Использование проблемных ситуаций
Оценка 4.9

Использование проблемных ситуаций

Оценка 4.9
doc
15.03.2020
Использование проблемных ситуаций
Использование проблемных ситуаций.doc

 

 

МАДОУ «Детский сад № 46»

 

 

 

 

 

 

 

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ  ДОУ

 

по теме:

«Использование проблемных ситуаций

на занятиях  с детьми

дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

                                                              Подготовила : воспитатель Огольцова Т.В

 

 

 

Цель: Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов в организации занятий с использованием проблемных ситуаций

Задачи:

     1. Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций на занятия с дошкольниками.

2. Проанализировать представленные воспитателями конспекты занятий с использованием проблемных ситуаций.

    Планируемый результат:

1.      Использование педагогами и активное включение проблемных ситуаций в занятия с дошкольниками

 

Ход семинара:

1.     Проблемные ситуации, их сущность

2.     Практическая деятельность (составление воспитателями проблемных ситуаций по различным темам занятий)

3. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход семинара-практикума

3. Проблемные ситуации, их сущность.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Так что же такое проблема? (ответы педагов)

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

 Развитию  мыслительную деятельность у ребенка способствуют проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и  включить их в активную поисковую деятельность.

Проблемная  ситуация возникает, когда пе­дагог преднамеренно сталкивает жизненные   представления   детей (или достигнутый ими уровень) с науч­ными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизнен­ного опыта.

Характерные признаки проблемности на занятии:

·        Возникает состояние интеллектуального затруднения;

·        Возникает противоречивая ситуация;

·        Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1.     воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2.     воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3.     ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4.     Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев,  сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:

 - подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

 - постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

1)     поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний:  «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»

 

2)     процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа,  идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

3)     Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Так, изу­чая тему «Вода», педагог сообщает достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды.

Посмотрев внимательно на комнатные цветы, овощи, выложенные на столе, дети с удивлением спрашивают: «Где же эта во­да?».

Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, кото­рые ему кажутся неправильными в силу то­го, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие. Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписы­вается в систему его знаний, в сформиро­вавшуюся картину мира. Да и педагог не стремится его переубедить и навязать но­вое знание (в этом принципиальное отли­чие проблемного обучения). Он вниматель­но выслушивает все возражения, поощряет за самостоятельность суждений, актив­ность в обсуждении, что очень важно: выслушать все, подчеркиваем, все предполо­жения детей, поблагодарить за активное участие и постепенно подвести к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?» (Чтобы убедить­ся в этом, надо их отжать через марлю или соковыжималку)

         Человек, как считает С.Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.

 Таким образом, создавая проблемные ситуа­ции, мы побуждаем детей выдвигать гипо­тезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки, не читаем нравоучений. Ведь это порождает робость. Как считает A.M. Матюшкин, бо­язнь допустить ошибку сковывает инициа­тиву ребенка в постановке и решении ин­теллектуальных проблем. «Боясь оши­биться, он не будет сам решать поставлен­ную проблему - он будет стремиться полу­чить помощь от всезнающего

 

взрослого. Он будет решать только легкие пробле­мы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, что ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Педагоги не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по «Познаю мир», но и на математике, развитии речи, грамоте, конструировании. Творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях.

 

3.     Практическая деятельность: воспитатели объединяются в микрогруппы по 3 человека и  составляют проблемные ситуации  к занятиям по различным темам:

1)    «Путешествие в прошлое (бумага)»

2)    «На чем я путешествую»

3)    «Вода в жизни человека»

4)    «Куда исчез снеговик»

5)    «Шурупчик и его друзья» (металл)

6)    «Наша планета»

(тематика занятий взята из «Программы воспитания и обучения в детском саду»  /под ред. М.А. Васильевой)

Анализ предложенных вариантов.

 

4. Рефлексия.

 

Литература:

·        «Дошкольное воспитание» № 5, 98, с .78; № 1, 2007, с.19

·        Материалы Интернет-сайтов.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Фрагмент  занятия с использованием проблемно1 ситуации.

Тема: Приключения Буратино.

Цель: Актуализировать знания детей о свойствах дерева (не тонет в воде).

Задачи: Способствовать освоению детьми представлений о свойствах дерева – не тонет в воде; развивать умение анализировать ситуацию, планировать эксперимент, выдвигать гипотезы, самостоятельно делать выводы на основе практической деятельности; стимулировать желание помочь герою сказки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что вчера дети  другой группы читали сказку «Приключения Буратино» и придумывали другой конец сказки, но  у них это получилось не  до конца, просят нашей помощи, а остановились они вот на чем: «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться».

Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет.

Что будем делать?  (дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы: можно построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь перевезти, но рядом никого нет, а может Буратино не утонет, так как деревянный). Воспитатель предлагает детям проверить последнюю гипотезу: т.к. Буратино деревянный, дети ищут в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, наливают в таз воду и проводят эксперимент.

Делается вывод: дерево в воде не тонет, следовательно, Буратино не утонет, доплывет, потому что он деревянный.

Дети, и какой же будет конец у сказки: «Буратино сложил одежду и азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел во время».

В совместной деятельности в ходе решения другой проблемно-игровой ситуации можно сделать новые выводы: Буратино уронил золотой ключик в болото, но Черепахи Тортиллы поблизости не было, ждать долго - не было времени.

Противоречие: Буратино должен опуститься под воду, т.к. ему необходимо достать ключик, но не может этого сделать, потому что он деревянный, а дерево не тонет.

Дети предлагают разные варианты решения проблемы, но потом приходят к выводу, что если к Буратино привязать грузик он сможет опуститься на дно, и отвязав грузик,  всплыть на поверхность.

На основе проделанного эксперимента с деревянными предметами, делается   вывод: при утяжелении дерево может опуститься на дно, но при утере утяжелителя опять всплывают.

 

 

 

В помощь педагогу ДОУ…

Использование проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками.

Характерные признаки проблемного обучения:

·         Возникает состояние интеллектуального затруднения;

·         Возникает противоречивая ситуация;

·         Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1.      воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2.      воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3.      ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4.      Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев,  сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:

 - подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

 - постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

1)      поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний:  «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»

2)      процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиска ключа,  идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

3)      Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.



МАДОУ «Детский сад № 46»

МАДОУ «Детский сад № 46»

Цель: Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов в организации занятий с использованием проблемных ситуаций

Цель: Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов в организации занятий с использованием проблемных ситуаций

Ход семинара-практикума 3. Проблемные ситуации, их сущность

Ход семинара-практикума 3. Проблемные ситуации, их сущность

Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи

Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи

Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т

Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т

Он будет решать только легкие пробле­мы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития

Он будет решать только легкие пробле­мы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития

Приложение 1. Фрагмент занятия с использованием проблемно1 ситуации

Приложение 1. Фрагмент занятия с использованием проблемно1 ситуации

В помощь педагогу ДОУ… Использование проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками

В помощь педагогу ДОУ… Использование проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2020