Выступление
учителя математики Кондаковой Татьяны Николаевны на педагогическом совете 19.03.2020 г.
Тема: Использование новых технологий в рамках подготовки к дистанционному обучению
С февраля 2020 года я приняла решение использовать в своей деятельности инновационную технологию «Перевернутый класс». Подробнее остановлюсь на объяснении, что представляет собой данная технология.
Устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.
Для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». И здесь на помощь приходят информационные технологии. Один из путей их применения – смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения.
Смешанное обучение - это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является «Перевернутый класс», где «перевернутым» становится сам процесс обучения.
Родоначальниками модели «Перевернутого класса» считаются два американских педагога – Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.
Суть модели «Перевернутого класса» состоит в том, что с лекционным (теоретическим) материалом и презентациями дети знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики в Интернете, а традиционное домашнее задание они выполняют на следующий день в классе, участвуя в индивидуальной и групповой деятельности, общаясь с одноклассниками и педагогом. Другими словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, осваивается в домашних условиях, а то, что когда-то было домашним заданием, становится предметом рассмотрения в классе.
Среди популярных форм классной работы в такой модели – выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.
Зачем педагогу «переворачивать» обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которыми педагогу сталкивается в ежедневной работе с учащимися?
Во-первых, педагоги в своей профессиональной деятельности сталкиваются с рядом проблем, которые невозможно или трудно решить в рамках традиционного урока:
• пассивность учащихся, их нежелание самостоятельно работать;
• многие ученики нацелены исключительно на зазубривание учебного материала: вызубрил, ответил и забыл;
• у педагога практически нет времени для того, чтобы уделить внимание отдельным ученикам, осуществить индивидуальный подход, так как нужно провести опрос, поставить отметки, а потом значительную часть времени посвятить объяснению нового материала;
• ограниченные возможности использования в качестве средств обучения смартфонов, планшетов, ноутбуков, которые уже есть почти у каждого ученика. Часто их использование запрещается педагогом и др.
Во-вторых, на обычном уроке трудно достичь высокого уровня владения учащимися материалом.
В-третьих, традиционное обучение ограничивает возможности реализации компетентностного подхода, потому что слабо справляется с формированием и развитием у учащихся актуальных в XXI веке компетенций, которые необходимы для успешной учебы и работы:
• творческий подход и новаторство;
• критическое мышление;
• способность решать проблемы;
• коммуникабельность и сотрудничество;
• информационная и медиаграмотность;
• гибкость и способность к адаптации;
• инициативность и самостоятельность;
• способность делать выбор и ответственность;
• лидерство и др.
Исходя из вышесказанного, педагоги подошли к тому, что обучение стоит «перевернуть».
Обучение в рамках модели «Перевернутого класса» происходит следующим образом:
1. Педагоги готовят несколько видеолекций в неделю (это могут быть и готовые материалы из сети Интернет).
2. Обучающиеся смотрят данные видео лекции дома. Особенности просмотра видео лекций заключаются в следующем:
• ученик осваивает материал в индивидуальном темпе;
• отсутствуют временные ограничения;
• возможность общаться со сверстниками и педагогом, используя систему онлайновых дискуссий.
3. Урочное время используется для выполнения практических работ или другой учебной деятельности.
Преимуществами модели «Перевёрнутого класса» является то, что:
• педагоги располагают большим временем, чтобы помочь обучающимся, объяснить разделы, вызвавшие затруднение;
• ученики, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке, так как традиционное домашнее задание делается в классе, при поддержке и помощи учителя;
• обучающиеся не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его, после просмотра видеоматериала дети записывают возникшие вопросы, и педагог разбирает эти вопросы отдельно,
• педагог на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса;
• использование образовательных возможностей Интернет пространства, общения между учащимися способствуют формированию у детей критического мышления, ответственности за собственное обучение, других интеллектуальных способностей и ключевых компетенций.
Вместе с тем есть препятствия и ограничения по применению модели «Перевернутого класса». Самое главное - это стереотипы, которые сложились у педагогов и руководителей относительно того, как надо учить детей. Перейти на новый метод обучения не так просто. Нужна определенная смелость и мужество, чтобы сказать себе: «Я могу учить по-другому, более эффективно». Ограничение заключается ещё и в том, что пока не все обучающиеся имеют технические возможности для изучения теории посредством Интернет, но эта проблема постепенно решается.
На данный момент я пока только осваиваю данную технологию. Так на официальном образовательном портале «Дневник. ру» для учеников своих классов создала группы, в которые пригласила учащихся, их родителей, классных руководителей. Далее в группах дала ссылки на тематические видео. На уроках проводится мини-опрос или обсуждение просмотренного видео по текущей теме. В дальнейшем планируется плавный переход на эту систему обучения, но возникают определенные трудности – это недопонимания учениками, что просмотр видео необходимо, недопонимание родителей (посетила родительские собрания для подробного объяснения), технические проблемы (отслеживание количества просмотров).
Наряду с этим при переходе на дистанционное обучение активно использовала образовательную платформу «Учи. Ру». Практически все учащиеся зарегистрированы, с остальными ведется разъяснительная работа о необходимости регистрации, как ученика, так и его родителя.
Хочу поделиться личным впечатлением о работе на данной платформе. Изначально учеников зарегистрировала для участия в бесплатной олимпиаде по математике, естественно, по их желанию. Далее начала выдавать задания по классам – это наборы карточек по темам «Задания от учителя».
С ребятами вывели шкалу для оценивания: 80-100% - 5, 50-79% - 4, 20-49 % - 3 (выставляется с согласия ученика). Таким образом, дети не только дополнительно занимаются математикой, но и получают отметки за свою работу. На этой платформе можно не только выдавать дополнительные задания, но и проводить онлайн-уроки учителем, также предусмотрены онлайн-уроки от платформы Учи.ру. Для выпускников предусмотрена дополнительная платформа на базе основной – это ОГЭ. Математика и ЕГЭ. Профильная математика.
Стоит отметить, что данная платформа придерживается здоровье сберегающих технологий, так функция «начать урок» доступна до 16.00, а ответы по карточкам не засчитываются после 23:00 ч. (в это время ученики должны уже спать).
Еще одно из преимуществ – на электронную почту учителя еженедельно поступает отчет о работе класса (какие ученики активно занимались, а кто совсем не занимался). Но самый актуальный плюс – это бесплатное использование платформы! Если родитель желает, то может доплатить за дополнительные задания не только по математике, но и по другим предметам.
Подводя итог, моё мне мнение заключается в следующем, что платформа Учи.ру вполне может подойти для дистанционного обучения.
В заключение хочу сделать вывод о том, что неважно, на какой платформе будет проходить дистанционное обучение, главное – «сломать» стереотип мышления, как учащихся, родителей, так и учителя, что уроки должны быть традиционными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.