Использование педагогом-психологом современных социально-психологических методик психологического сопровождения образовательного процесса

  • docx
  • 19.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Аналитич отчёт о работе с педагогами .docx

 

Использование педагогом-психологом современных социально-психологических методик психологического сопровождения образовательного процесса

Аналитический отчёт

о работе педагога-психолога Субботиной Т.В.  с коллективом

МДОУ ВМР «ЦРР - детский сад №17 «Ладушки».

Согласно плана  МДОУ ВМР «ЦРР - детский сад №17 «Ладушки» на 2015-2016г  педагогом – психологом Субботиной проводилась работа с педагогическим коллективом  по повышению психологической компетенции, профилактике эмоционального и профессионального выгорания.

Перед коллективом ДОУ на 2018-2019 год ставились следующие задачи:

Оптимизировать образовательную  работу с детьми дошкольного возраста  для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Совершенствовать речевое развитие детей средствами игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО

Формировать любознательность, познавательную мотивацию и познавательные действия детей дошкольного возраста  в различных видах деятельности путем совершенствования системно - деятельностного подхода, системы комплексно-тематического планирования при реализации ОП ДО.

В процессе анализа своей  деятельности были выявлены противоречия:

- между новыми современными нормативно-правовыми требованиями к дошкольному образованию и недостаточной профессиональной компетентностью педагогов;

- между необходимостью повышения эффективности образовательного процесса и недостаточным сопровождением педагогов по формированию и развитию аналитических и проектировочных способностей для инновационной деятельности.

Отсюда проблема: несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности современным нормативно-правовым документам дошкольного образования; невозможность достижения повышения эффективности образовательного процесса без сопровождения педагогов по формированию и развитию их аналитических и проектировочных способностей, необходимых для инновационной деятельности.

Актуальность: Выстроить систему работы по повышению профессиональной компетентности педагогов можно только на основе анализа результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов педагогов. (данные о педагогах предоставлены в КIп.1.1.- мониторинговые исследования)

Исходя из поставленных задач педагогам ДОУ необходима психологическая поддержка

Целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности, важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-либо поменять в своей работе.

Педагог-психолог в рамках инновационной деятельности обеспечивает:

1. Сопровождение реализации инновационных программ:

  • приобретение психологических знаний и овладение адекватными приемами деятельности;
  • формирование психологических установок педагогов (в их числе – установка на личностное совершенствование педагога, на работу над собой);
  • формирование оценочно-рефлексивной позиции педагога, развитие его профессиональной рефлексии и др.

2. Сопровождение ребенка (мониторинг развития детей в динамике как форма контроля качества).

3. Психологическая диагностика (объективная оценка личностного роста, удовлетворенности и эмоционального состояния, психологического климата в коллективе, рефлексивный самоанализ деятельности педагогов).
 
В 2015 –2016у.г.  работа по повышению профессионального мастерства педагогов проводилась в следующих направлениях:

1.Аналитическая деятельность.

Разработаны и проведены:

Ø  Анализ состояния образовательной и методической работы в ОУ в условиях введения ФГОС ДО.

Ø  Мониторинг владения педагогами  основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей в соответствии с ФГОС ДО.

Ø  Диагностика затруднений педагогов в вопросах реализации ФГОС

Ø  Анализ учебно-материального обеспечения ООП ДО ОУ.

Ø   Анализ результатов  педагогической  диагностики индивидуального развития ребенка.

Ø  Анализ профессиональной адаптации молодых специалистов

Ø  Анализ мотивационной готовности педагогов к использованию образовательных технологий по развитию речи;

Ø  Исследования ценностно-мотивированного компонента молодых специалистов.

2. Информационная деятельность.

Ø Сформирован и пополняется банк данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, локальных актов, регламентирующих переход на ФГОС ДО.

Ø Осуществляется подбор, систематизация, распространение информационных материалов о ФГОС ДО и технологиях его реализации.

Ø Составлен перечень учебно-методической, психолого-педагогической  литературы и оборудования, для реализации ФГОС дошкольного образования.

Ø Обеспечен доступ всех педагогов к электронным образовательным ресурсам Интернет., на сайте детского сада  имеется весь необходимый материал на страничке педагога-психолога,, возможен переход по электронной ссылке на Личный сайт педагога-психолога Субботиной Т.В.

Ø  Составлена  картотека  игр  и игровых упражнений на развитие познавательных процессов детей, которая находится в свободном доступе

3.      Психопрофилактическая  деятельность.

Психопрофилактическая  работа осуществлялась по плану, своевременно вносилась корректировка мероприятий: семинары, презентации,  мастер-классы, тренинги.

Тематическое планирование работы с педагогами

Тема, название мероприятия

сроки

ответственный

цель

1

Тренинг на сплочение

сентябрь

Педагог-психолог

Сплочение группы и построение командного взаимодействия

2

Консультация «Современные подходы к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС»

сентябрь

Зам.зав по ВМР, педагог-психолог

Вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы, овладение навыками применения теоретических знаний для анализа  проблемы

3

Тренинг на сплочение коллектива (2)

октябрь

Педагог-психолог

Достижение хороших межличностных отношений, оптимального уровня психологической совместимости  коллектива

4

Тренинг «Психологическое благополучие педагога»

ноябрь

Педагог-психолог

Обучение навыкам саморегуляции, формирование положительного эмоционального состояния

5

Консультация «Рекомендации для снижения риска синдромов выгорания»

ноябрь

Педагог-психолог

Профилактика  эмоционального выгорания

6

Тренинг «Доверие»

декабрь

Педагог-психолог

Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности.

7

Тренинг «Психологическое благополучие педагога»

январь

Педагог-психолог

Обучение навыкам саморегуляции, формирование положительного эмоционального состояния

8

Тренинг развития креативности и творческих способностей

 

февраль

 

февраль

Педагог-психолог

Осознание креативности в себе и её развитие

9

Сказкотерапия « Развитие самопознания через психологическую сказку»

февраль

Педагог-психолог

Формирования умения прорабатывать сказочную ситуацию для использования в реальной жизни.

10

Арт-терапевтический тренинг на самопознание

март

Педагог-психолог

Формирование осознанного отношения к процессу самопознания, мотивации к дальнейшей саморефлексии

11

Тренинг «Просто поверь в себя»

апрель

Педагог-психолог

Повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения.

12

Тренинг «Спасательный круг»

апрель

Педагог-психолог

Профилактика профессионального выгорания

13

Психолого-методический фестиваль

май

Зам.зав по ВМР, педагог-психолог

Обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей, желание работать в режиме инновации.

 

Данные мероприятия позволили повысить потребность педагогов в самообразовании, поверить в собственные силы, снизить риск профессионального выгорания. (Результаты мониторинга предоставлены в КIп.1.1 – проблемный мониторинг).

В 2015-2016году для педагогов  был организован постоянно-действующий семинар, который проводился ежемесячно с сентября 2015года по май 2016года, определяющей целью которого  является обеспечение роста компетентности педагогических кадров дошкольного учреждения, совершенствование уровня  их психолого-педагогических и методических знаний, умений. Совершенствование профессиональной компетентности, на мой взгляд, включает несколько направлений: повышение компетентности педагогов в процессе самообразовательной работы; в процессе овладения информационно-коммуникационными технологиями; совершенствование проектной культуры педагога как часть профессиональной компетентности.

  Возможность участия в инновационной деятельности помогает стимулировать интерес к работе.

В 2015-2016 году все мероприятия проводились в соответствии с планом

Результаты выполнения представлены в таблице.

Мероприятия

Кол-во запланированных

мероприятий

Выполнено

Тренинги по профилактике профессионального выгорания

 

 

9

9 - 100%

Постоянно действующий психологический семинар  

12

12 – 100%

 

 

Консультации

9

12– 100%

(3- внеплано-вых для начинающих педагогов)

 Мастер-классы

3

4 - 100%

(1- внеплано-вый для начинающих педагогов)

 Семинары-практикумы

3

3 - 100%

Данная таблица наглядно демонстрирует (в количественном выражении) выполнение запланированных и внеплановых форм  психопрофилактической  работы, форма проведения, в основном, традиционная.

     Работа по темам самообразования осуществлялась  педагогами в соответствии с планами и индивидуальными образовательными маршрутами повышения квалификации педагогов по вопросам освоения ФГОС ДО, о выполнении которых педагоги отчитывались на заседаниях Педагогических советов.  Каждый педагог должен быть не просто психологически образован, но и психологически компетентен, т. е. способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.

         Работа педагога-психолога в этом направлении  была  направлена на решение следующих задач:

– систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;

– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

Постоянное психологическое сопровождение процесса самообразования позволило педагогам выйти на новый уровень повышения своего профессионального мастерства  без потерь для своего психологического здоровья.

Педагогом-психологом Субботиной Т.В.  систематически осуществлялась работа с молодыми специалистами. Анализ профессиональной адаптации молодых специалистов (эмоционально-волевой компонент, поведенческий компонент, когнитивный компонент, мотивационный компонент) позволяет утверждать, что по всем критериям определяется средний уровень (начальный), несмотря на то, что качество профессионального  педагогического образования будущих специалистов определяется в соответствии с данными критериями, составляющими феномен готовности педагога к профессиональной деятельности. Так выявлено, что у молодых специалистов недостаточный уровень саморегуляции, что проявляется в незначительной потребности планирования собственной деятельности, склонности к изменению целей, ситуативной системе оценки собственных действий. Молодой педагог А.А. имеет неопределённое ситуативное восприятие себя как воспитателя, неустойчивый стиль взаимодействия с коллегами и родителями.  2 педагога осознают сущность профессиональной деятельности, знают способы и формы получения необходимой социально-психологической и педагогической помощи. Результат самооценки показал, что молодые специалисты готовы поделиться позитивным опытом, готовы к приобретению нового творческого опыта, развитию заложенного потенциала. Профессиональная позиция молодых специалистов проявляется в  преобладании гуманистической направленности над эгоцентрической, что способствовало лучшему установлению контактов. Молодые специалисты ДОУ с удовольствием посещали « Школу молодого педагога», где принимали активное участие в семинарах-практикумах, участвовали в диалогах по вопросам воспитания и развития детей, готовили информационные материалы для родителей, пробовали себя в роли ведущих детско – родительских групп.

Проведённая работа способствовала сплочению коллектива, повышению творческой активности. Многие педагоги  приняли участие в конкурсах различного уровня: муниципального, регионального, Всероссийского.

 Педагог-психолог МДОУ ВМР «ЦРР  -

детский сад №17 «Ладушки»                                                     Субботина Т.В.

 

Заведующий МДОУ ВМР «ЦРР-

детский сад № 17 «Ладушки»                                                     Чалова В.В.