«Использование новых (инновационных) методов обучения на уроках истории и обществознания (информационно-коммуникативных)»
Информационно-коммуникативные технологии с использованием мультимедиа способствуют развитию познавательной активности на уроках, позволяют по-новому использовать на уроках истории большой массив текстовой, графической, аудио и видеоинформации.
Чтобы история не становилась для обучающихся скучным, сложным или непонятным предметом, на уроках помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), с помощью которых приходится активно формировать упущенные в раннем детстве навыки образного мышления.
Следует отметить, что применяемые мультимедиа только тогда продуктивны, когда целесообразно сочетаются с методической разработкой урока. Современные уроки стали настолько гибкими, что не существует шаблона - в какой момент урока использовать электронный ресурс. Главное, чтобы это было целесообразно, оптимально по смысловой нагрузке, с соблюдением здоровьесберегающих технологий.
Информационно-компьютерные технологии позволяют лучше решать целый ряд образовательных и воспитательных функциональных задач:
- компьютер позволяет создавать любые «наглядные пособия» - видео и аудиоподборки, анимированные карты и схемы.
- компьютерные технологии дают возможность воссоздать исторический образ эпох, событий за счет визуализации, способствующей эмоционально-образному усвоению материала. Этого часто не хватает при применении обычных технологий.
- усиливают мотивацию к изучению предмета. Компьютерная среда для многих обучающихся стала более привычной, нежели традиционная книжная.
- компьютерные технологии позволяют сделать гораздо более насыщенной внеурочную деятельность. Например, проведение интеллектуальных игр, тестов, викторин.
- работа с анимированными картами позволяет лучше решать задачу по локализации событий в пространстве, четче проследить динамику исторических событий.
- сегодня, вне зависимости от нашего отношения к этому, можно говорить о том, что не каждый школьник с большим желанием займется написанием реферата. Зато проявить себя в создании, например, презентации или теста захотят многие. Это будет способствовать повышению уровня мотивации в изучении исторических дисциплин.
Современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которые являются совокупностью компьютерных технологий, использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты и сопровождение.
В настоящее время учебно-воспитательный процесс дает возможность использовать:
видео и аудиотехнику; интерактивные доски; электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; электронные энциклопедии и справочники, с информационно-справочными материалами, статистические данные в виде различных схем, диаграмм, таблиц и графиков; тренажеры и программы тестирования; образовательные ресурсы и платформы Интернета; научно-исследовательские работы, проекты, презентации.
Планируя урок с применением методики использования ИКТ-технологии по ФГОС, необходимо:
- соблюдать определенные дидактические требования, в соответствии с которыми: учитывать специфику учебного материала, характер объяснения новой информации;
- согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
- уточнять, каким образом будут использованы информационные технологии на уроке, в процессе раскрытия и усвоения учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
- анализировать и обсуждать весь спектр вопросов изучаемого материала.
Хотелось бы отметить, что электронные учебные издания очень помогают преподавателю истории и обществознания в эффективной организации любого урока. Это не только готовые уроки, соответствующие учебным программам, но и тот объем информационно-справочного материала, который преподаватель может использовать при подготовке или на самом уроке. Например, при изучении тем: «Конституция», «Всеобщая декларация прав человека» текст или статью можно распечатать заранее, используя справочно-правовую систему Гарант, 1-С или Консультант-Плюс.
Однако, использование всего спектра ИКТ возможностей - это достаточно трудоемкая для преподавателя работа, требующая времени и творческого подхода. Упростить ее может только владение новыми компьютерными программами. Поэтому учителю, использующему компьютерные технологии, придется все время повышать свое мастерство. Но показать историю в лицах, прививать интерес и любовь к отечественной и мировой истории через живых ее участников – эта задача того стоит.
На смену консервативным пассивным технологиям обучения истории и обществознания в настоящее время все более приходят и развиваются активные и интерактивные технологии. Это способствует организации урока таким образом, что, взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования. ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между преподавателями и обучающимися, обучающимися и мультимедийными средствами информатизации и коммуникации.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у студентов творческих способностей. Решению данной задачи способствует использование ИКТ-технологий: мультимедийных средств обучения и развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае мультимедиа, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (презентаций и т. п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся. Информационно-коммуникационные технологии способны:
– вовлекать обучающихся в процесс обучения;
– активизировать и стимулировать познавательный интерес к истории;
– придать учебной работе научный, творческий, исследовательский характер;
– во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история;
– способствовать индивидуализации процесса и хода обучения;
– развивать самостоятельную творческую и познавательную деятельность студентов.
– в целом повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные и адаптивные процессы.
Программы
Выбор программ платформы Google, Power Point, Paint, Microsoft Office Publisher объясняется распространенностью и практичностью. Любой человек имеющий представление о хотя бы одном продукте пакета, быстро может освоить работу и в других программах. Power Point стать разработчиком собственного программного продукта. Использование компьютеров в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Презентации
С помощью презентаций преподаватель может показывать выигрышные интересные иллюстрации, темы, электронные карты, картины, портреты, цитаты. На экране педагог проектирует определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает донести до учащихся больший объём учебного материала, провести индивидуальную работу.
В целом, применение мультимедийных технологий и систематическое использование ИКТ в процессе преподавания истории приводит к следующим результатам:
- повышение уровня использования наглядности на уроке;
- повышение производительности урока;
- установление межпредметных связей с другими предметами: основами информатики, литературы и др.;
- возможность организации проектной деятельности.
На уроках истории могут быть использованы следующие средства ИКТ - технологий: текст (демонстрируемый на экране); звук; – графическое изображение; флипчарты; подбор иллюстративного материала к уроку; видео-и диафильмы, фрагменты видеофильмов; презентации (на наш взгляд — наиболее эффективное средство повышения навыка обучения истории, так как может сочетать в себе все вышеперечисленные средства, в любых необходимых на данный момент урока сочетаниях).
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
– Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
– Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста.
Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащимся необходимо понять и запомнить, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
– Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
– Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
– Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле, а также быть достаточно четкими и понятными для данной категории учащихся.
– Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
– На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время, чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат.
– Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер. Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
– избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
– ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей, т. е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т. п.
– дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
– учитывать фактор памяти обучаемого (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Рассмотрим одну из удобных и важных медиа-программ.
Так, например, работа в программе PowerPoint позволяет стать разработчиком собственного программного продукта, методических разработок по своему предмету. Качественно разработанная презентация принесёт всем участникам учебного процесса чувство морального удовлетворения, будет способствовать повышению авторитета преподавателя и качества успеваемости учащихся, позволяет творчески выстраивать урок, использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, видео-аудиофрагменты и т.д.).
Соответственно, очень интересны и показательны выступления обучающихся с самостоятельно подготовленными презентациями по различным темам и периодам истории. Для этого ребята используют интернет-ресурсы, различные мультимедийные пособия, энциклопедии. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.
При разработке презентаций к урокам необходимо соблюдать ряд основные требований по оформлению электронного ресурса, оформлению и структуре.
На титульном листе кроме заголовка нужно указать автора. В презентации это лучше сделать внизу титульного слайда или в нижнем колонтитуле.
На последнем слайде обязательно указать все использованные ресурсы (литературу, документы, интернет ресурсы). Ссылки на Интернет ресурсы следует сделать активными. Презентация должна быть выдержана в едином стиле. Не следует каждый слайд снабжать отдельным шаблоном - это затрудняет восприятие, нарушает логическую целостность творческой работы и в целом не эстетично! Фоновый рисунок должен соответствовать содержанию, цвету шрифта и цветовой гамме используемых объектов. Необходимо оптимально и лаконично распределять информацию. Картинки должны быть только высокого качества. Цветовая гамма должна быть благоприятной, поэтому необходимо соблюдать меру в использовании цветности. Звуковое сопровождение должно быть оптимальным по объёму и громкости. Используемое видео должно содействовать достижению поставленных целей урока, а не становиться самоцелью. Поэтому его практически всегда необходимо сначала редактировать, выбирая необходимые фрагменты, небольшие по размеру, которые будут способствовать выполнению поставленных задач.
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР).
Главной целью использования ЦОР и ЭОР является повышение качества математического образования и увеличение степени его доступности. В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов.
Федеральными коллекциями ресурсов являются:
· Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru);
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru).
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Применение ЦОР и ЭОР
1. Подготовка учителя к уроку (компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете; эффективный поиск информации; подготовка контрольных и самостоятельных работ; подготовка творческих заданий; подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами).
2. Проведение урока (демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор; использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ; тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний; индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке).
3. Помощь обучающимся (повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала; автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время; большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.; возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера; помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия; приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними; развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде).
Следствия использования ЦОР
• переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному
• поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения
• выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся
• стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся
• реализация компетентностного подхода к изучению предметов
Таким образом, использование ИКТ, мультимедийной техники и современных компьютерных программ при проведении практических и лекционных занятий на уроках истории и обществознания способствует следующим результатам:
1. Обучающиеся лучше запоминают пройденный материал (повышается качество при решении тестов на повторение материала и объем выполняемой работы на уроке)
2. Повышается мотивация обучающихся к подготовке домашнего задания (самостоятельно разрабатывают свои презентации).
3. Повышается интеллектуальная активность обучающихся (наблюдается при выполнении контрольных и практических работ по истории).
4. Формируется умение работать с историческими картами и документами.
5.Уменьшается количество пассивных обучающихся.
Исходя из вышесказанного, все этапы урока истории можно значительно обогатить такими средствами мультимедийных технологий, как: презентации, диафильмы, видеофильмы, анимации, графические изображения, иллюстрации, аудиофайлы, текстовая информация.
Однако, учителю истории, использующему ИКТ и мультимедиа на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. В дальнейшем, я планирую продолжать повышать свои умения и навыки работы с ИКТ, продолжить формирование банка медиа-ресурсов.
Таким образом, использование информационно-коммуникативных методов в процессе обучения в ОО способствуют повышению познавательности и активности обучаемых, соответственно, улучшая качество и эффективность уроков. Отмечу, что многие обучающиеся при использовании данной методики учатся с большим желанием, переставая быть пассивными слушателями лекций, начинают проявлять собственные навыки мышления и творческий подход к размышлению и решению поставленных вопросов и задач.
Использование большинства образовательных программ позволяет отслеживать процесс подготовки, выявляя недочеты и пробелы в знаниях обучающихся в той или иной тематике предмета.
В результате, исходя из опыта, могу отметить, что обучающиеся, активно использующие ИКТ, формируют более высокий уровень информационной ориентированности, навыков и умению по самообразованию, и, несомненно, более глубокому анализированию и погружению в сущность тематики абсолютно всех изучаемых предметов.
В то же время важность использования ИКТ в наше время, динамично развивающихся технологий и проблем, привнесенных пандемией ковид-19, во время вынужденных дистанционных периодов обучения, переоценить важное значение информационно-технологических технологий просто невозможно.
Резюмирую доклад тем, что использование ИКТ на уроках истории и обществознания способствует эффективному решению педагогико-воспитательных задач, таких как: развитие коммуникационных компетенций обучающихся; корреляцию обучения в техникуме с жизнью в социуме; обогащение учебного материала различными формами зрительного восприятия; включение в содержание образования проектной деятельности, и, несомненно, качественное овладение обучающимися информационной компетентностью.
В заключение хотелось бы отметить и не забывать, что использование ИКТ - технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без всесторонней работы педагога: с историческими источниками, например, с картами, документами, литературой (так сказать, «с добрыми старыми книжками и журналами»), с индивидуальным подходом к каждому ученику, с желанием заинтересовать каждого, поскольку эти технологии - только методика обучения. Компьютер в учебном процессе не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. Необходимо помнить, что применение в учебном процессе информационных технологий не может заменить учителя. В учебном процессе нужно придерживаться разумного сочетания форм и методов работы с ИКТ и других методов обучения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.