Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 посёлка городского типа Актюбинский" Азнакаевского муниципального района РТ
МАСТЕР - КЛАСС
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Тихоненко Альбина Рафисовна
учитель начальных классов
первой категории
п.г.т Актюбинский
20 февраля 2020 г
1. Тема мастер – класса «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников»
1.1. Ведущий мастер - класса: Тихоненко Альбина Рафисовна
1.2. Время проведения: 20 февраля 2020 г., в рамках муниципального конкурса мастер-классов среди учителей начальных классов "Чтобы детям было интересно" в г. Азнакаево
1.3. Цель мастер - класса: ознакомление педагогов с системой методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации- методом мнемотехники.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок или рассказов, загадок;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации работы с детьми;
- дать педагогам возможность овладеть мнемотехническими приёмами
1.4. Материалы, оборудование: презентация, листы А4, листы Аз, мнемодорожки, мнемотаблицы, мнемоквадраты, фломастеры, ручки, стихотворение Александровой "Снежок", сказка Ушинского "Утренние лучи".
Ход мастер- класса
1. Организационный момент. Сообщение темы мастер- класса.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
-Я рада приветствовать вас на своём мастер- классе.
-Тема моего мастер- класса "Использование приёмов мнемотехники для развития памяти младших школьников"
(слайд 1)
Порой на лестнице стою,
Стараюсь догадаться:
Собралась подниматься я,
А может , вниз спускаться?
У дверцы холодильника
Не в силах я понять:
Поставила я что- то внутрь
Или хотела взять?
- В этом стихотворении милая старушка рассказывает о своём склерозе. А как обстоят дела с вашей памятью, уважаемые коллеги?
- Предлагаю провести небольшой тест по определению уровня памяти.
(слайд 2)
Сейчас на слайде вы видите слова . Каждому слову соответствует своя цифра. Прочтите приведённый список, затрачивая на запоминание каждого слова 3- 5 секунд(запоминаем цифру и соответствующее ему слово).
Начали..........(отводится время 2мин 30сек)
Затем , возьмите листок бумаги и ручку, в том же темпе напишите список по памяти, не заглядывая в оригинал.
Приступили...........
- Теперь проверьте свою работу и подсчитайте, в скольких случаях вы точно вспомнили и номер, и слово. Все остальные сочетания считаются неправильными.
Судя по вашему лицу, вы не очень довольны итогами проверки. Однако это не повод для огорчений, так как многие в подобной ситуации осиливают не более 8-10 сочетаний. Если ваш результат превышает указанную норму, то у вас , безусловно хорошая природная память. Ну а если вы не смогли запомнить и 10 слов, то не отчаивайтесь.
2. Актуальность проблемы развития памяти детей младшего школьного возраста.
Многие известные люди обладают феноменальной памятью. Память - это главный инструмент нашего разума и для того, чтобы она нас не подводила, её нужно постоянно тренировать. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество. Сегодня я хочу вас познакомить с мнемотехникой.
(Слайд 3) Мнемотехника - в переводе с греческого- искусство запоминания.
Мнемотехника- это система методов и приёмов , обеспечивающих эффективное запомина-ние , сохранение и воспроизведение информации и конечно же развитие речи.
Мнемотехника появилась задолго до того, как возникла психология, как самостоятельная наука. Сам термин был введён Пифагором Самосским. В дальнейшем мнемоническое искусство развивали выдающиеся мыслители: Джордано Бруно, Рене Декард.
(Слайд 4) Например, чтобы запомнить порядок цветов на флаге Российской Федерации, нам поможет аббревиатура КГБ. Запоминаем порядок цветов снизу- вверх.
белый
синий
красный
- И в жизни мы часто встречаемся с этой технологией.
Приведём несколько примеров мнемонических фраз:
_(Слайд 5) -Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан- именно эта фраза помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.
(Слайд 6) Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку- помогает запомнить название падежей в русском языке.
Например: Геометрия
Биссектриса- это крыса. которая бегает по углам и делит угол пополам.
Мнемотехника может применяться в различных образовательных областях.
(Слайд 7)
Константин Дмитриевич Ушинский говорил : "Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету"
- Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности- быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Цель обучения мнемотехники- развитие речи, развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания, образного мышления.
(Слайд 8) Как и любая работа, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Начинать работу нужно с простых мнемоквадратов, затем переходить- к мнемодорожкам, в последствии- к мнемотаблице.
(Слайд 9) Что можно изобразить в этих квадратах и дорожках?
(рассказываю по слайду)
- А сейчас рассмотрите данный слайд(Слайд 10).
Попытаемся перекодировать информацию и прочитать , что здесь написано.
- Определите жанр прочитанного. Правильно, это загадка.
"Мухи белые летели и на крышу мухи сели" (снег)
-Рассмотрите следующий слайд( Слайд 11)
"С неба звездой, на ладошки- водой" (снежинка)
Мнемотехника используется и при заучивании стихотворений.
(слайд 14) А сейчас ,уважаемые коллеги, я хочу на примере мнемотаблицы выучить с вами стихотворение.
Ёлочка
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
- Теперь мы вместе с вами обсудим картинки.
- Что изображено в первом квадрате, во втором.... и т.д?
Сейчас, попробуем прочитать это стихотворение вместе, без опоры на текст.
А теперь прочитает его..................(имя отчество любого участника)
3. Работа в группах.
А теперь мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники и поработать в командах.
1 команда попробует закодировать стихотворение и выучить его наизусть.
2 команда- закодировать текст , запомнить его и пересказ.
(время пошло)
(выслушиваются ответы команд)
- Скажите, вам легко было учить стихотворение используя мнемотаблицу?
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Мнемотехника способствует продуктивности запоминания и появлению желания у детей придумывать литературные сказки и истории. Игровая форма подачи информации снижает эмоциональное напряжение и вселяет детям успех.
На уроках можно использовать индивидуальный подход к каждому ученику, предлагая дифференцированные задания. "Сильные" ученики могут самостоятельно воспроизводить мнемотаблицу на листе бумаги. Для "слабых" учеников можно предложить следующие варианты:
- предложить дубликат разрезной мнемотаблицы или заготовить мнемотаблицу с 2-3 пустыми клетками, куда нужно самостоятельно вставить необходимые элементы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей . Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
-А теперь, уважаемые коллеги , я попрошу вас выразить своё отношение к моему мастер- классу, используя мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы (отводится время)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
З.Александрова «Снежок»
(В сокращении)
Снежок порхает, кружится,
на улицах бело,
и превратились лужицы,
в прозрачное стекло.
В саду, где пели зяблики,
сегодня – посмотри:
как розовые яблоки,
на ветках снегири.
Константин Ушинский
Утренние лучи.
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!».
Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.