Использование педагогом-психологом современных социально-психологических методик психологического сопровождения образовательного процесса
Аналитический отчёт
о работе педагога-психолога Субботиной Т.В. с коллективом
МДОУ ВМР «ЦРР - детский сад №17 «Ладушки».
Согласно плана МДОУ ВМР «ЦРР - детский сад №17 «Ладушки» на 2015-2016г педагогом – психологом Субботиной проводилась работа с педагогическим коллективом по повышению психологической компетенции, профилактике эмоционального и профессионального выгорания.
Перед коллективом ДОУ на 2018-2019 год ставились следующие задачи:
Оптимизировать образовательную работу с детьми дошкольного возраста для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Совершенствовать речевое развитие детей средствами игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Формировать любознательность, познавательную мотивацию и познавательные действия детей дошкольного возраста в различных видах деятельности путем совершенствования системно - деятельностного подхода, системы комплексно-тематического планирования при реализации ОП ДО.
В процессе анализа своей деятельности были выявлены противоречия:
- между новыми современными нормативно-правовыми требованиями к дошкольному образованию и недостаточной профессиональной компетентностью педагогов;
- между необходимостью повышения эффективности образовательного процесса и недостаточным сопровождением педагогов по формированию и развитию аналитических и проектировочных способностей для инновационной деятельности.
Отсюда проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности современным нормативно-правовым документам дошкольного образования; невозможность достижения повышения эффективности образовательного процесса без сопровождения педагогов по формированию и развитию их аналитических и проектировочных способностей, необходимых для инновационной деятельности.
Актуальность: Выстроить систему работы по повышению профессиональной компетентности педагогов можно только на основе анализа результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов педагогов. (данные о педагогах предоставлены в КIп.1.1.- мониторинговые исследования)
Исходя из поставленных задач педагогам ДОУ необходима психологическая поддержка
Целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.
Педагог-психолог в рамках инновационной деятельности обеспечивает:
1. Сопровождение реализации инновационных программ:
2. Сопровождение ребенка (мониторинг развития детей в динамике как форма контроля качества).
3.
Психологическая диагностика (объективная оценка личностного роста,
удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в
коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов).
В
2015 –2016у.г. работа по повышению профессионального мастерства педагогов
проводилась в следующих направлениях:
1.Аналитическая деятельность.
Разработаны и проведены:
Ø Анализ состояния образовательной и методической работы в ОУ в условиях введения ФГОС ДО.
Ø Мониторинг владения педагогами основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей в соответствии с ФГОС ДО.
Ø Диагностика затруднений педагогов в вопросах реализации ФГОС
Ø Анализ учебно-материального обеспечения ООП ДО ОУ.
Ø Анализ результатов педагогической диагностики индивидуального развития ребенка.
Ø Анализ профессиональной адаптации молодых специалистов
Ø Анализ мотивационной готовности педагогов к использованию образовательных технологий по развитию речи;
Ø Исследования ценностно-мотивированного компонента молодых специалистов.
2. Информационная деятельность.
Ø Сформирован и пополняется банк данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, локальных актов, регламентирующих переход на ФГОС ДО.
Ø Осуществляется подбор, систематизация, распространение информационных материалов о ФГОС ДО и технологиях его реализации.
Ø Составлен перечень учебно-методической, психолого-педагогической литературы и оборудования, для реализации ФГОС дошкольного образования.
Ø Обеспечен доступ всех педагогов к электронным образовательным ресурсам Интернет., на сайте детского сада имеется весь необходимый материал на страничке педагога-психолога,, возможен переход по электронной ссылке на Личный сайт педагога-психолога Субботиной Т.В.
Ø Составлена картотека игр и игровых упражнений на развитие познавательных процессов детей, которая находится в свободном доступе
3. Психопрофилактическая деятельность.
Психопрофилактическая работа осуществлялась по плану, своевременно вносилась корректировка мероприятий: семинары, презентации, мастер-классы, тренинги.
Тематическое планирование работы с педагогами
№ |
Тема, название мероприятия |
сроки |
ответственный |
цель |
1 |
Тренинг на сплочение |
сентябрь |
Педагог-психолог |
Сплочение группы и построение командного взаимодействия |
2 |
Консультация «Современные подходы к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС» |
сентябрь |
Зам.зав по ВМР, педагог-психолог |
Вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы, овладение навыками применения теоретических знаний для анализа проблемы |
3 |
Тренинг на сплочение коллектива (2) |
октябрь |
Педагог-психолог |
Достижение хороших межличностных отношений, оптимального уровня психологической совместимости коллектива |
4 |
Тренинг «Психологическое благополучие педагога» |
ноябрь |
Педагог-психолог |
Обучение навыкам саморегуляции, формирование положительного эмоционального состояния |
5 |
Консультация «Рекомендации для снижения риска синдромов выгорания» |
ноябрь |
Педагог-психолог |
Профилактика эмоционального выгорания |
6 |
Тренинг «Доверие» |
декабрь |
Педагог-психолог |
Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности. |
7 |
Тренинг «Психологическое благополучие педагога» |
январь |
Педагог-психолог |
Обучение навыкам саморегуляции, формирование положительного эмоционального состояния |
8 |
Тренинг развития креативности и творческих способностей |
февраль
февраль |
Педагог-психолог |
Осознание креативности в себе и её развитие |
9 |
Сказкотерапия « Развитие самопознания через психологическую сказку» |
февраль |
Педагог-психолог |
Формирования умения прорабатывать сказочную ситуацию для использования в реальной жизни. |
10 |
Арт-терапевтический тренинг на самопознание |
март |
Педагог-психолог |
Формирование осознанного отношения к процессу самопознания, мотивации к дальнейшей саморефлексии |
11 |
Тренинг «Просто поверь в себя» |
апрель |
Педагог-психолог |
Повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения. |
12 |
Тренинг «Спасательный круг» |
апрель |
Педагог-психолог |
Профилактика профессионального выгорания |
13 |
Психолого-методический фестиваль |
май |
Зам.зав по ВМР, педагог-психолог |
Обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей, желание работать в режиме инновации. |
Данные мероприятия позволили повысить потребность педагогов в самообразовании, поверить в собственные силы, снизить риск профессионального выгорания. (Результаты мониторинга предоставлены в КIп.1.1 – проблемный мониторинг).
В 2015-2016году для педагогов был организован постоянно-действующий семинар, который проводился ежемесячно с сентября 2015года по май 2016года, определяющей целью которого является обеспечение роста компетентности педагогических кадров дошкольного учреждения, совершенствование уровня их психолого-педагогических и методических знаний, умений. Совершенствование профессиональной компетентности, на мой взгляд, включает несколько направлений: повышение компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы; в процессе овладения информационно-коммуникационными технологиями; совершенствование проектной культуры педагога как часть профессиональной компетентности.
Возможность участия в инновационной деятельности помогает стимулировать интерес к работе.
В 2015-2016 году все мероприятия проводились в соответствии с планом
Результаты выполнения представлены в таблице.
Мероприятия |
Кол-во запланированных мероприятий |
Выполнено |
Тренинги по профилактике профессионального выгорания |
9 |
9 - 100% |
Постоянно действующий психологический семинар |
12 |
12 – 100%
|
Консультации |
9 |
12– 100% (3- внеплано-вых для начинающих педагогов) |
Мастер-классы |
3 |
4 - 100% (1- внеплано-вый для начинающих педагогов) |
Семинары-практикумы |
3 |
3 - 100% |
Данная таблица наглядно демонстрирует (в количественном выражении) выполнение запланированных и внеплановых форм психопрофилактической работы, форма проведения, в основном, традиционная.
Работа по темам самообразования осуществлялась педагогами в соответствии с планами и индивидуальными образовательными маршрутами повышения квалификации педагогов по вопросам освоения ФГОС ДО, о выполнении которых педагоги отчитывались на заседаниях Педагогических советов. Каждый педагог должен быть не просто психологически образован, но и психологически компетентен, т. е. способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.
Работа педагога-психолога в этом направлении была направлена на решение следующих задач:
– систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;
– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
Постоянное психологическое сопровождение процесса самообразования позволило педагогам выйти на новый уровень повышения своего профессионального мастерства без потерь для своего психологического здоровья.
Педагогом-психологом Субботиной Т.В. систематически осуществлялась работа с молодыми специалистами. Анализ профессиональной адаптации молодых специалистов (эмоционально-волевой компонент, поведенческий компонент, когнитивный компонент, мотивационный компонент) позволяет утверждать, что по всем критериям определяется средний уровень (начальный), несмотря на то, что качество профессионального педагогического образования будущих специалистов определяется в соответствии с данными критериями, составляющими феномен готовности педагога к профессиональной деятельности. Так выявлено, что у молодых специалистов недостаточный уровень саморегуляции, что проявляется в незначительной потребности планирования собственной деятельности, склонности к изменению целей, ситуативной системе оценки собственных действий. Молодой педагог А.А. имеет неопределённое ситуативное восприятие себя как воспитателя, неустойчивый стиль взаимодействия с коллегами и родителями. 2 педагога осознают сущность профессиональной деятельности, знают способы и формы получения необходимой социально-психологической и педагогической помощи. Результат самооценки показал, что молодые специалисты готовы поделиться позитивным опытом, готовы к приобретению нового творческого опыта, развитию заложенного потенциала. Профессиональная позиция молодых специалистов проявляется в преобладании гуманистической направленности над эгоцентрической, что способствовало лучшему установлению контактов. Молодые специалисты ДОУ с удовольствием посещали « Школу молодого педагога», где принимали активное участие в семинарах-практикумах, участвовали в диалогах по вопросам воспитания и развития детей, готовили информационные материалы для родителей, пробовали себя в роли ведущих детско – родительских групп.
Проведённая работа способствовала сплочению коллектива, повышению творческой активности. Многие педагоги приняли участие в конкурсах различного уровня: муниципального, регионального, Всероссийского.
Педагог-психолог МДОУ ВМР «ЦРР -
детский сад №17 «Ладушки» Субботина Т.В.
Заведующий МДОУ ВМР «ЦРР-
детский сад № 17 «Ладушки» Чалова В.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.