2017 г.
«Использование современных педтехнологий в формировании ключевых компетенций»
«Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня - и я научусь»
Это интересно…
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают,
- 26% от того, что они слышат,
- 30% от того, что они видят,
- 50% от того, что они видят и слышат,
- 70% от того, что они обсуждают с другими,
- 80% от того, что основано на личном опыте,
- 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают,
- 95% от того, чему они обучаются сами.
Поэтому можно утверждать, что одни формы деятельности в обучении более результативны, чем другие.
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации.
Компетенция:
круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;
совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
Компетентность: умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу:
Запомнить и ответить – это накопление знаний;
Подставить значение в готовую формулу – это реализация умений;
Узнать из многих математических выражений квадратное уравнение – проявление навыков;
Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.
Развитие ключевых компетенций возможно через активные формы обучения ,которые отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся»
Активные формы обучения –
это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
Технология проблемного
обучения –
это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности
Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи
Технология проектного обучения
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров,
имеющая общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленная на достижение
общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Технология
«Обучение в сотрудничестве»
Главная идея обучения в сотрудничестве -учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни."
Интерактивная технология обучения
это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой.
Ведущий метод – общение.
Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.
Игровые технологии
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков
Главные черты игры
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Структура игры
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных
вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) - область действительности,
условно воспроизводимая в игре.
Группы игр
обучающие, тренировочные, контролирующие
и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические и др.
Игра, может проводиться
на разных этапах урока.
В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.
В середине урока должна решить задачу усвоения темы.
В конце урока может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.
Использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Систему инновационной оценки «портфолио»
До настоящего времени в нашей стране не выработана единая классификация ключевых компетентностей. Разные группы учёных предлагают списки, которые имеют общие компоненты и различия.
Можно говорить о формировании:
коммуникативной компетентности, включающей как собственно коммуникативную компетентность, так и готовность к социальному взаимодействию;
информационной компетентности, включающей готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов;
компетентности решения проблем, включающей готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность.
В Федеральной концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
Роль учителя- через различные педтехнологии развивать и формировать данные ключевые компетентности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.