Использование новых педагогических технологий в современных условиях обучения на уроках географии.
(из опыта работы)
Методическая подготовка учителя географии является важнейшим звеном профессионального образования. Это целостная многокомпонентная система, элементы которой - различные формы организации учебно-воспитательного процесса.
В своей методике работы как учителя географии накапливается достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них я выделяю определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблему интеграции разветвленной системы географических знаний и реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.
Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением мною в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы. Однако внедрение мною новых технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику изучения географии. Я применяю технологии не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики изучения географии.
В моей работе накоплен значительный опыт применения технологий обучения. На своих уроках географии я использую различные современные технологии обучения. Приведу примеры наиболее известных технологий используемых мной в обучении географии.
В своей деятельности на уроках применяю технологию интегрированного обучения. Главной целью интегрированного обучения является формирование более широкого и глубокого миропонимания учащимися, активизация их познавательной деятельности, формирование умений применять полученные знания в жизни, создание благоприятных условий для самореализации ребенка.
Тему для проведения интегрированного урока выбираю такую, чтобы была возможность сближения материала двух или трех учебных предмета, чтобы материал одного предмета логично увязывался с материалом другого. Приведу несколько примеров по проведению интегрированных уроков. В 5 классе тема «Географические координаты» сложна для усвоения детьми, как в географии, так и в математике. В ходе урока решается ряд важнейших задач: закрепляются и углубляются теоретические знания, отрабатываются практические навыки по определению координат точки, учащиеся ищут соответствие линий координатной плоскости и математической основы карты, сходство в способе определения координат и, тем самым, прослеживают взаимосвязь географии и математики. В ходе урока выполняются учащимися практические задания игрового характера, словарные диктанты. При проведении интегрированного урока все учащиеся получают качественные оценки по математике и географии. Ученики получают возможность применить знания в нестандартной ситуации и узнают, как эти знания можно применить в жизни.
Аналогичного типа интегрированный урок провожу по теме «Масштаб». Ученики не только закрепляют и углубляют свои знания, но и практически их применяют на уроке. В заданном масштабе девочки делают выкройку фартука, мальчики по чертежу в заданном масштабе делают разметку на деревянной заготовке для урока технологии.
В 5 классе по темам «Эпоха Великих географических открытий» создаются благоприятные возможности для интегрирования географии и истории. Интегрированные уроки носят проблемный характер, что повышает мотивацию учеников, интерес.
Итак, интегрирование в преподавании географии способствует расширению и углублению знаний. Повышает активность, интерес учащихся к предмету, нацеливает на практическое использование знаний сегодня и в перспективе.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Технология формирует точку опоры для мышления человека, предоставляет естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Знания закрепляются, ибо они опираются на опыт учащихся. А результаты достигаются путём свободного, позитивного, активного освоения ими информации, её синтеза и присвоения.
На уроках географии рационально использовать данную технологию можно при изучении больших, сложных текстов учебника и дополнительной литературы. Технология научит учащихся использовать информацию текста избирательно и критически, что очень важно при возможности использовать сведения, взятые из Интернета.
Структура данной педагогической технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Основа технологии – построение урока по определённому алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.
Первая стадия урока – вызов. Задача: активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Определяются цели чтения или исследования текста.
Вторая стадия урока – осмысление. Непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным для достижения нового понимания.
Третья стадия урока – рефлексия. Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Формируются навыки анализа, творческого переосмысления информации.
Каждой стадии технологии критического мышления соответствуют определённые приёмы:
Стадии урока |
Приёмы, используемые на стадии урока |
Осмысление |
Рефлексия |
Вызов |
Бортовой журнал, взаимообучение, ключевые слова, «мозговой штурм» |
Бортовой журнал, взаимообучение, «лови ошибку», маркировка текста, составление кластера |
Бортовой журнал, синквэйн |
Технология игровой деятельности. Для того чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, в работе применяются творческие задания. При проведении игр осуществляется уровневая дифференциация знаний учащихся, а, следовательно, и реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. При работе в команде, группе, ребята учатся обсуждать проблемы, формировать коллективное мышление. Работа в команде создает чувство защищенности у слабых учеников, так как они уверены, что товарищи их поддержат, помогут с ответом.
Такие уроки способствуют развитию речи школьников, учат их доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ. Учащихся привлекает нетрадиционная форма урока, необычное оформление кабинета, работа с дополнительными источниками знаний.
Игры на уроках повторения и обобщения знаний. В настоящее время перед школой стоит большая задача – формирование различных практических навыков, которые человеку нужны сегодня и в будущей жизни. На уроках географии значительное внимание уделяется развитию практических навыков учащихся. Одни навыки формирую для закрепления и понимания теоретических вопросов, другие для дальнейшей практической жизни, третьи для формирования географической культуры. Через практические навыки работы с источниками географических знаний, с инструментами на местности удается успешно решать проблему повышения активизации учащихся.
На каждом уроке учащиеся работают с картами атласа, текстовыми картами учебника, контурными картами. На уроке ученики сравнивают отдельные объекты, описывают их по типовым планам, обучаются приемам заучивания номенклатуры карты, находят закономерности явлений, сопоставляют несколько карт в целях получения ответа на поставленный проблемный вопрос, определяют координаты, делают измерения расстояний и т.д. Перед выполнением каждой работы знакомлю учащихся с инструкцией по выполнению задания.
При сопоставлении нескольких карт учащиеся учатся находить ответ на поставленный вопрос. Например, учащимся предлагаю сопоставить карту строения земной коры и физическую карту Евразии. Задаю вопрос: почему горные области Евразии находятся на востоке и юге материка? Учащиеся отвечают, что горные хребты формируются на стыке Тихоокеанской и Евразийской плит и Евразийской с Африкано-Аравийской.
Учащиеся сопоставляют карты климатическую и физическую России и думают о причинах самой низкой температуры воды в Восточно-Сибирском море. Задания составляю такие, чтобы постоянно поддерживался интерес к географии. Например, на этом острове находится лес с координатами 19º ю.ш и 47º в.д, где живут самые маленькие обезьяны, размеры их тела 12 сантиметров. Как называется этот остров?
Обращаю внимание на такие виды работ как чтение топографической карты, определение направлений и измерение расстояний по карте при помощи масштаба и градусной сетки, откладывание расстояний в масштабе, определение координат точки.
Очень активно работают ученики при проведении практических работ с использованием компаса по измерению расстояний и азимутов, съемке местности.
Проблемное обучение. Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.
Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:
I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы.
II. Формулирование гипотезы.
III. Поиск решения и доказательство гипотезы.
IV. Решение проблемы.
Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого ученика в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:
1) эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у школьника сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;
2) опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;
3) творческий подход учителя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях).
4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации.
Проблемное обучение реализуется в проблемном изложении, в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.
На уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, можно перед объяснением предложить им какое – либо занимательное задание. Например, при изучении темы «Развитие земной коры» в 7 классе: «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости».
Эвристическая беседа проводится посредством одной или нескольких задач проблемного характера. Для примера возьмем тему «Движения земной коры» в 6 классе. Для учащихся она сложна тем, что у них нет возможности самим наблюдать явления, связанные с движением земной коры. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учеников.
Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Население Земли» в 7 классе обобщаются знания о народах, языках и религиях. Для облегчения задачи учителем даются вопросы и задания проблемного характера:
1. Составить схему «Народы».
2. Привести примеры языковых групп.
3. Предложить свой вариант решения «Самые многонаселенные страны мира».
4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий крупнейших городов мира.
В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.
Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»
Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по – разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).
Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба.
Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.
Стремительное развитие информационных технологий резко меняет структуру занятости и трудоустройства населения, создает новые профессии и рабочие места. Все больше и больше людей становятся членами этого информационного общества.
На своих уроках по технологии ИКТ я применяю:
¾ уроки-презентации;
¾ уроки с использованием учебника мультимедиа;
¾ уроки с использованием «Библиотеки электронных наглядных пособий».
Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе. Использование указанных средств обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Комплексное применение ИКТ и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, существенно может повысить наглядность обучения, выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения. Принцип наглядности, продолжая оставаться одним из главных в обучении, меняет свое качество, что приводит к пересмотру сочетаний различных средств наглядности. Восприятие натуральной, конкретной наглядности как первоначальной уступает место условной – схематичным изображениям, рисункам, картам и картосхемам, графикам, таблицам и.т.д.
Слайдовые презентации предоставляют новые возможности для творческого развития учеников и учителя. Знакомство учащихся с презентациями начинаем с первого года обучения, 5 класса, совершенствуя их в последующие годы, так предлагается изучение темы «Абсолютная и относительная высота». Включение презентаций происходит фрагментарно на разных этапах урока.
Учащимся 7 классов предлагается самим создавать презентации по желанию на заданную тему. Например, в 8 классе при изучении темы «Современные географические исследования», учащиеся готовят презентацию «Исследователи природы родного края».
Наиболее активно используются презентации в 10-11 классе. Каждый учащийся готовит презентацию по следующим требованиям: содержание (общие сведения о стране, население, хозяйство), использование современной информации, ограниченный регламент (7-10 минут), демонстрация сопровождается рассказом.
Использование презентаций помогает образно представить информацию, даёт возможность использовать современную информацию. Презентацию всегда можно остановить на любом слайде, обсудить информацию, проанализировать материал, сделать собственные выводы. Презентация – неотъемлемая часть научно-практических конференций и различных конкурсов. Создавая презентации, ученики приобретают межпредметные умения поиска и отбора информации, занимают активную позицию в обучении и приобретают опыт публичного выступления.
В процессе обучения географии применяю технологию листов опорных сигналов (логических опорных конспектов – ЛОК или ЛОС).
Для того чтобы научить учащихся работать по опорным схемам (конспектам), необходимо в первую очередь научить умению выделять главное: целое или частное, определять причинно-следственные связи. Над этим начинаем работать в 5 классе. Работая с текстом учебника, уделяется время на отработку навыков умения: выделять ключевые слова, главную мысль, затем заносить данные в таблицу. Так мы не только учимся работать с текстом учебника, мы учимся правильно составлять и оформлять таблицу.
В курсе 6 класса, используются готовые опорные конспекты, которые составлены учителем и предлагается учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. Учитывая количество часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.
Учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения. Учатся строить опорные схемы самостоятельно, например, по теме «Ветер» – бриз, муссоны и др.
В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект.
В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении темы «Промешенные узлы» в курсе «Социально - экономической географии» наиболее удачное применение опорных конспектов по теме «Экономическое районирование». Основные положения плана характеристики даются в виде фактического материала с вытекающим из него выводом, что позволяет сделать конспект более обоснованным, логически правильным.
Уже на протяжении многих лет использование в преподавании географии ЛОС и ЛОК показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.
Проект – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности».
Учебный проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса. Цель проектно – исследовательской деятельности на уроке – формирование у современного школьника готовности к саморазвитию, самообразованию.
Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач:
¾ обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности;
¾ формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов деятельности;
¾ формирование картины мира, адекватной образовательной программе и уровню знаний.
Результатом выполненного проекта должен быть конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
На заключительном этапе проектной деятельности ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Применение метода проектов на уроке географии хороший способ развития коммуникативных умений школьников.
При организации проектной работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности учащихся среднего школьного возраста. А именно: темы ученических работ выбираются из содержания учебного предмета или близкие к нему; проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Например, в 6 классе выбрана темы проектов: «Работа с графическими и статистическими данными основных показателей энергоресурсов и состояния атмосферы г. Стаханова», «План школьного двора» (съёмка местности), составление географического рассказа с использованием ключевых слов по теме.
В 7-8 классе, в соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Например, здесь можно выбрать следующие темы проектов: «Туристический проспект (памятка): Путешествие по Австралии»; «Коллаж Африки. (население, растительный и животный мир Африки)»; буклет «Народный календарь».
В 9-11 классах метод проектов – это самостоятельное практическое владение технологией исследования, которое должно достигаться к концу 9 класса. Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение исследований в 11 классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как проектирование с последующей защитой результатов в качестве конкурсной работы.
Свою педагогическую деятельность строю так, чтобы повышалось качество обучающихся по географии, через естественнонаучные познания. Одним из ведущих мест в своей работе использую научно-исследовательскую работу с учащимися. Занимаясь научно-исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся ведут журнал наблюдений, анализируют результаты наблюдений, готовят доклады на школьную научную конференцию, который позже при доработке может перерасти в научно-исследовательскую работу, защищаемую ими на республиканском уровне. Такая научная подготовка, позволяет учащимся сделать осознанный выбор жизненного пути с учетом своих склонностей и особенностей характера.
Проанализировав свой опыт, сделал вывод, что одним из самых важных результатов применения ИКТ в области образования является появление возможности в большей степени удовлетворять индивидуальные потребности учащихся. Технологии, которые я использую, не только обеспечивают более интересное содержание учебных программ, но и позволяют провести более достоверную оценку знаний учащихся, выяснить слабые стороны их подготовки и определить оптимальные варианты моих действий для передачи им необходимых знаний и навыков. Использование Интернета еще более расширит возможности получения индивидуальных консультаций в режиме реального времени. Я хочу отметить тот факт, что в результате применения новых технологий, позволяющих в полной мере удовлетворять индивидуальные потребности в обучении. Выиграют все учащиеся, включая и тех, кто имеют шансы в отставании изучения темы, занимаясь в традиционном режиме. Современные технологии дают возможность и детям с ослабленным здоровьем общаться через электронную почту, проводить исследования в Интернете и стать полноправными участниками школьной деятельности. При этом технологии открывают новые возможности и перед одаренными детьми, которые могут теперь осваивать материал в удобном для них темпе и более глубоко изучать интересующие их темы. Я прекрасно знаю, что у каждого ребенка свои собственные потребности, и что каждый ребенок заслуживает индивидуализированных занятий. Эффективные учебные технологии способны помочь преподавателям вызвать у учащихся стремление к работе с полной отдачей. И, наконец, новые и зарождающиеся технологии дают возможность применить индивидуальный подход при обучении и проведении контроля, за его результатами, в результате чего выигрывают все учащиеся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.