Использование развивающего метода обучения на уроках русского языка. Критерии оценки эффективности урока
В своей педагогической работе я стараюсь использовать такие методы и приёмы, которые помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Конечно, это залог успешного обучения. Неслучайно формирование учебной мотивации лежит в основе нового образовательного стандарта. Именно внутренний мотив обучения способствует выработке умения и навыков у учащихся самостоятельно добывать знания.
Сегодняшний школьник как бы рассыпан попредметно учебной специализацией. Мы обязаны собрать его в целостную фигуру. Сделать это бывает очень трудно, так как обилие получаемой информации на уроках, её переработка и выполнение большого количества домашних заданий не вызывают интереса у учащихся, и уже к 6-ому классу почти у 60-ти % учащихся мотивация к учению резко снижается. Поэтому необходимо учитывать разноуровневое развитие учеников. Как бы ни комплектовались классы, всегда можно выделить три уровня в развитии детей относительно восприятия и усвоения одного и того же предмета: высокий, средний и низкий. Это естественное явление, так как умственное развитие зависит от времени созревания мозга. Учёными доказана возможность раннего интеллектуального развития ребёнка при организации социального взаимодействия. Этот принцип лежит в основе развивающего метода обучения.
По словам известного психолога Льва Семёновича Выготского, развитие интеллекта ребёнка может «ускоряться или замедляться в зависимости от культурного или образовательного окружения». Активность влияния образовательной среды во многом зависит от метода.
Цель развивающего метода – поддерживать естественное стремление ребёнка к совершенству, гармонии и красоте, вызывать положительные эмоции. Положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются. Если между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, то у ребёнка возникает дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Это и есть развитие. Поэтому в структуре развивающего метода должен быть компонент, способствующий выведению ученика из равновесия.
Развивающий метод обучения включает в себя несколько аспектов, которые представляют собой критерии оценки эффективности урока:
1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока. Это означает, что учащийся работает в течение всего занятия. Он включается в проверку домашнего задания, слушает объяснение нового материала, участвует в его закреплении, выполняет самостоятельную работу.
Известно, что в традиционной школе активность ученика остаётся очень низкой. Сознательно к учебному процессу относится лишь четвёртая часть учащихся. Остальные (до 75%) малоактивны, примерно ¼ совсем не работают на уроке. Развивающий метод обучения способствует тому, что каждый учащийся включается в работу.
2. Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке. Она связана с поддержанием интереса к изучению материала через исследовательскую деятельность. Известно, что самыми простыми формами включения ученика во взаимодействие с другими являются парная и групповая работа на уроке. Речь педагога, объясняющего новый материал, требует сосредоточенности и внимательности. Для большинства детей это является трудной задачей. Поэтому на уроках необходимо сочетание различных форм взаимодействия учителя с учащимися или учащихся друг с другом. При этом очень эффективна работа в группах. Так, например, при изучении лирических произведений в 5-6-х классах дети должны не просто дать анализ произведения, а попытаться передать при этом мысли и чувства автора. Если учитель привлечёт к анализу произведения живопись и музыку, то он создаст нужный эмоциональный фон, благодаря которому дети смогут достичь поставленные перед ними цели. При этом ни один ребёнок не останется без дела.
3. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. На каждом этапе урока учащийся сам отслеживает результаты и оценивает их. Например, во время проверки домашнего задания используются самопроверка и взаимопроверка по критериям, которые даёт учитель.
При изучении нового материала каждый ученик также оценивает своё внимание, запоминание, понимание материала. То же самое происходит во время закрепления и самостоятельной работы.
Таким образом, поэтапно оценивая себя в рабочую карту, у учащихся повышается ответственность за результаты своего труда. Вместо «двоек» и «единиц» ставятся «минусы». Поэтому у детей не возникает страха перед плохой отметкой. В конце занятия подводится итог.
Очень важно учителю как можно больше давать заданий с взаимопроверкой или самопроверкой сразу после выполнения работы. В традиционных условиях проверка проводится учителем после урока, а результаты объявляются на следующем. Это неэффективно. Несвоевременная оценка материала снижает уровень восприимчивости к результатам, то есть их воздействие на эмоциональную сферу становится настолько слабым, что уже не влияет на мыслительный процесс так, как хотелось бы учителю.
4. Оценка уровня усвоения знаний. Если ученик по каким-либо причинам не получил отметки, учитель не может судить об уровне усвоения им знаний. Оптимальный вариант – когда все учащиеся получают на уроке отметки. Оценивается каждый этап урока и весь урок в целом. Отметка «два» на уроках не ставится, если учащийся считает, что она случайна и не удовлетворяет его.
5. Достижение целей урока. Дидактическая цель – это усвоение знаний, формирование умений и способов действий на уроке по изучаемой теме. Достижение данной цели характеризуется уровнем усвоения знаний, которому соответствуют полученные отметки. Воспитательная цель достигается за счёт социализации мышления в процессе взаимодействия.
Таким образом, уроки, построенные на основе развивающего метода, закрепляют позитивное мышление ребёнка, способствуют формированию УУД.
Опираясь на данные аспекты, при подготовке к уроку учителю необходимо создать точные критерии оценки результатов деятельности учащихся, спланировать не только собственную деятельность, но и работу каждого учащегося на уроке. Рассмотрим, как решается эта методическая задача на примере изучения темы «Репортаж как жанр публицистики».
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1. |
Организационный момент |
Предлагаю разделиться на 5 групп (предполагаемые редакции новостей) |
Распределяются по группам |
2 мин. |
2. |
Тема, цели урока |
Объявляю тему, предлагаю определить цели урока Задаю вопросы учащимся на понимание цели Критерии оценивания: 1 балл – за правильный ответ (тем самым стимулирую деятельность малоактивных учащихся); 2 балла – за правильный развёрнутый ответ
|
Слушают, формулируют цели урока; оценивают себя согласно критериям, данным учителем |
2 мин. |
3. |
Повторение |
Предлагаю вспомнить всё о стилях языка (каждая группа рассказывает о том стиле языка, который достался ей при вытягивании жребия). Критерии оценивания: 3б – за полный ответ с характеристикой по всем стилевым признакам; 2б – за ответ с неполной характеристикой или с к.-л. неточностями; 1б – если признаки не раскрыты |
Совещаются; один чел. из группы даёт ответ. Остальные группы оценивают выступающего по заданным критериям. Заработанные баллы получает каждый член группы |
3 мин |
4. |
Проверочная работа |
Читаю 5 текстов разного стиля.
Критерии оценивания (взаимопроверка): 5б – все верные ответы; 4б – 1 неверный ответ; 3б – 2 неверных ответа и т.д. |
Заполняют алгебраическую шкалу на 5 делений (определяют стилевую принадлежность текста); проверяют работу по образцу, данному учителем (взаимопроверка) |
3мин. |
5. |
Изучение новой темы. Отработка навыков |
1) После беседы о том, что такое, по мнению учащихся, репортаж, почему относится к публицистическому жанру и в каких сферах общественной жизни используется, предлагаю ребятам собрать всю необходимую информацию об этом жанре публицистики (при помощи статей в учебниках, словарей, а также интернет-источников). Затем даю отдельно для каждой группы варианты с двумя примерами, один из которых представляет собой обычный новостной сюжет, другой – репортаж. Критерии оценивания: 5б – за правильно выбранный вариант с указанием всех 5-ти признаков; 4б – за правильно выбранный вариант с указанием 4 признаков и т.д. Ещё 1балл получает та группа, которая правильно определит вид репортажа |
Собирают необходимую информацию по теме; знакомятся с примерами (определяют, какой из них является репортажем); по предложенным учителем вариантам ответов определяют основные признаки репортажа и его виды; слушают ответы представителей других «редакций» и оценивают их согласно установленным критериям |
20мин |
|
|
2) Предлагаю провести сравнительный анализ двух новостных сюжетов (репортажа и, н-р, информационной заметки) и посмотреть, с помощи каких приёмов они создаются. За каждый правильный ответ – 1б, за каждый развёрнутый правильный ответ – 2б. |
Сравнивают два сюжета и делают предположения о том, как строится репортаж, какие приёмы при этом используются. Оценивают себя согласно установленным критериям |
5мин |
|
|
3) Задаю вопрос о том, как, по мнению ребят, работает служба новостей и кто входит в её состав. После этого предлагаю собрать информацию о том, кто такой редактор, корректор, оператор и корреспондент. Ребята выбирают, о ком будет рассказывать каждая группа (или тянут жребий). Критерии оценивания: 3б – за полный развёрнутый рассказ; 2б – за неполный рассказ; 1б – за неразвёрнутый ответ |
Собирают информацию о каком-либо представителе редакции новостей и о специфике его работы (по словарям, интернет-источникам); ответ оценивается другими группами учащихся |
8мин |
6. |
Итог |
Предлагаю сформулировать вывод (рисуем схему) и выставить итоговую оценку. «5» - 17-20 баллов «4» - 11-16 баллов «3» - 7-9 баллов |
Формулируют вывод (схема); выставляют итоговую оценку за урок в раб.карту |
4мин |
7. |
Задание на дом |
Предлагаю сделать репортаж на свободную тему (предпочтительно из жизни школы). Даю критерии оценки деятельности редактора, корреспондента, оператора, корректора |
Записывают критерии оценки |
1мин |
На следующем уроке каждая группа представляет свои видеоролики с репортажами из жизни школы. Все группы оценивают работу друг друга согласно заданным критериям. В конце урока выставляется итоговая оценка. На дом задаётся письменный репортаж.
Таким образом, поэтапно оценивая свою деятельность на уроке, я учу ребят оценивать свой труд по тем же критериям, которыми пользуется сам учитель.
Если сформулировать общие особенности методики уроков, на которых используется развивающий метод, то получится следующее:
-Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока.
-Учитель планирует не только собственную деятельность на уроке, но и деятельность каждого ученика.
-Учитель должен доверять самооценке ученика.
-Структура развивающего метода помогает каждому ученику выходить как минимум на творческий уровень.
-Изменение роли учителя на уроке, преодоление сложившегося стереотипа «деятельного» учителя. В данном случае его роль почти незаметна. Он в полном смысле управляет педагогическим процессом как бы со стороны, включая самих учащихся в активную мыслительную деятельность. Таким образом, учитель планирует мыслительную деятельность ученика во всех формах работы на уроке: и там, где он объясняет, и там, где закрепляет.
Ещё одним положительным моментом в развивающем методе обучения является то, что учитель не может работать по шаблону, он должен творчески подходить к каждому уроку. Только творческая работа педагога порождает творчество детей.
Учитель русского языка и литературы: Тетерина О.В.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.