Лизнёва Ю.В.
учитель начальных классов,
гимназия №441
Использование подвижных игр на динамических переменах в начальной школе.
Активный отдых на переменах может быть самым разнообразным, однако. Исходя из своей практики, могу сказать, что его эффективность будет выше, если занятия с учащимися проводить организованно, заранее их планировать.
Младшие школьники с интересом проводят организованный досуг, если в него включить подвижные игры, игры на свежем воздухе. Проведение динамических перемен способствуют быстрому восстановлению сил учащимися, прибавляет им бодрости.
Цель подвижных перемен- активный отдых детей, выраженный в двигательной деятельности. Проводя подвижные игры на переменах с младшими школьниками, учитель начальных классов создаёт условия для активной двигательной деятельности учащихся, помогает снять умственное и физическое переутомление, переключиться с одного вида учебной деятельности на другую.
Динамическая перемена проводится в свободной непринужденной игровой форме с учетом пола и интересов детей.
В содержание динамической перемены могут входить обще-развивающие упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, самостоятельные игры для детей.
Ведь только в играх ребенок раскрывается полностью. Он раскован, бодр, поможет другу. Играя, он забывает об усталости, тренирует себя в нравственных поступках, обретает друзей и одобренный их оценками, ощущает первый успех и уверенность в себе. Особенно игра полезна на первой ступени обучения ребёнка в школе.
Подвижные игры могут быть элементарные и сложные, сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем школьном возрасте. Бессюжетные подвижные игры «Ловишки», «Перебежки» связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
Используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх «Перемени предмет», «Кто скорее до флажка» каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.),остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
Подбирая игру, учитель обращает прежде всего внимание на здоровье младших школьников, их интересы.
Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует выбирать среди них такие, которые содержат незнакомые движения, чтобы не задерживать детей.
Двигательное содержание игр должно сочетаться с условиями проведения. Важно также учитывать погодные условия.
Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.
На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые.
Во всех возрастных группах во время игры надо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей. Иногда это одно и то же. Можно, например, задать детям интригующий вопрос: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!..»
Огромный эффект имеет использование атрибутов. Например, учитель надевает маску-шапочку: «Смотрите, дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть!» - или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!» Или: «Угадайте, кто прячется за моей спиной?»-говорит учитель, манипулируя звучащей игрушкой.
Приемы создания интереса используются главным образом при разучивании. Это могут быть стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.
Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация - должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.
Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры.
Для детей младшего школьного возраста объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра «Самолеты»: «Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир. Учитель надевает фуражку: -Готовьтесь к полету!» Или игра «Воробушки и кот»: «Лежит на лавочке кот, греется на солнышке. Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробушки расправили крылышки и полетели искать зернышки...»
Предварительное объяснение игры для старших детей происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала условие, потом вопрос. На практике, к сожалению, распространена такая ошибка: учитель сначала назначает ребенка на главную роль, и когда он начинает объяснять правила, дети уже теряют интерес, и игра не удается. То же самое получается, когда перед объяснением правил детям раздают атрибуты.
Нужно использовать следующую последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Специально разучивать слова при объяснении не следует - дети естественно запомнят их в ходе игры.
Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий учителя сохраняется.
Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль - всегда соблазн. Поэтому при распределении ролей могут случиться разные конфликты.
Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со стороны учителя, который доверяет им выполнить важное поручение. Назначение на главную роль - наиболее распространенный прием. Выбор учителя должен быть обязательно мотивирован. (13) Например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша - у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?» Или: «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница...» Или: «Ларочка загадала лучшую загадку про нашу игру. Пусть она назначит лису...»
Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот и будет водить. Распределить роли можно при помощи «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток и т.д.
Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Например: «Быстрее всех прибежал к скамейке Вова. Сейчас он будет ловить», - или: «Дети, смотрите, какая Света молодчина: и от волка легко увернулась, и Валю выручила. Пусть теперь она будет волком...»
В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов.
Педагогу необходимо следить за движениями школьников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.
То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, а тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях учителя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (например, помочь учителю подержать второй конец веревочки, под которую подлезают «цыплятки»).
Повторение и продолжительность игр для каждого возраста регламентированы, но учитель должен уметь оценивать и реальную ситуацию. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.
Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Учащихся надо обязательно похвалить.
Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.
Примеры игр и игровых упражнений.
1. «Подуем на одуванчик». Предложите детям сорвать отцветший одуванчик, поднесите его к губам (держать на небольшом расстоянии) и подуть так, чтобы слетели все семена-парашютики. Задание выполняется вначале в несколько приемов, а затем дети пытаются сдуть парашютики за время одного долгого выдоха
2. «Подуем на листики». На ладошку положить упавший листок или лист, вырезанный из бумаги, и сдуть его.
3. «Подуем на снежинку». Вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребенок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за ее движением по столу.
4. «Снег, снег кружится». Упражнение на воображение. Дети представляют как в воздухе кружатся снежинки, и дуют на них.
5. «Надувайся пузырь(шарик)». Составить из кулачков «трубочку» и дуть в нее, наклонив голову вниз.
6. «Дуем в рожок». Руки составляют «трубочкой». Ребенок дует, создавая звуки « у-у-у».
7. «Песенка водички». При умывании на короткое время обратите внимание ребенка на то, как поет текущая из крана вода, предложите спеть ее песенку «с-с-с».
8. «По реке плывет кораблик». В тазик с водой поместите бумажные кораблики. Тазик поставьте на стол, посадите двоих детей друг против друга и предложите им, дуя, направить кораблик в противоположную сторону.
9. «Надуем щеки, как воздушный шар». Вдыхать воздух носом и выдыхать с закрытым ртом, раздувая щеки.
10. «Дождь и дождик». При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного «каап-каап» (дождь) и короткого «кап-кап (дождик).
11. «Ветер и ветерок». Используем возможности жестов в дыхательной деятельности. Ребенок имитирует руками порывы ветра и сопровождает их звуками « у-у-у».
12. «Повздыхаем». Расширяем представление детей о выразительных возможностях звукосочетаний. Предлагаем изобразить различные состояния (чувство страха, грусти, веселья, усталости) с помощью вздохов: ох, ах, эх, ой – ой, ай – ай, ая – яй.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.