«Использование приемов смыслового чтения при работе с текстом на уроках истории»
Учитель истории и обществознания МОУ «Изегольская ООШ» Серышева Светлана Николаевна
«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»
В.А.Сухомлинский
Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. Поэтому очень важно научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать ее и критически оценивать, воспитать грамотного читателя, понимающего смысл прочитанного текста, умеющего анализировать информацию, выделять главное и второстепенное. Существует множество различных приемов и методов работы с текстом:
1. Прием «Закрой окно»
«Дырявый текст», «Допиши историю».
Текст с пропусками предложил использовать психолог Гальперин в середине 1970-х годов для формирования внимания при работе с текстом. Этот метод лежит в основе приема «Закрой окно».
У приема много « плюсов», он учит:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл;
- находить в тексте нужную информацию.
Данный прием сочетает в себе элементы игры и исследования, это позволяет повысить интерес к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, учит анализировать информацию, выбирать нужную. Методика работы может быть различной: самостоятельная индивидуальная работа, работа под руководством учителя, (работа в парах, группах).
Прием можно использовать:
1.при изучении новой темы - Изучив материал параграфа, закройте окна- вставьте пропущенные слова,) - как вариант самостоятельного добывания знаний,
2. при контроле знаний - использовать в качестве проверки по изученной теме,
3. на этапе закрепления изученного материала
4.в качестве домашнего задания.
Если тексты разрабатываются по одному параграфу, при изучении новой темы, рабочий лист должен содержать от десяти до двадцати пропусков для глубокого погружения в материал параграфа. Можно предложить текст по целому разделу, если нужно провести контроль знаний по теме.
Работа эффективна в группе, учащиеся помогают друг другу усваивать материал, делятся мыслями, идеями, что-то друг другу подсказывают, доказывают, опровергают, учатся взаимодействовать. Тексты с пропущенными словами и историческими ошибками – наиболее любимые задания для пятиклассников и шестиклассников. Прием универсальный и используется в 5-9классах . (приложение1)
Чтобы прием был эффективным текст должен: соответствовать источникам информации, которые использовались при изучении материала; вопрос должен трактоваться однозначно, нескольких вариантов ответа быть не должно.
Прием относят к технологии активных методов обучения, поскольку присутствует элемент игры, но и частично относится к технологии критического мышления, т.к. учит ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию, размышлять при решении учебно-познавательных задач.
Подобная работа проводится с текстами с ошибками.
Приложение 1.
«Закрой окно!»
Укажите пропущенные имена, даты, географические названия. Впишите в каждый пропуск слова так, чтобы в целом получался связанный рассказ.
Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра ( ______ ) и (_______). В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( ) Русь.
Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).
2.Прием «Исследовательский фартук».
У учащихся листы бумаги, на которых схематично изображен фартук. В верхней части фартука записана тема, в нижней части нарисованы карманы. Дети в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все самое важное, в течение урока заполняют карманы, затем учитель собирает фартуки и оценивает, кто лучшая хозяюшка. Я прием немного видоизменила, на некоторых уроках использую его конкретно при работе с текстом.
В верхней части фартука записана тема, в средней части нарисованы карманы: даты, имена, понятия. В Нижней части карман, в который учащиеся «складывают» все важные факты, события, явления.
На этапе изучения нового материала, Учащиеся, работая с текстом параграфа, отдельным пунктом (в зависимости от объема информации) заполняют карманы. После окончания работы нужно вынимая из карманов информацию восстановить содержание текста. Можно Прием использовать: при работе с историческим источником,
при подготовке к итоговой аттестации, к предметной олимпиаде.
Можно применить на этапе первичного закрепления знаний, по памяти заполняют карманы. Применять прием можно начиная с 5 класса.
Информацию в наше время найти не составляет труда, важно научить обработать информацию, найти нужную информацию. Прием учит анализировать текст, выделять главную и второстепенную информацию, учит связному рассказу, так как в конце нужно восстановить содержание текста. Прием обучает самостоятельно обрабатывать информацию, формирует самостоятельность мышления. Для того, чтобы прием был эффективным и научил выделять главную информацию нужно периодически его применять.
3. Прием «Переводчик».
Работа с терминологией занимает на уроках истории и обществознания важное место.
Прием помогает разнообразить работу с терминологией, «оживить» ее. Его можно применять, начиная с 5 класса. Можно использовать несколько раз в одном и том же классе, на одном уроке на этапе закрепления изученного материала, на уроке контроля знаний, в качестве домашнего задания, при подготовке к итоговой аттестации, к предметной олимпиаде.
Дан текст с полным определением исторических понятий. По развернутому пояснению нужно определить, о каком понятии идет речь и вписать его одним, двумя словами. Приложение 2.
Прием помогает отработать исторические термины и понятия.
Приложение2.
«Переводчик»
Замените подчеркнутые предложения историческими терминами, впишите одним, двумя словами.
16 января 1547года в Успенском соборе московского Кремля венчался на царство Иван IV.Великий князь Иван Васильевич стал первым в истории Руси царем. К этому времени вокруг молодого царя сложился круг государственных деятелей - совет приближенных царя - ______________________________________. Опираясь на __________________ царь провел реформы, которые должны были сформировать такое государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти - _________________________________________.
В 1549 году царь повелел собрать в Москве собрание представителей разных сословий всех русских земель - ___________________________________.
В 1550 году на соборе был принят новый свод законов Российского государства - _________________________________ . В нем увеличен размер платы за проживание с крестьян при переходе от одного помещика к другому - _________________________________ . В правление Ивана IV завершилось формирование органов центрального управления - ______________. Их численность в разные годы доходила до ста.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.