Использование результатов оценочных процедур в повышении качества математического образования

  • docx
  • 08.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Microsoft Word Document.docx

Использование результатов оценочных процедур в повышении
качества математического образования


Формирование системы оценки качества образования является одним из
ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все
более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных
достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для
повышения качества образования.
В настоящее время на федеральном уровне создана разноаспектная
система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур:

- ОГЭ (ГИА­9),

- ЕГЭ (ГИА­11),

- Национальные исследования оценки качества работы образования(НИКО)
- Всероссийские проверочные (ВПР),

- Международные исследования,

-  Исследования профессиональных компетенций учителей.

В дополнение к федеральным оценочным процедурам, в соответствии с
особенностями территорий, разрабатываются, внедряются и проводятся
исследования оценки качества образования (ОКО) на региональном,
муниципальных, внутришкольном уровнях.
Результаты оценочных процедур должны служить основанием для
совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения
информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия
обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.
Оценочные процедуры
по математике позволяют осуществить
диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том
числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и
овладения межпредметными понятиями. Анализ результатов позволяет подготовить индивидуальные программы (траектории развития) для
обучающихся, увидеть учителю динамику по качеству и успеваемости, выявить
сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс
обучения, спланировать обучение на курсах повышения квалификации,
определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к
требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.
Самый важный элемент системы оценки качества образования ­
государственная итоговая аттестация.
Результаты ОГЭ и ЕГЭ являются средством подведения итогов, а также
основой для ежегодного анализа качества образования общеобразовательных
предметов в школе. В протоколах с результатами ОГЭ и ЕГЭ представлены
индивидуальные предметные результаты, решаемость каждого задания,
первичные и итоговые баллы. Результаты экзаменов ГИА и ЕГЭ подвергают
всесторонней обработке и формируют статистическую информацию по
предметам, по темам. Многие выпускники имеют две независимые экспертные
оценки по обязательным предметам (так как ЕГЭ сдают те 11­классники,
которые два года назад сдавали ОГЭ). Следовательно, это можно использовать
для определения индивидуальной динамики каждого обучающегося по
математике.
На основе результатов ЕГЭ и ОГЭ в школе применяется следующая
модель оценки качества образования: организация образовательной среды –
использование современных педагогических технологий – создание системы
оценки качества результата и мониторинг личных достижений выпускника –
оценка качества образования через характеристики процесса и соответствие
результата модели выпускника.
Несомненно, в проведении оценочных процедур возможны риски и
противоречия: неосознанная позиция определенной части родителей к
образованию; недостаточная мотивация обучающихся к учебной деятельности;
несоответствие выбранных методик диагностики специфике образовательного учреждения; мониторинговые исследования могут быть не востребованы и не
системны; неправильное использование и интерпретация результатов проведения
оценочных процедур; частота, объем оценочных процедур должны быть
оптимальными, исследования не должны дублировать друг друга; за
ограниченное время на экзамене нельзя проверить освоение всех или
большинства элементов содержания образования.
Итак, использование результатов оценочных процедур позволяет
администрации школы: разработать и внедрить программы повышения
эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную
определить области деятельности
образовательную программу;
педагогического коллектива по устранению пробелов в знаниях и разработать
соответствующие рекомендации для каждого педагога; иметь независимую
оценку деятельности, как педагога, так и педагогического коллектива в целом.
Педагоги могут использовать результаты оценочных процедур для
корректировки своих рабочих программ и при подготовке к прохождению
аттестации в целях установления квалификационной категории.
Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур
получают рекомендации по перспективам получения дальнейшего
профессионального образования.
За всеми этими видами работ стоит система, которая совершенствуется из
года в год на основе результатов оценочных процедур и дает свои результаты. А
цель этой системы – дать учителю то, что необходимо для достижения
обучающимися всех видов результатов, которые должны быть направлены на
оптимизацию образовательного процесса. Но, надо помнить о главном: ключевым фактором в повышении качества образования является объективное проведение любых оценочных процедур. Дети пришли в образовательную организацию для получения знаний, мы обязаны эти знания дать.