Использование приемов
мнемотехники
для развития речи у
детей дошкольного возраста»
Воспитатель:Лушпа О.В.
Актуальность
Трудности в развитии речи детей дошкольного возраста:
- скудный словарный запас;
- нарушение звукопроизношения;
- неумение согласовывать слова в
предложениях;
- нарушение связности высказывания.
Несовершенное логическое мышление
Нарушение внимания, памяти.
Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания
Образные средства
сенсорные наглядные
эталоны модели
символы,
знаки
Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний?
Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?
Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?
МНЕМОТЕХНИКА
Цель технологии:
Развитие памяти,
мышления, воображения,
внимания, речи,
путем образования
дополнительных ассоциаций.
Актуальность использования приемов мнемотехники
Использование наглядного моделирования:
вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости ;
облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;
учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Задачи:
1.Способствовать развитию речи и основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
2.Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
3.Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения ,
использования средств технологии.
4.Способствовать развитию умения работать по
образцу, по правилам, слушать
взрослого и выполнять его инструкции;
5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
6.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
7. Способствовать развитие мелкой моторики рук;
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности;
9. Способствовать формированию целостного
восприятия окружающего мира;
10. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
11. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
12. Создать условия способствующие
взаимодействию и сотрудничеству с
родителями детей.
Мнемотехника (мнемоника) –
искусство запоминания.
Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация.
Подходы в работе с мнемотехникой:
Принципы
1. Принцип развивающего обучения - главной целью обучения является развитие ребенка;
2.Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
3.Принцип формирования функциональной системы в обход пострадавшего звена – восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение как в процессе
разнообразной деятельности, так и на занятиях,
опираясь на сохранные звенья, с учетом ведущей
роли зрительного анализатора и контроля.
Мнемодорожка - схема, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении.
Маша сшила рубашку мишке.
Мнемотаблица – таблица, в которую заложена определённая информация
Дятел, дятел дуб долбит,
В щепки дерево дробит.
- Дятел, в дереве дыра,
Перестать давно пора!
Г. Сапгир
Пиктограмма - рисунчатое письмо. С её помощью дети обучаются пересказу с опорой на картинку, которую рисует взрослый по мере рассказывания сказки.
Виды моделей
Предметная
в виде физической конструкции предметов. Аналогия предмета, воспроизведение его главных частей,
пропорций.
Предметно-схематическая
Компоненты предметов представлены при помощи предметов – заместителей и графических знаков.
Графическая
Обобщенно передает разные виды отношений при помощи графиков, схем, формул.
Предметная модель
Условные обозначения к сказке «Репка»
Условные заместители к сказке
«Заюшкина избушка»
Сериационный вид модели к сказке «Репка
Двигательный вид модели к сказке
«Заюшкина избушка»
Предметно - схематическая
Условные обозначения: прямоугольник с выемкой – яма; лиса – круг (оранжевый); козёл
треугольник (серый); хозяин – прямоугольник с линией (верёвка)
Модель сказки «Лиса и козёл»
Модель составления новой сказки «Лиса и козёл»
Условные обозначения: серый круг — лиса, серый перевернутый треугольник — козел, белые перевернутые треугольники — зайцы, черные круги — бобры, белый квадрат — хрюшка, серый треугольник с волнистой линией, мальчик Петя - прямоугольник с линией.
Образец составленной детьми сказки. Лиса упала в колодец и заманила туда козла. Козел оказался в колодце. Стал он просить помощи. К колодцу подбежали животные: зайцы, бобры, свинья, мышка. Они все по очереди пытались достать козла из колодца, но ни чего не получалось. Тогда к колодцу подошёл мальчик Петя с длинной верёвкой в руке и спас козла.
Требования к моделям
чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;
не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети
почувствовали необходимость создания модели,
поняли, что без модели им будет трудно.
Мнемотехникой можно заниматься
с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет;
Размер мнемотаблицы зависит от возраста детей:
- Средний дошкольный возраст – таблицы 3х3
(9 клеток);
- Старший дошкольный возраст – таблицы 4х4
(16 клеток).
Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные
мнемотаблицы.
Алгоритм работы с моделями
I этап. Введение элементов схем, символов.
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий,
в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
III этап. Введение отрицаний.
Например,
- не большой
- не круглый
- не съедобный
IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки
символов.
Этапы работы с мнемотаблицами в младшем и среднем дошкольном возрасте
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»
Последовательность обучения старших дошкольников приемам моделирования.
1 этап.
Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).
1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.
2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.
3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.
4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей.
2 этап.
Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования.
Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, строение человека, профессии, птицы, и т.п.)
3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т.п.)
Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем
с опорой на общие схемы
(О ком или о чем идет речь?)
3 этап.
Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.
4 этап.
Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.
Моделирование включается в основную часть познавательных занятий как средство активизации всех детей и в заключительную как средство воспроизведения полученных знаний.
В совместной деятельности дети загадывают друг другу загадки по пройденной теме, читают мини-доклады, выполненные совместно с родителями, с опорой на модель.
1 этап (1-2 занятия)
Рассказ с элементами беседы о комаре.
Знакомство с готовой мнемотаблицей «Комар».
3. Пересказ с опорой на мнемотаблицу
4. Самостоятельное рисование
мнемотаблицы.
2. Составление мнемотаблицы о любом насекомом с использованием символов общей модели.
3. «Расшифровка» загадок.
3 этап
Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области.
Развитие культурно – гигиенических навыков
Заучивание стихотворений
Ходит осень в нашем парке, |
Весна
Перекодирование информации по данной таблице
2. Воспроизведение материала
мнемотаблицы по памяти
В | ||
Наступила весна. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает.
Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь.
На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка.
Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.