Уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсуждаем очень важную тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы». Думаю, что это совершенно справедливо и своевременно.
Значительные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировку содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Но происходящие в современности изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, навыка формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в области профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности и этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Эффективность обучения учебным предметам во многом достигается развитием исследовательских навыков и умений. Отрабатывать их целесообразно на краеведческом материале, чтобы обратить ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа и способствовать патриотическому воспитанию. Важность данной проблемы отражена в Законе «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:
– историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
– воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.[5]
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки», – писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Сегодня, мои коллеги, учителя, методисты видят и понимают, что результаты обучения проявляются не только на школьных экзаменах, но и в повседневной жизни: в преподавании русского языка и литературы не все благополучно, поэтому снижается общая культура населения.
Необходимость постоянно проводить исследовательскую деятельность с использованием краеведческого материала подтверждается также анализом результатов ЕГЭ. Затруднения в аргументации своей точки зрения, затруднения в представлении читательского опыта по патриотическим, социальным, нравственным вопросам в задании с развернутым ответом испытывали все группы учеников – и получившие на экзамене удовлетворительный результат, и выполнившие работу отлично.
Таким образом, результаты экзамена, анкетирование учащихся доказали, что творческий патриотизм необходимо культивировать со школьной скамьи. Как это воплотить практически – серьезная проблема, стоящая перед основной школой, особенно проблема организации планомерного и постоянного изучения краеведческого материала для организации исследовательской деятельности обучающихся.
Изучив основные положения по преподаванию русского языка и литературы на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, познакомившись с опубликованными авторскими программами по русскому языку и литературе, проанализировав результаты готовности обучающихся к новой форме аттестации, я определила цель – представить опыт работы по использованию краеведческого материала при организации исследовательской деятельности обучающихся.
Для реализации заявленной цели поставила следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты организации исследовательской деятельности на основе краеведения в основной школе;
– представить систему работы по использованию краеведческого материала при организации исследовательской деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей школьников, а также учебного и научного принципов исследования;
– отследить динамику успешности овладения исследовательской деятельностью обучающимися при изучении краеведческого материала.
Теоретическое исследование научно-методических материалов основано на анализе нормативно-правовых документов, справочной литературы.
Практическая апробация методических материалов проводилась на базе муниципального образовательного учреждения нашего села Едрово в период 2014 – 2020 годы. О приобретённом опыте по планированию работы по теме «Использование краеведческого материала при организации исследовательской деятельности учащихся» я и хочу рассказать.
Роль и место исследований в современной школе.
Прежде всего о роли и месте исследований в нашей школе. Здесь речь пойдет об учебно-исследовательской работе школьников как о новом виде школьной работы («инновационной педагогической технологии»). Этот вид нужно отличать от исследовательского метода в преподавании, который имеет долгую историю и плодотворно используется сейчас.
Известный русский советский языковед, академик Щерба Лев Владимирович (1880-1944), учителем которого был не менее известный российский лингвист польского происхождения, член-корреспондент Петербургской академии наук Иван Александрович Бодуэ́н де Куртенэ́ [1 (13) марта 1845 года – 3 ноября 1929 года] ещё в 1904 году говорил: «О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным их языком». Самостоятельные наблюдения, за которыми должны последовать выводы, – это, по сути дела, исследование.
По сравнению с традиционным обучением, направленным на сообщение, а затем на воспроизведение учебного материала, исследовательский метод кажется революционным. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает радость открытия.
Исследовательский метод был основным в советской школе 20-х годов прошлого века, однако обнаружилась бессистемность полученных знаний, метод был «осужден» постановлением ЦК ВКП (б) 1931 года и вытеснен из школьной практики.
Психолого-педагогические исследования, которые проводились в 60-70-х годах ХХ века, показали, что интерес к обучению у школьников падает и главные причины этого – перегрузка памяти, необходимость сухого, неэмоционального воспроизведения информации, отрицательные эмоции (страх перед оценками и учителем), однообразие уроков.
Как преодолеть эти факторы?
Есть два пути:
– работать над содержанием учебного материала, сделать его более интересным, занимательным;
– организовать учебный процесс так, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, формировал внутренние побуждения к учению, вызывал радостные переживания от овладения знаниями.
В организованное обучение в общеобразовательном учреждении рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть включена в курсы, входящие в базисный учебный план; в часы школьного компонента (курсы по методологии научного исследования, теоретические специализированные предметы); в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции). На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования.
Итак, исследовательская деятельность призвана сделать и общее, и дополнительное образование творческим, интересным, а обучающихся – самостоятельными, чтобы помочь им в дальнейшем жизненном самоопределении.
Психолого-педагогические основания организации исследовательской деятельности в школе.
В исследовательской деятельности психологи и педагоги видят огромный потенциал для личностного развития обучающихся: она способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопознанию.
Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход принято называть личностным. Однако следует принимать во внимание, что современная психологическая наука связывает развитие личности прежде всего с деятельностью. Это предполагает, что из объекта ученик становится полноправным участником образования (не его «учат», а «он учится»). Очевидно, что изменяется и роль учителя: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении.
Во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему в соответствии со своими склонностями и предпочтениями.
Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик.
В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития.
В-четвертых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате работы.
Проблема мотивов (педагоги в своей практике чаще говорят об интересах) в обучении является ключевой. Какие мотивы – внешние или внутренние – оказываются самыми важными в исследовательской работе? Внутренние мотивы вызваны потребностью в приобретении знаний, их углублении и систематизации, расширении кругозора. Внешние связаны с общественным признанием, в том числе и с оценками.
Многое зависит от возраста ребенка. Школьникам – подросткам 7-9 классов интересно не только то, что внешне занимательно; им нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы – то, что делает подростков более взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнении товарищей. Самыми сильными мотивами в обучении в этот период оказываются внешние: стремление найти свое место в коллективе, утвердить свою индивидуальность.
В старшем школьном возрасте учебная мотивация значительно изменяется, так как для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов на будущее, связанных с выбором профессии. По наблюдениям ученых, на учебные успехи влияет сочетание двух потребностей – в познании и достижении. Интеллект старшеклассников становится достаточно зрелым: формируется абстрактное, теоретическое, рефлексивное мышление, хорошо развита способность обобщать, выдвигать гипотезу, рассуждать, переходя от общего к частному. Заметны возрастающая самостоятельность во всех сферах деятельности, стремление к самоопределению, построению жизненных планов, устремленность в будущее, что связано с выбором профессионального пути. Психологически старшеклассники готовы к исследовательской деятельности и могут испытывать в ней настоятельную потребность.
Ясно, что исследовательская работа может быть предложена и в средней, и в старшей школе. Но когда это будет рациональнее? Старшеклассники обладают большим запасом знаний, у них более развито абстрактное мышление: навыки обобщения, синтеза и анализа, классификации, дивергентное мышление. Они сориентированы профессионально и могут включать цели исследовательской работы в планы, связанные с выбором профессии. Современные программы предусматривают обучение исследовательской работе на старшей ступени в связи с профильным обучением. Старшеклассники имеют больше возможностей приобщиться к исследовательской работе в рамках учебного плана.
Однако у них меньше свободного времени. Педагоги, имеющие большой опыт организации исследовательской работы в школе, полагают, что знакомство с исследовательской деятельностью может начинаться рано – с 6-7 класса. Эффективность ее будет выражаться не в сложности исследований, а в приобретении исследовательских навыков.
Специалисты считают, что исследовательская работа с учащимися способствует:
– развитию творческих способностей учащихся;
– формированию исследовательской компетенции;
– воспитанию культуры и индивидуальности личности учащегося;
– развитию профессиональных навыков.
Психологами определены функции исследовательской деятельности:
В начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности.
В основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности посредством реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования.
В старшей школе – развитие исследовательской компетенции и профессиональных навыков.
В дополнительном образовании – создание условий для развития способностей и склонностей учащихся в соответствии с их специфическими потребностями.
Таким образом, умелое использование учителем знаний о психолого-педагогических особенностях обучающихся и знаний функций исследовательской деятельности позволяет через осуществление личностного подхода к школьникам разного возраста формировать у них исследовательские компетенции. Результатом такой работы с обучающимися является воспитание культурной личности с творческими способностями и развитыми профессиональными навыками.
Исследовательская деятельность как особый подход к обучению.
Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Значительная группа специалистов не видит разницы между исследованием и проектированием, а исследовательское обучение отождествляет с обучением «методу проектов», поэтому возникла необходимость обратиться к теории.
Чтобы в этих различиях разобраться, обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследование». Исследование обычно понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. И если проектирование – это решение практической задачи, то исследование – бескорыстный поиск истины.
«Исследовательский обучение» – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры.
При организации исследовательской деятельности следует различать собственно исследовательскую деятельность учащихся, проектную деятельность и проектно-исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Данный вид деятельности предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного. Это один из видов познавательной активности человека. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Таким образом, проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.
В отличие от проектирования исследование – всегда творчество. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект.
Заметим, что создание любого проекта требует проведения исследования в том или ином направлении. И наоборот, результатом проведенного исследования может быть проект. Таким образом, имея серьезное принципиальное отличие, одна форма деятельности вплетается в другую. Такой вывод можно сделать, анализируя теорию и результаты работы по организации исследовательской деятельности обучающихся.
Учителям важно помнить разницу между учебным и научным исследованием.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Методика проведения школьной исследовательской работы основана, с одной стороны, на методическом опыте преподавания учебных предметов, а с другой – на традиции научных исследований. Но если научное исследование проводится для получения нового знания, то главная цель учебно-исследовательской работы (УИР) – освоить научный способ познания действительности.
Роль краеведения в воспитании, формировании и развитии специфических умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся.
Решающее звено в исследовательском обучении – учитель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть, и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
В процессе работы над проектом или исследованием учитель формирует у учащихся элементы проектной и исследовательской деятельности, которым стандарты второго поколения уделяют особое внимание как личностным, метапредметным и предметным результатам:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
Поисковые: находить информацию по каталогам, вести контекстный поиск, поиск в гипертексте, в сети Интернет, формулировать ключевые слова;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
В духе исследовательского метода педагоги разрабатывают методики, приемы, задания, позволяющие активизировать познавательный процесс на уроке. Одна из методик – организация исследовательской деятельности на основе краеведческого материала.
Богатый опыт оставили нам новгородские краеведы. В данном случае речь идет не только о музейных коллекциях, архивных документах, но и об опыте организации исследований и просветительской работы.
На уроках литературы в нашей школе стало традицией проведение музейных уроков, экскурсий, классных часов на основе краеведческого материала; уроков внеклассного чтения и библиотечных уроков по литературе родного края. Каждый класс ежегодно совершает исследовательские экспедиции и экскурсии по окрестностям Валдая и села Едрово. Экспонаты и архивные документы школьного музея, краеведческие литературные материалы стали предметами исследовательских работ многих обучающихся Едровской школы благодаря последовательной организации учителями исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.
Здесь я должна сказать, что наш школьный музей, организованный мною, оказывает неоценимую помощь в проведении таких уроков
Наш школьный музей называется «Едровская сторонка». В начале 2011 года, являясь заместителем директора школы по воспитательной работе и дополнительному образованию, директором школьного музея и руководителем учебной группы дополнительного образования «Краеведение», я написала книгу того же названия, что и музей: «Едровская сторонка», которая вышла в издательстве «Печатный двор» в Великом Новгороде.
В книгу я включила наиболее значимые материалы о селе Едрово и его жителях. Само появление такого пусть небольшого, но полезного издания, я считаю, стало определённым событием в области культуры, потому что это, нет сомнения, редко звучащее сейчас слово о малой родине.
Высоких результатов и призовых мест достигают активные, самостоятельные, творческие исследователи. Эти ребята успешно учатся и хорошо воспитаны.
Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия. Результаты воспитания и обучения можно представить схематично.
Роль краеведческого материала в воспитании и обучении школьников.
Введение элементов краеведения в структуру уроков первый раз происходит в 5 классе и связано это с составлением родословной (генеалогического дерева). Создание родословной для учеников всегда открытие. Как правило, каждый из них обнаруживает в роду известного человека или талантливого родственника, или искусного мастера, возможно, в честь которого ребенку дали имя. Такие краеведческие открытия воспитывают уважение к личности, воспитывают чувство гордости, сопричастности к прошлому своей семьи. Часто именно эти нравственные качества подталкивают ребят к созданию талантливых рассказов, исследовательских работ о своих родственниках. А тот, кто любит свою семью, тот любит свою родину.
Кроме того, родословные становятся иллюстрацией конкретных периодов в истории края, а это уже осуществление межпредметных связей на уроке. Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к семейным традициям и улучшает отношения между поколениями.
Краеведческий материал позволяет конкретизировать содержание учебных предметов, то есть делать глубоким уровень освоения отдельных тем. Литературное краеведение помогает проводить краеведческие исследования по связям жизни и творчества известных людей с реальными историческими лицами, жившими в Новгородском крае; воспитывает художественный вкус, помогает овладеть искусством слова.
А замечательных людей, проживавших на нашей Новгородской земле больше, чем достаточно.
Андреев Евгений Николаевич, русский учёный, педагог, общественный деятель, по инициативе и при активном участии которого созданы многочисленные ремесленные и технические школы и училища, профессиональные школы для девочек. Он – автор многочисленных трудов по химической технологии, кустарным промыслам, профессиональному образованию.
Аничков Евгений Васильевич, историк литературы, критик, фольклорист, прозаик, наш земляк, родившийся в родовой усадьбе Ждани Боровичского уезда. Основные работы Аничкова Е.В. посвящены славянскому фольклору и отражению мифологических элементов в литературных произведениях: «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян». Он автор литературоведческих сборников «Литературные образы и мнения» о творчестве М. Горького, Л. Андреева, В. Брюсова, к, Бальмонта и других.
Аренский Антон Степанович, русский композитор, пианист, дирижёр, профессор Московской консерватории – гордость Новгородской земли. Его именем названы Новгородская филармония и детская музыкальная школа, в которой создан музей композитора.
Бианки Виталий Валентинович, проживший четыре года в деревне Узмень на берегу озера Пирос и открывший малышам волшебный мир природы, на страницах его книг жизнь животных наполнена невероятными приключениями. Особое место в литературной биографии писателя занимает Новгородская земля. Именно здесь находится его знаменитая «Страна Див».
Билибин Иван Яковлевич, знаменитый русский художник, живописец и график, известный в русском искусстве, прежде всего, как непревзойдённый иллюстратор русских народных сказок, в том числе А.С. Пушкина, мастер книжной графики, театральный художник. С 1905 по 1909 год И.Я. Билибин с семьёй отдыхал в Боровичском уезде на станции Валдайка (Лыкошино). Ему очень нравились сказочно дивные места этой местности – дремучие леса, озёра, речки, да и железная дорога. На Валдайке он много и плодотворно работал: делал эскизы декораций и костюмов для оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок», писал пейзажи, иллюстрации к сказкам, к истории Древней Руси.
Веселовский Александр Николаевич, знаменитый русский учёный, филолог, историк и теоретик литературы. В 1882-1889 годах со своей семьёй проводил летние месяцы в усадьбе Волгино Боровичского уезда.
Гарновский Кронид Всеволодович, поэт, ботаник, краевед, брат В.В. Гарновского, сотрудничавший с В.В. Бианки. В Боровичском музее хранятся рукописные сборники его талантливых стихов, интереснейшая автобиографическая повесть, работы по ботанике, археологии, топонимике, истории Боровичей и крае.
Гарновский Виталий Всеволодович, писатель, поэт, журналист, краевед. В Боровичском музее хранятся книги, письма, работы по архиологии, истории, этнографии писателя и краеведа.
Державин Гавриил Романович, русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник, последние годы жизни проведший на Новгородской земле в своём имении Званка. Жизнь в Новгородской губернии вдохновила Державина на создание целого ряда его лучших лирических стихотворений: «Похвала сельской жизни», «Русские девушки», «Тишина», «Охотник», «Деревенская жизнь», «Крестьянский праздник» и другие
Достоевский Фёдор Михайлович, один из величайших русских писателей XIX века. Важный период творчества Достоевского связан со Старой Руссой. Это место было выбрано семьей Достоевских для летнего отдыха с детьми.
Организация на уроке и во внеурочной деятельности дополнительной образовательной среды – краеведения – помогает создать неформальную обстановку, помогает даже слабым обучающимся найти свою сферу интересов. Школьники, не столь успешные в учебной деятельности, получают возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе.
Таким образом, изучение краеведения становится основой для гармоничного, всестороннего развития личности обучающихся, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.
Изложенный в моём выступлении материал – попытка показать значимость введения краеведения в учебный курс и во внеурочные занятия для решения двуединой задачи обучения и воспитания школьников в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия.
А какие зори у нас, на Валдайщине! Вы только побудьте наедине с вечерней и утренней зарёй, посмотрите, как таинственно и нежно они встречают друг друга. Как засыпают и пробуждаются луг и река. Нет ничего очаровательней и нежней майских зорь Валдайщины.
Дневное ослепительное ярило как будто подменили. Несмелые лучи-ресницы, раздвигая серые предутренние сумерки, оповещают землю, что солнце проснулось и вот-вот появится на горизонте. Лучи поднимаются выше, а на их месте золотой речкой разливается зорька. Она окрашивает золотом вершины деревьев и отдаленное голубеющее небо. И вот на горизонте показывается краешек солнца. Он растет, растет…
Восток светлеет, пробуждаются птицы, бриллиантом блестит роса. И огромный ослепительно-золотой шар светло и радостно освещает землю. Все живое на миг замирает при встрече с величественным светилом. Затем дружно и радостно приветствует Дающего жизнь. «Да будет свет! Да скроется тьма!»
Кто остался хоть раз наедине с природой в эти волшебные часы восхода и заката, тот навсегда полюбит и не предаст милую, застенчивую, бесконечно родную Россию.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.