Использование социо-игровых технологий в формировании у детей представлений о социальной значимости труда взрослых
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Использование социо-игровых технологий в формировании у детей представлений о социальной значимости труда взрослых

Оценка 5 (более 1000 оценок)
docx
20.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

РЕЧЬ СОЦИО-ИГРА.docx

Сообщение на тему:

Использование социо-игровых технологий в формировании у детей представлений о социальной значимости труда взрослых

 

         Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.

Подчеркивая роль трудового воспитания, Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».

         Трудовое воспитание в соответствии с современными требованиями является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

         При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с социальной направленностью труда, его общественной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

         В соответствии с новыми государственными стандартами дошкольного образования построение образовательного процесса должно строится на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

         Поэтому в МОУ «Бендерский Детский сад № 15» успешному решению задач по формированию у детей представлений о социальной значимости труда взрослых способствует использование в построении воспитательно-образовательного процесса социо-игровых технологий.

Социо-игравая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками, основанное на принципе организации занятий как игры-жизни между микрогруппами детей. В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются.  А это, в свою очередь, является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать сверстнику и поддерживать его.               

         Суть социо-игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

         1 правило: Используется работа малыми группами, или как их еще называют «группы ровесников».

          Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами. Поэтому, знакомя дошкольников с трудом взрослых, активно используем дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, разбивая группу детей в младшем возрасте на пары и тройки, в старшем – по 5-6 детей. Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок», т.к. одной из наиболее насыщенных, доверительных и плодотворных форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками. Поэтому педагог только создает условия для игры и предлагает группе равных игровую тему (или какое-то конкретное дело, связанное с игровым сюжетом). А также косвенно следит за тем, чтобы дети организовывали игру таким образом, чтобы не  было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно выполнил все игровые действия.

         Например, детям подготовительной к школе группы было предложено подготовить информационный стенд о людях разных профессий. Материал по каждой из профессий готовила определенная микрогруппа. При этом решение о том,       создать ли одну общую газету обо всех профессиях или отдельные газетные листки по каждой из профессий, принимали сами дошкольники. Так же самостоятельно дети выбрали для газеты рисунки и фотографии.

2 правило: «Смена лидерства». 

         Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться. Используя дидактические игры по формированию у дошкольников представлений о социальной значимости труда взрослых, результат представляет каждый раз новый ребенок. Также в сюжетно-ролевых и театрализованных играх меняется лидерство при распределении ролей.

         3 правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.

         Знакомясь в игровой форме с трудом взрослых, дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, выполняют имитационные движения, играют с мячом. Организовывать дидактические и настольно-печатные игры старшие дошкольники могут в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

         4 правило: Смена темпа и ритма

         Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

          Так, например, игра с мячом помогает распределиться на группы. Затем группам предлагается статичное задание: разделить картинки с профессиями на несколько групп. Одним – найти картинки с изображением людей тех профессий, которые создают предметы (гончар, портной, строитель, хлебороб.); другим –
тех профессий, которые обслуживают население, служат людям (продавец, врач, учитель, воспитатель); третьим – тех профессий, которые нас защищают, спасают (военные, милиционеры, пожарные) и так далее. После этого можно предложить каждой группе с помощью пантомимы показать одну из профессий так, чтобы остальные смогли ее узнать и назвать.

         5 правило: Интеграция всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.

            Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.     

         Наиболее полно данное правило реализуется в сюжетно-ролевой игре, способствующей всестороннему  развитию дошкольников. Помимо таких популярных игр, как «Детский сад / Школа», «Магазин», «Больница», «Автомастерская», в игровую деятельность детей активно внедряется ознакомление с новыми профессиями: «Турагентство» и «Модельное агентство», «Банк», «Выборы (депутата или президента» и тому подобное.

         6 правило: Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь – и наловишь с десяток».

         Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.   А  педагогу требуется убрать откровенную манеру учить и сменить ее на манеру слушать и слышать детей, доверять им; помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться.

         Учитывая специфику дошкольного возраста, самостоятельному получению знаний и формированию социальных понятий во многом способствует наглядное ознакомление детей  с трудовой деятельностью в процессе экскурсий. Если младшим дошкольникам доступен в основном труд взрослых в детском саду, то воспитанники средней группы уже знакомятся с профессиями ближайшего социума (школа, магазин, аптека). С детьми старшего возраста регулярно проводятся экскурсии на предприятия и в организации города.

         Например, наибольший эмоциональный отклик у детей вызвало посещение Пожарной части города. Кроме того, что дошкольники получили практическую возможность осознать значимость профессии пожарных, ознакомиться с некоторыми особенностями их труда, в процессе экскурсии были показаны различные отделы и разъяснена специфика их деятельности. В дальнейшем при организации сюжетно-ролевой игры это позволило разнообразить сюжет и ввести большее количество действующих игроков, разбив всех желающих на группы (отделы пожарной части), что соответствует принципам социо-игровой технологии.

         Использование «золотых» правил социо-игровой технологии, позволило нашим воспитанникам:

Ø научиться слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;

Ø развиться речевому взаимодействию;

Ø сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

Ø научиться отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;

Ø избавиться от чувства страха за ошибку.

         Уважаемые коллеги, хочу продемонстрировать вам некоторые приемы социо-игровой технологии на примере элементов сюжетно-ролевой игры «Поликлиника». Это деление на малые группы (регистратура, разные кабинеты, аптека, группа пациентов); двигательная активность и смена мизансцен (использование большого пространства, переход от регистратуры к врачам, затем в аптеку) смена темпа и ритма (имитация действий врачей и т.д.); интеграция разных видов деятельности, начиная с начального этапа подготовки к игре; принцип полифонии (дети сами определяли направления игры, содержание деятельности каждого персонажа и т.п.)

         Благодарю за внимание!


 

скачать по прямой ссылке