подходом к каждому ученику, с желанием заинтересовать каждого, поскольку эти технологии - только методика обучения. Компьютер в учебном процессе не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. Необходимо помнить, что применение в учебном процессе информационных технологий не может заменить учителя. В учебном процессе нужно придерживаться разумного сочетания форм и методов работы с ИКТ и других методов обучения.


 

Скачано с www.znanio.ru

Использование новых (инновационных) методов обучения на уроках истории и обществознания (информационно-коммуникативных)»

Использование новых (инновационных) методов обучения на уроках истории и обществознания (информационно-коммуникативных)»

Хотелось бы отметить, что электронные учебные издания очень помогают преподавателю истории и обществознания в эффективной организации любого урока

Хотелось бы отметить, что электронные учебные издания очень помогают преподавателю истории и обществознания в эффективной организации любого урока

Использование компьютеров в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона

Использование компьютеров в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона

Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти

Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти

Применение ЦОР и ЭОР 1. Подготовка учителя к уроку (компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; большое количество дополнительной и справочной информации – для…

Применение ЦОР и ЭОР 1. Подготовка учителя к уроку (компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; большое количество дополнительной и справочной информации – для…

Использование большинства образовательных программ позволяет отслеживать процесс подготовки, выявляя недочеты и пробелы в знаниях обучающихся в той или иной тематике предмета

Использование большинства образовательных программ позволяет отслеживать процесс подготовки, выявляя недочеты и пробелы в знаниях обучающихся в той или иной тематике предмета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023