«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Оценка 5

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Оценка 5
docx
16.09.2022
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИЕМОВ  МНЕМОТЕХНИКИ   ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
конспект мастер- класса.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  "Средняя общеобразовательная школа №2 посёлка городского типа Актюбинский" Азнакаевского муниципального района РТ

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР - КЛАСС

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИЕМОВ  МНЕМОТЕХНИКИ 

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тихоненко Альбина Рафисовна

учитель начальных классов

первой категории

 

 

 

 

 

 

п.г.т Актюбинский

20 февраля  2020 г

1. Тема мастер – класса «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»

 1.1. Ведущий мастер - класса:  Тихоненко Альбина Рафисовна

 1.2. Время проведения: 20 февраля  2020 г.,  в рамках муниципального конкурса мастер-классов среди учителей начальных классов "Чтобы детям было интересно" в г. Азнакаево

         1.3. Цель мастер - класса: ознакомление педагогов с системой методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации- методом мнемотехники.

Задачи:

-  дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с  мнемотаблицами  при заучивании стихотворений, рассказывании сказок или рассказов, загадок;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации работы с детьми;

- дать педагогам возможность овладеть мнемотехническими приёмами

1.4. Материалы, оборудование: презентация, листы А4, листы Аз, мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемоквадраты, фломастеры, ручки, стихотворение Александровой "Снежок", сказка Ушинского "Утренние лучи".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мастер- класса

1. Организационный момент. Сообщение темы мастер- класса.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

-Я рада приветствовать вас на своём мастер- классе.

-Тема моего мастер- класса "Использование приёмов мнемотехники для развития памяти младших школьников"

(слайд 1)

Порой на лестнице стою,

Стараюсь догадаться:

Собралась подниматься я,

А может , вниз спускаться?

У дверцы холодильника

Не в силах я понять:

Поставила я что- то внутрь

Или хотела взять?

- В этом стихотворении милая старушка рассказывает о своём склерозе. А как обстоят дела с вашей памятью, уважаемые коллеги?

- Предлагаю провести небольшой тест по определению уровня памяти.

(слайд 2)

Сейчас на слайде вы видите слова . Каждому слову соответствует своя цифра. Прочтите приведённый список, затрачивая на запоминание каждого слова 3- 5 секунд(запоминаем цифру и соответствующее ему слово).

Начали..........(отводится время 2мин 30сек)

Затем , возьмите листок бумаги и ручку, в том же темпе напишите список по памяти, не заглядывая в оригинал.

Приступили...........

- Теперь проверьте свою работу и подсчитайте, в скольких случаях вы точно вспомнили и номер, и слово. Все остальные сочетания считаются неправильными.

Судя по вашему лицу, вы не очень довольны итогами проверки. Однако это не повод для огорчений, так как многие в подобной ситуации осиливают не более 8-10 сочетаний. Если ваш результат превышает указанную норму, то у вас , безусловно хорошая природная память. Ну а если вы не смогли запомнить и 10 слов, то не отчаивайтесь.

2. Актуальность проблемы развития памяти детей младшего школьного возраста.

Многие известные люди обладают феноменальной памятью. Память - это главный  инструмент нашего разума и для того, чтобы она нас не подводила, её нужно постоянно тренировать. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество. Сегодня я хочу вас познакомить с  мнемотехникой.

(Слайд 3)  Мнемотехника  - в переводе с греческого- искусство запоминания.

Мнемотехника- это система методов и приёмов , обеспечивающих эффективное запомина-ние , сохранение и воспроизведение информации и конечно же развитие речи.

Мнемотехника появилась задолго до  того, как возникла психология, как самостоятельная наука. Сам термин был введён Пифагором Самосским. В дальнейшем мнемоническое искусство развивали выдающиеся мыслители: Джордано Бруно, Рене Декард.

(Слайд 4)  Например, чтобы запомнить порядок цветов на флаге Российской Федерации, нам поможет аббревиатура  КГБ.  Запоминаем  порядок цветов снизу- вверх.

 

69306639_1529475230525470_8328365241520465666_n.jpgбелый

синий

красный

- И в жизни мы часто встречаемся с этой технологией.

Приведём несколько примеров мнемонических фраз:

_(Слайд 5) -Каждый  Охотник  Желает  Знать   Где  Сидит   Фазан-   именно эта фраза помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

(Слайд 6)  Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку-  помогает запомнить название падежей в русском языке.

Например: Геометрия

 Биссектриса- это крыса. которая бегает по углам и делит угол пополам.

Мнемотехника может применяться в различных образовательных областях.

(Слайд 7)

Константин Дмитриевич Ушинский говорил : "Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету"

- Дети не любят  учить стихи, пересказывать тексты. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности- быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

Цель обучения мнемотехники- развитие речи, развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания, образного мышления.

 (Слайд 8)  Как  и любая работа, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Начинать работу нужно с простых мнемоквадратов, затем переходить- к мнемодорожкам, в последствии-   к мнемотаблице.

(Слайд 9)   Что  можно изобразить в этих квадратах и дорожках?

                       (рассказываю по слайду)

- А сейчас рассмотрите данный слайд(Слайд 10).

Попытаемся перекодировать информацию и прочитать , что здесь написано.

- Определите жанр прочитанного. Правильно, это загадка.

"Мухи белые летели и на крышу мухи сели" (снег)

-Рассмотрите следующий слайд( Слайд 11)

"С неба звездой, на ладошки- водой" (снежинка)

Мнемотехника используется и при заучивании стихотворений.

(слайд 14) А сейчас ,уважаемые коллеги,  я хочу  на  примере мнемотаблицы  выучить с вами стихотворение.

Ёлочка

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

- Теперь мы вместе с вами обсудим картинки.

- Что изображено в первом квадрате, во втором.... и т.д?

Сейчас, попробуем прочитать это стихотворение вместе, без опоры на текст.

 А теперь прочитает его..................(имя отчество любого участника)

3. Работа в группах.

А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники и поработать в командах.

1 команда попробует закодировать стихотворение и выучить его наизусть.

2 команда- закодировать текст , запомнить его и пересказ.

(время пошло)

(выслушиваются ответы команд)

- Скажите, вам легко было учить стихотворение используя мнемотаблицу?

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Мнемотехника способствует продуктивности запоминания и появлению желания у детей придумывать литературные сказки и истории. Игровая форма подачи информации снижает эмоциональное напряжение и вселяет детям успех.

На уроках можно использовать индивидуальный подход к  каждому ученику, предлагая дифференцированные задания. "Сильные" ученики могут самостоятельно воспроизводить мнемотаблицу на листе бумаги. Для "слабых" учеников можно предложить следующие варианты:

- предложить дубликат разрезной мнемотаблицы или заготовить мнемотаблицу с 2-3 пустыми клетками, куда нужно самостоятельно вставить необходимые элементы.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей . Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

 

-А теперь, уважаемые коллеги , я попрошу вас выразить своё отношение к моему мастер- классу, используя мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы (отводится время)

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З.Александрова «Снежок»

(В сокращении)

 

 

Снежок порхает, кружится,

 

на улицах бело,

 

и превратились лужицы,

 

в прозрачное стекло.

 

В саду, где пели зяблики,

 

сегодня – посмотри:

 

как розовые яблоки,

 

на ветках снегири.

 

Константин Ушинский

 Утренние лучи.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!».

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 посёлка городского типа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 посёлка городского типа

Тема мастер – класса « Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» 1

Тема мастер – класса « Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» 1

Ход мастер- класса 1. Организационный момент

Ход мастер- класса 1. Организационный момент

Приступили........... - Теперь проверьте свою работу и подсчитайте, в скольких случаях вы точно вспомнили и номер, и слово

Приступили........... - Теперь проверьте свою работу и подсчитайте, в скольких случаях вы точно вспомнили и номер, и слово

Слайд 5) -Каждый Охотник

Слайд 5) -Каждый Охотник

Попытаемся перекодировать информацию и прочитать , что здесь написано

Попытаемся перекодировать информацию и прочитать , что здесь написано

Скажите, вам легко было учить стихотворение используя мнемотаблицу? 4

Скажите, вам легко было учить стихотворение используя мнемотаблицу? 4

З.Александрова «Снежок» (В сокращении)

З.Александрова «Снежок» (В сокращении)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2022