Использование приемов технологии развития критического мышления при подготовке к ГИА по русскому языку
«Чем богаче палитра методов обучения у учителя, тем удачнее должна быть картина урока и его результативность»
Критическое творческое мышление – это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств.
К. Уейд, К.Таврис
Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким образом, есть системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.
В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, то есть реализовывать ключевые компетенции?
Компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетентность рискует так и остаться скрытой возможностью. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности учащегося.
Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся все более актуальными. Именно в этом контексте зависимость общества от школы будет возрастать.
Одна из технологий, которая помогает мне в раскрытии таких качеств личности учащихся, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения – это технология развития критического мышления.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Опыт работы с использованием элементов данной технологии показывает её несомненную ценность для учителя – филолога, готовящего учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Во-первых, тем, что каждый её приём работает на формирование у учеников филологической компетенции. Во-вторых, чтение и письмо – это процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Мы живём в информационно насыщенном мире, и поэтому очень важно уметь правильно работать с информацией. Навыки этой работы необходимо приобрести ученику ещё в школе, чтобы потом применять их в жизни. Однако практика показывает, что зачастую дети не умеют правильно читать: читать вдумчиво, то есть активно воспринимать и критически осмысливать информацию с целью включения её в свой собственный контекст. Приёмы технологии развития критического мышления позволяют эффективно работать над этой проблемой.
Известно, что урок, проведённый по названной технологии, включает в себя три этапа: вызов, осмысление и рефлексию.
Вызов – это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать. Как это сделать?
В классе на стадии вызова учащиеся могут получить задание, потом методом мозговой атаки составлять список того, что они знают или думают. Мозговая атака может проводиться индивидуально с каждым учащимся, парами или в групповой форме организации деятельности. Важно, чтобы учитель говорил как можно меньше, а ученик – как можно больше. Роль учителя состоит в том, чтобы выступить в роли проводника, заставляя учащихся размышлять. На этой стадии формируется как бы мотив к обучению.
Таким образом: стадия вызова обязательна на каждом уроке. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Осмысление. На этой стадии обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Форма контакта может быть разной: чтение текста, выполнение опытов, аудирование и т.д.. Главная задача смысловой стадии состоит в том, чтобы поддержать у учащихся активность, интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова.
Эта фаза позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того, чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку.
Таким образом, мы видим, что на стадии рефлексии основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого учащегося собственного отношения к изученному материалу
Каким же образом я внедряю эту технологию при подготовке к экзаменам в 9, 11 классах?
Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения». Я предлагаю учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение.
Например, на уроке русского языка в 9 классе при изучении темы «Сложноподчиненные предложения» я предлагаю такие утверждения:
- сложноподчиненные предложения – это предложения, соединенные при помощи интонации (без союзов и союзных слов) ;
- в сложноподчиненных предложениях только одна грамматическая основа;
- в сложноподчиненном предложении выделяются главное и придаточное предложения.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю, что нового ребята узнали, прочитав параграф учебника?
Учащиеся, выбирая « верные утверждения» из предложенных мною, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания и материал параграфа.
Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.
Приём «Верные и неверные утверждения» на уроках русского языка можно использовать не только при изучении новой темы, но и при повторении к ОГЭ И ЕГЭ. Например, приступая к повторению вводных слов, можно выяснить, хорошо ли учащиеся ориентируются в данной теме, путём использования таких утверждений:
1. Вводные слова не являются членами предложения.
2. Слова наконец, однако, значит всегда являются вводными.
3. Если вводные слова выделить из предложения и прочитать его без них, грамматическая связь слов не изменится, но изменится смысл.
4. Вводные и вставные конструкции – это одно и то же.
Вторая стадия урока, построенного по технологии критического мышления, - осмысление. И здесь целесообразно предложить работу с текстом, применяя приём маркировки (INSERT).
Для маркировки текста используются следующие значки: «v» - это известно; «+» - это интересно, неожиданно; «?» - хотелось бы узнать подробнее.
Использование таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал» полезно при подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему в 9 классе. Так, на уроке по теме «Функции знаков препинания» выясняем у учащихся, какие функции они уже знают, записываем в соответствующую графу: разделительная функция, выделительная. По ходу урока встречаемся с примерами, иллюстрирующими другие функции: смыслоразличительную, эмоционально – экспрессивную. Записываем в графу «Хочу узнать». После изучения сути данных функций фиксируем новые знания в графе «Узнал».
Одна из самых важных стадий - рефлексивная. Именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации. Рефлексия может быть письменной. Прием «Свободное письмо» помогает проанализировать и обобщить изученный материал.
Эффективным приёмом при изучении новой темы или при повторении теоретического материала в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ являются кластеры. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Он может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Так, ученики 9 класса с успехом составляли кластер по теме «Секреты хорошей речи», в который записывали признаки правильной речи, основные характеристики норм языка. При изучении сложноподчинённых предложений в кластерах были отражены названия видов придаточных, значение, вопросы, средства связи, примеры схем.
Очень эффективным методическим приёмом по организации чтения текста является чтение с остановками. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления содержания. Применяю этот приём при подготовке и проведении изложения с элементами сочинения в 8 – 11 классах. Этот прием помогает не только подготовиться к изложению, но и проанализировать текст, понять его тему, идею.
Приёмов развития критического мышления очень много. Они интересны, разнообразны, хорошо описаны в методической литературе. Использование этих приёмов позволяет учителю занимать позицию не механического проводника информации, а партнёра ученика в учебном процессе.
Использование приёмов технологии развития критического мышления даёт возможность личностного роста учащихся, ведёт к их успешности в обучении и развитии. Происходит обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развивается умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, то есть формируются коммуникативные компетенции.
Систематическое использование элементов данной технологии позволяет не только эффективно подготовить учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, но и решить задачи возвращения культуры массового читателя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.