ТЕМА:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ, В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ И В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ЦЕЛИ:
1. Обозначить проблемы к прогнозированию и внедрению инновации и исследовательской работе.
2. Программировать свою деятельность и воплощать творческий замысел.
3. Использовать ИТК на уроках русского языка и математики,ТКО и во внеурочной деятельности для повышения качества образования.
4. Повышение учебно-познавательную компетенцию обучающихся.
5. Формировать способность обучающихся к творческому
саморазвитию.
ЗАДАЧИ:
1.Внедрение инновационных технологии в изучении осетинского языка,ТКО, повышая тем самым уровень методики преподавание родного языка.
2. Изучение психологических и возрастных особенностей школьников.
3. Создание условий для проявления творческих способностей учащихся на уроках, с целью развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность.
4. Разработка методических рекомендации, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Повышения уровня обученности учащихся, мотивации к изучению русского языка и математики.
2. Разработка сценариев внеклассных мероприятии с применением ИКТ.
3. Разработка и проведение открытых уроков, мастер классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
4. Доклады и выступления на семинарах ,на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях.
ИСТОЧНИКИ:
специализированная литература ( методическая, научно-популярная,публицистическая, художественная).
Интернет: медиа-информация, семинары, лектории, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии.
ФОРМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ:
1. Индивидуальная – через индивидуальный план.
2. Групповая – участие школьных и районных конкурсах учителей начальной школы, ТКО.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ,В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
При внедрении новых образовательных технологии использую в учебно-воспитательном процессе возможности компьютера, на уроках в начальной школе провожу с помощью тестов срезы знаний. В связи с внедрением ВПР по всем предметам активно практикую тестовую форму проверки знаний учащихся на различных этапах урока: после объяснения нового материала, при закреплении, повторении, обобщении, а также при проведений проверочных работ.
На уроках использую грамматические игры, это не просто элемент занимательности на уроке, это средство воспитание интереса к предмету. Часто проводятся брейн-ринги, это позволяет оперативно выявлять усвоение знаний, устранять имеющиеся проблемы, гибко строить индивидуальную работу.
1.МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПОСОБИЕ – Аналог бумажного учебника, но в компьютерном формате. Несомненным преимуществом подобной разработки является возможность быстрого обновления информации, использование в качестве иллюстрации не только изображение, но также аудио и видеофрагментов.
2.АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИИ предназначен для объективной оценки успеваемости учащихся по пройденному материалу при помощи электронно-вычислительной машины. На каждый вопрос по теме есть четыре варианта ответа, из которых только один верный. Выбрав ответы на все вопросы теста, по соотношению «правильно – неправильно» выводится итоговая оценка по пятибалльной системе.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ДРУГИХ РАЗВИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы с дополнительными источниками информации; развиваются умения анализа, синтеза, обобщения. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ученики выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, таким образом, помимо логики и мышления, развивается и культура речи. В проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно.
В своей работе стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе использую исследовательские модели обучения. Так же активно использую метод проектов, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Ребятам интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие. Именно в процессе активной деятельности формируются ключевые компетентности, столь необходимые для продолжения обучения в основной и старшей школе. Работая в данном направлении в течение 3-х лет, мы с детьми познаём мир, делаем открытия, удивляемся, разочаровываемся, совершаем ошибки, исправляем их, приобретаем опыт общения.
Исходя из особенностей возраста, в начальной школе ведущее место занимают:
творческие проекты с элементами исследования, продуктом которых будут являться: выставки, газеты, коллекции, праздники, системы иллюстраций, сказки;
исследовательские проекты (4 класс), по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в классной газете.
Материал для исследований черпаем из жизни.
Включая младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность, можно сформировать у них следующие компетентности:
• определение целей деятельности, ее прогнозирование, выполнение действий и операций, контролирование своих действий;
• выполнение мыслительных операций, входящих в состав проектной деятельности;
• проведение наблюдений, постановка простых экспериментов, построение простой модели объектов и явлений окружающего мира.
Задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Если в младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) таковыми являются вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты), то в более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Использование этой технологии в начальной школе имеет свою специфику. Требования к проектированию, в общем, самые простые, во-первых — исходи из возможностей ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок — тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.
Во-вторых, темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
В-третьих, младший школьный возраст - это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования, учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели, гипотезу проекта, основные направления деятельности, формы и методы исследования (эксперимента), представление отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Отчет о проделанной работе представляется на уроке в виде презентации.
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников требует грамотного научно обоснованного подхода и решения учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач.
Проектная деятельность содержит:
• анализ проблемы;
• постановку цели;
• выбор средств ее достижения;
• поиск и обработку информации, ее анализ и синтез;
• оценку полученных результатов и выводов.
Целью проектно-исследовательской деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
• дифференцированный и личностно ориентированный подход;
• создание ситуации успеха;
• сотворчество учителя и ученика.
Проектно-исследовательский метод изменяет и содержание деятельности учителя. Он выступает в роли научного консультанта:
• создает условия для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней знаний;
• знакомит с основополагающими принципами научного исследования;
• определяет проблемное поле исследования;
• помогает корректировать и конкретизировать тему;
• совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи;
• знакомит с методами исследования;
• помогает определить круг изучаемых источников;
• знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой, интернетом;
• совместно с учеником систематизирует материал для научно-исследовательской работы;
• помогает решить спорные вопросы при написании текста;
• совместно с учеником проводит анализ его проектно-исследовательской деятельности;
• помогает определить направления дальнейших исследований.
Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.
Таким образом, проектно-исследовательская работа ребёнка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Для меня главное – это способность детей принимать участие в исследовательской работе и закрепившаяся у них потребность узнавать новое. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию в сети Интернет и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученические работы, полученные в ходе исследовательской деятельности, активно используем на уроке и во внеклассной деятельности.
И в заключение хочу отметить, что проектная деятельность обогащает не только школьников, но и педагогов, ведь совместная подготовка проектов позволяет почувствовать истинную общность, партнерство с учениками, пережить творческий подъем, подняться на новую ступень.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.