Использование развивающего метода обучения на уроках русского языка
Оценка 4.8

Использование развивающего метода обучения на уроках русского языка

Оценка 4.8
docx
25.08.2023
Использование развивающего метода обучения на уроках русского языка
Статья-методическая разработка
Использование развивающего метода обучения на уроках русского языка.docx

Использование развивающего метода обучения на уроках русского языка. Критерии оценки эффективности урока

    В своей педагогической работе я стараюсь использовать такие методы и приёмы, которые помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Конечно, это залог успешного обучения. Неслучайно формирование учебной мотивации лежит в основе нового образовательного стандарта. Именно внутренний мотив обучения способствует выработке умения и навыков у учащихся самостоятельно добывать знания.

     Сегодняшний школьник как бы рассыпан попредметно учебной специализацией. Мы обязаны собрать его в целостную фигуру. Сделать это бывает очень трудно, так как обилие получаемой информации на уроках, её переработка и выполнение большого количества домашних заданий не вызывают интереса у учащихся, и уже к 6-ому классу почти у 60-ти % учащихся мотивация к учению резко снижается. Поэтому необходимо учитывать разноуровневое развитие учеников. Как бы ни комплектовались классы, всегда можно выделить три уровня в развитии детей относительно восприятия и усвоения одного и того же предмета: высокий, средний и низкий. Это естественное явление, так как умственное развитие зависит от времени созревания мозга. Учёными доказана возможность раннего интеллектуального развития ребёнка при организации социального взаимодействия. Этот принцип лежит в основе развивающего метода обучения.

     По словам известного психолога Льва Семёновича Выготского, развитие интеллекта ребёнка может «ускоряться или замедляться в зависимости от культурного или образовательного окружения». Активность влияния образовательной среды во многом зависит от метода.

     Цель развивающего метода – поддерживать естественное стремление ребёнка к совершенству, гармонии и красоте, вызывать положительные эмоции. Положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются. Если между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, то у ребёнка возникает дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Это и есть развитие. Поэтому в структуре развивающего метода должен быть компонент, способствующий выведению ученика из равновесия.

     Развивающий метод обучения включает в себя несколько аспектов, которые представляют собой критерии оценки эффективности урока:

1.     Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока. Это означает, что учащийся работает в течение всего занятия. Он включается в проверку домашнего задания, слушает объяснение нового материала, участвует в его закреплении, выполняет самостоятельную работу.

   Известно, что в традиционной школе активность ученика остаётся очень низкой. Сознательно к учебному процессу относится лишь четвёртая часть учащихся. Остальные (до 75%) малоактивны, примерно ¼ совсем не работают на уроке. Развивающий метод обучения способствует тому, что каждый учащийся включается в работу.

   

2.     Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке. Она связана с поддержанием интереса к изучению материала через исследовательскую деятельность. Известно, что самыми простыми формами включения ученика во взаимодействие с другими являются парная и групповая работа на уроке. Речь педагога, объясняющего новый материал, требует сосредоточенности и внимательности. Для большинства детей это является трудной задачей. Поэтому на уроках необходимо сочетание различных форм взаимодействия учителя с учащимися или учащихся друг с другом. При этом очень эффективна работа в группах. Так, например, при изучении лирических произведений в 5-6-х классах дети должны не просто дать анализ произведения, а попытаться передать при этом мысли и чувства автора. Если учитель привлечёт к анализу произведения живопись и музыку, то он создаст нужный эмоциональный фон, благодаря которому дети смогут достичь поставленные перед ними цели. При этом ни один ребёнок не останется без дела.

3.     Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. На каждом этапе урока учащийся сам отслеживает результаты и оценивает их. Например, во время проверки домашнего задания используются самопроверка и взаимопроверка по критериям, которые даёт учитель.

   При изучении нового материала каждый ученик также оценивает своё внимание, запоминание, понимание материала. То же самое происходит во время закрепления и самостоятельной работы.

 

   Таким образом, поэтапно оценивая себя в рабочую карту, у учащихся повышается ответственность  за результаты своего труда. Вместо «двоек» и «единиц» ставятся «минусы». Поэтому у детей не возникает страха перед плохой отметкой. В конце занятия подводится итог.

   Очень важно учителю как можно больше давать заданий с взаимопроверкой или самопроверкой сразу после выполнения работы. В традиционных условиях проверка проводится учителем после урока, а результаты объявляются на следующем. Это неэффективно. Несвоевременная оценка материала снижает уровень восприимчивости к результатам, то есть их воздействие на эмоциональную сферу становится настолько слабым, что уже не влияет на мыслительный процесс так, как хотелось бы учителю.

4.     Оценка уровня усвоения знаний. Если ученик по каким-либо причинам не получил отметки, учитель не может судить об уровне усвоения им знаний. Оптимальный вариант – когда все учащиеся получают на уроке отметки. Оценивается каждый этап урока и весь урок в целом. Отметка «два» на уроках не ставится, если учащийся считает, что она случайна и не удовлетворяет его.

5.     Достижение целей урока. Дидактическая цель – это усвоение знаний, формирование умений и способов действий на уроке по изучаемой теме. Достижение данной цели характеризуется уровнем усвоения знаний, которому соответствуют полученные отметки. Воспитательная цель достигается за счёт социализации мышления в процессе взаимодействия.

Таким образом, уроки, построенные на основе развивающего метода, закрепляют позитивное мышление ребёнка, способствуют формированию УУД.

 

   Опираясь на данные аспекты, при подготовке к уроку учителю необходимо создать точные критерии оценки результатов деятельности учащихся, спланировать не только собственную деятельность, но и работу каждого учащегося на уроке. Рассмотрим, как решается эта методическая задача на примере изучения темы «Репортаж как жанр публицистики».

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1.

Организационный момент

Предлагаю разделиться на 5 групп (предполагаемые редакции новостей)

Распределяются по группам

2 мин.

2.

Тема, цели урока

Объявляю тему, предлагаю определить цели урока

Задаю вопросы учащимся на понимание цели

Критерии оценивания: 1 балл – за правильный ответ (тем самым стимулирую деятельность малоактивных учащихся); 2 балла – за правильный развёрнутый ответ

 

Слушают, формулируют цели урока; оценивают себя согласно критериям, данным учителем

2 мин.

3.

Повторение

Предлагаю вспомнить всё о стилях языка (каждая группа рассказывает о том стиле языка, который достался ей при вытягивании жребия).

Критерии оценивания: 3б – за полный ответ с характеристикой по всем стилевым признакам; 2б – за ответ с неполной характеристикой или с к.-л. неточностями; 1б – если признаки не раскрыты

Совещаются; один чел. из группы даёт ответ. Остальные группы оценивают выступающего по заданным критериям. Заработанные баллы получает каждый член группы

3 мин

4.

Проверочная работа

Читаю 5 текстов разного стиля.

 

Критерии оценивания (взаимопроверка): 5б – все верные ответы; 4б – 1 неверный ответ; 3б – 2 неверных ответа и т.д.

Заполняют алгебраическую шкалу на 5 делений (определяют стилевую принадлежность текста); проверяют работу по образцу, данному учителем (взаимопроверка)

3мин.

5.

Изучение новой темы. Отработка навыков

1)    После беседы о том, что такое, по мнению учащихся, репортаж, почему относится к публицистическому жанру и в каких сферах общественной жизни используется, предлагаю ребятам собрать всю необходимую информацию об этом жанре публицистики (при помощи статей в учебниках, словарей, а также интернет-источников).

Затем даю отдельно для каждой группы варианты с двумя примерами, один из которых представляет собой обычный новостной сюжет, другой – репортаж. 

Критерии оценивания: 5б – за правильно выбранный вариант с указанием всех 5-ти признаков; 4б – за правильно выбранный вариант с указанием 4 признаков и т.д. Ещё 1балл получает та группа, которая правильно определит вид репортажа

Собирают необходимую информацию по теме; знакомятся с примерами (определяют, какой из них является репортажем); по предложенным учителем вариантам ответов определяют основные признаки репортажа и его виды; слушают ответы представителей других «редакций» и оценивают их согласно установленным критериям

20мин

 

 

2)    Предлагаю провести сравнительный анализ двух новостных сюжетов (репортажа и, н-р, информационной заметки) и посмотреть, с  помощи каких приёмов они создаются.

 За каждый правильный ответ – 1б, за каждый развёрнутый правильный ответ – 2б.

Сравнивают два сюжета и делают предположения о том, как строится репортаж, какие приёмы при этом используются. Оценивают себя согласно установленным критериям

5мин

 

 

3)    Задаю вопрос о том, как, по мнению ребят, работает служба новостей и кто входит в её состав. После этого предлагаю собрать информацию о том, кто такой редактор, корректор, оператор и корреспондент. Ребята выбирают, о ком будет рассказывать каждая группа (или тянут жребий).

Критерии оценивания: 3б – за полный развёрнутый рассказ; 2б – за неполный рассказ; 1б – за неразвёрнутый ответ

Собирают информацию о каком-либо представителе редакции новостей и о специфике его работы (по словарям, интернет-источникам); ответ оценивается другими группами учащихся

8мин

6.

Итог

Предлагаю сформулировать вывод (рисуем схему) и выставить итоговую оценку.

«5» - 17-20 баллов

«4» - 11-16 баллов

«3» - 7-9 баллов

Формулируют вывод (схема); выставляют итоговую оценку за урок в раб.карту

4мин

7.

Задание на дом

Предлагаю сделать репортаж на свободную тему (предпочтительно из жизни школы).

Даю критерии оценки деятельности редактора, корреспондента, оператора, корректора

Записывают критерии оценки

1мин

 

   На следующем уроке каждая группа представляет свои видеоролики с репортажами из жизни школы. Все группы оценивают работу друг друга согласно заданным критериям. В конце урока выставляется итоговая оценка. На дом задаётся письменный репортаж.

 

      Таким образом, поэтапно оценивая свою деятельность на уроке, я учу ребят оценивать свой труд по тем же критериям, которыми пользуется сам учитель.

 

   Если сформулировать общие особенности методики уроков, на которых используется развивающий метод, то получится следующее:

 

-Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока.

-Учитель планирует не только собственную деятельность на уроке, но и деятельность каждого ученика.

-Учитель должен доверять самооценке ученика.

-Структура развивающего метода помогает каждому ученику выходить как минимум на творческий уровень.

-Изменение роли учителя на уроке, преодоление сложившегося стереотипа «деятельного» учителя. В данном случае его роль почти незаметна. Он в полном смысле управляет педагогическим процессом как бы со стороны, включая самих учащихся в активную мыслительную деятельность. Таким образом, учитель планирует мыслительную деятельность ученика во всех формах работы на уроке: и там, где он объясняет, и там, где закрепляет.

 

   Ещё одним положительным моментом в развивающем методе обучения является то, что учитель не может работать по шаблону, он должен творчески подходить к каждому уроку. Только творческая работа педагога порождает творчество детей.

 

Учитель русского языка и литературы: Тетерина О.В.


 

Скачано с www.znanio.ru

Использование развивающего метода обучения на уроках русского языка

Использование развивающего метода обучения на уроках русского языка

Известно, что в традиционной школе активность ученика остаётся очень низкой

Известно, что в традиционной школе активность ученика остаётся очень низкой

Оценка уровня усвоения знаний.

Оценка уровня усвоения знаний.

Слушают, формулируют цели урока; оценивают себя согласно критериям, данным учителем2 мин

Слушают, формулируют цели урока; оценивают себя согласно критериям, данным учителем2 мин

Затем даю отдельно для каждой группы варианты с двумя примерами, один из которых представляет собой обычный новостной сюжет, другой – репортаж

Затем даю отдельно для каждой группы варианты с двумя примерами, один из которых представляет собой обычный новостной сюжет, другой – репортаж

За каждый правильный ответ – 1б, за каждый развёрнутый правильный ответ – 2б

За каждый правильный ответ – 1б, за каждый развёрнутый правильный ответ – 2б

Итог Предлагаю сформулировать вывод (рисуем схему) и выставить итоговую оценку

Итог Предлагаю сформулировать вывод (рисуем схему) и выставить итоговую оценку

Только творческая работа педагога порождает творчество детей

Только творческая работа педагога порождает творчество детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2023