Утверждаю
Директор МОУ гимназии
__________/Бениханова Н.А./
«____»______________2006 г.
Творческий отчёт
о результативности опыта
учителя высшей категории
кирилловой р.п.
Использование современных педагогических технологий
в обучении и воспитании учащихся гимназии
Узловская гимназия
2001 – 2006 годы
Список
информационно-педагогических модулей (ИПМ)
I. Сведения об авторе опыта.
II. Условия совершенствования опыта.
III. Актуальность опыта.
IV. Теоретическая база опыта.
V. Технология опыта. Его новизна.
1. Роль метода проекта в развитии
навыков самостоятельной
работы учащихся над языком.
2. Технология «Обучение в сотрудничестве» - новизна опыта.
3. Интегрированные уроки – проекты
совершенствования опыта
в контексте ноосферного образования.
4. Использование регионального компонента на уроках английского языка.
5. Интернет как фактор продуктивного образования при изучении иностранного языка.
6. Культурологический аспект в преподавании иностранного языка.
VI. Использование современных образовательных технологий в воспитательной работе.
VII. Результативность опыта.
VIII. Дальнейшее совершенствование опыта.
IX. Адресная направленность опыта.
I. Сведения об авторе опыта.
Я, Кириллова Раиса Петровна, работаю в муниципальной гимназии учителем английского языка с сентября 1998 года. Стаж педагогической работы 26 лет. В марте 2000 года присвоена высшая квалификационная категория.
В 2001 году награждена Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации за добросовестный труд, творчество и инициативу в деле обучения и воспитания школьников. В 2002-2004 годах вручались Благодарственные письма комитета образования г.Узловая за плодотворную работу по реализации регионального краеведческого компонента, работу с одарёнными детьми, Благодарственное письмо Департамента образования Тульской области за подготовку призёра областного смотра-конкурса по проблемам военно-патриотического воспитания.
II. Условия совершенствования опыта.
Мой опыт возник и развивается в условиях работы в Узловской муниципальной гимназии, которая на протяжении ряда лет является ведущим общеобразовательным учреждением города. Учащиеся 9-11 классов ежегодно участвуют как в городских, так и областных конкурсах, соревнованиях, занимают призовые места.
В 2002 году гимназия признана одним из лучших общеобразовательных учреждений во Всероссийском смотре-конкурсе. В 2004 году учащиеся 11 Б класса (в котором я являюсь классным руководителем) награждены Почётной грамотой за I место в областном смотре-конкурсе поисково-исследовательских работ.
На базе гимназии проводятся выездные заседания Департамента образования, Всероссийские конференции по проблемам воспитания, в одной из них, состоявшейся в 2003 году, участвовал мой класс с проектом «Время выбрало нас».
Образовательные инновации и личность учителя играют ведущую роль в процессе модернизации образовательного пространства гимназии.
Перед педагогами поставлена задача развития творческих способностей гимназистов через повышение их интеллектуальной деятельности в процессе вхождения в контекст современной жизни.
В этих условиях использование современных педагогических технологий в обучении английскому языку служит реализации образовательной политики МОУГ.
III. Актуальность опыта.
На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотиваций в изучении языков международного общения.
Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интегрированный подход к обучению родному и иностранным языкам в школе.
Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала.
Использование мною современных педагогических технологий на уроках английского языка рассматриваю в свете реализации концепции модернизации образования, важнейшей составляющей которой являются идеи эколого-ноосферного образования.
Последние 5 лет изучаю и отрабатываю на уроках метод проектов, культурологический аспект в обучении иностранному языку, совершенствую коммуникативную методику преподавания иностранного языка, ввожу в практику интегрированные уроки, расширяю программу региональным компонентом.
Всё это вместе позволяет повышать качество учебно-воспитательного процесса и способствует решению задач, поставленных передо мной, как преподавателем иностранного языка (социальный заказ):
- формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции, необходимой для общения в пределах порогового уровня, развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке;
- развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- формирование у школьников уважения к другим народам и культурам;
- развитие самообразовательного потенциала молодёжи;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языков и культур.
IV. Теоретическая база опыта.
Теоретическую базу опыта составляют следующие документы и методическая литература:
- концепция модернизации Российского образования. «Вестник образования», № 6, 2002 год.
- Государственный стандарт общего образования. «Вестник образования», № 12-13, 2004 год.
- Методические письма Министерства образования:
«Об изучении иностранного языка в общеобразовательных учреждениях», № 31-31/11-12 от 28.11.2002 г.;
«Об использовании Российского языкового портфеля в общеобразовательных учреждениях» от 23.11.2001 г.
- Приказ департамента образования Тульской области «Региональный компонент содержания общего образования» № 398 от 24.07.2000 г.
- Журнал «Иностранные языки в школе»
- Гальскова Н.Д. «Современная методика обучения иностранному языку», М.2000 г.
- Полат Е.С. «Новые педагогические информационные технологии», М.2000 г.
- «Интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний как проблема ХХI века». Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 140-летию со дня рождения академика В.И.Вернадского. Тула. 2003 г.
и другие.
Вся документация по обновлению школы опирается на личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает в качестве активного субъекта деятельности.
Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии.
Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа. В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и совместной методикой преподавания иностранных языков: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием, развлекательность и эгофактор (позволяет говорить о том, что думает школьник).
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию: его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы предусмотреть дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития обучаемых, их подготовки к уроку, их способностей и задатков.
Поэтому возникает необходимость в особом психологическом климате для учащихся и учителя в процессе их совместной продуктивной деятельности.
Личностно-диалогический стиль является основой многих современных технологий обучения.
Вот почему при планировании урока нужно продумывать процесс общения, прогнозируя обмен информацией, совместный поиск, практическую поддержку ученика в процессе общения, и всё это – только через диалог.
Умение говорить, убеждать, общаться – составная часть профессиональной деятельности современного учителя.
Изучение и использование мной современных педагогических технологий в обучении английскому языку продиктовано ещё одной тенденцией в отечественном и всемирном образовательном процессе – стремление к интеграции в образовании, т.е. взаимопроникновение идей, понятий, принципов, подходов в развивающем обучении при решении дидактических задач в школе. Интегративные знания, представления, взгляды, убеждения позволяют воспринимать мир во всём его единстве и многообразии.
Важность проблемы межпредметной интеграции обусловлена двумя факторами. С одной стороны во всех странах повышается научный уровень содержания обучения, увеличивается объём информации, подлежащий усвоению; с другой – повышены требования к роли школы в воспитании учащихся в их подготовке к жизни. Человеку сегодня недостаточно иметь простой набор знаний, умений и навыков. Гораздо важнее, сможет ли он в нестандартной ситуации мобилизовать свой потенциал и предложить новое решение для поставленных задач.
Процессы интеграции нашли своё развитие в трудах В.И.Вернадского, идеи которого сегодня воплощаются в новых подходах и принципах развивающего обучения, в УМК нового поколения. Речь идёт об объединении всех научных знаний как способе мышления, отражающем единство природы, позволяющем глубже и тоньше осознать широкий спектр её проблем. Такой подход является ноосферным.
V. Технология опыта. Его новизна.
1. Роль метода проекта в развитии навыков
самостоятельной работы учащихся над языком.
Межпредметная интеграция играет большую роль при обучении иностранному языку и удачно находит своё применение в проектной методике.
Проект является особой формой организации коммуникативно-познавательной деятельности учащихся, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия).
На мой взгляд, метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках программного материала практически по любой теме.
В проектной методике меня привлекло то, что стимулируется самостоятельная работа учащихся, широко используется непроизвольное запоминание, творческое мышление и воображение. Это позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.
В своей практике использую текущие проекты, когда ученик выполняет творческую работу (сочинение, план-схема, ребус и прочее), изучив часть материала и итоговые проекты – уроки обобщающего повторения по усвоенной учебной теме (определённому материалу).
Самое сложное для меня – организация консультации и объективная оценка проекта. Оценивается не объём информации, а её применение в деятельности, учитывается оригинальность раскрытия темы, умение работать в группе, оформление проекта.
Всегда волнует вопрос, как работать над ошибками. Проект обычно представляет собой работу, в которую вложено очень много усилий. Не стоит делать исправления красным цветом. Это привлекает внимание к тому, что в проекте неправильно и отвлекает внимание от положительных моментов. Советую ученикам делать черновой вариант проектной работы. Проверяю его. В итоге ошибок не бывает. Если же они есть, исправляю их карандашом или записываю замечания на отдельном листе бумаги. Тогда сам ученик решает, исправлять ли конечный вариант работы.
С моей точки зрения, не стоит беспокоиться об ошибках, так как оценивать грамотность можно в других видах деятельности.
В день защиты все проекты вывешиваются в классе. Школьники сопровождают свои работы устным комментарием на английском языке. Проекты висят в классе несколько дней, привлекая внимание других детей, изучающих английский язык. Ребята с удовольствием рассматривают, угадывают героев, читают.
2. Технология «Обучение в сотрудничестве» - новизна опыта.
В мировой практике известны различные пути решения проблемы личностно-ориентированного обучения. Наиболее интересным представляется опыт обучения в сотрудничестве.
Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом и коммуникативными умениями, другим требуется значительно больше времени на осмысление проблемы. Если объединить ребят в небольшие группы (3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает за результат работы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить все не понятые ими вопросы, а сильные школьники имеют возможность проверить собственное понимание материала.
Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот что составляет суть данного подхода.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого для выполнения общего задания.
Таким образом, и индивидуальная самостоятельная работа по технологии сотрудничества становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности.
Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать уроку реальную практическую направленность заставило меня познакомиться и начать осваивать технологию «Обучение в сотрудничестве».
Сейчас меньше времени занимают такие учебные речевые действия, как чтение всеми учениками одного и того же текста и пересказ его друг другу. Всё больше использую групповую работу над разными текстами. Каждый ученик в группе выполняет посильную функцию.
Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации – обмену информацией с другими группами, читавшими другие тексты, к оценочным суждениям по поводу прочитанного другими. Функции школьников в группе могут меняться, так же как и состав групп, но важно, чтобы осуществлялось взаимодействие, взаимопомощь.
Удачно апробирована эта технология в 7-х классах на основе материала учебника В.П.Кузовлева «English – 7», 2002-2003 год издания. Автор предусматривает в этом УМК целую серию уроков с применением технологии «Обучение в сотрудничестве».
Выводы делаю следующие:
1. Такая работа способствует развитию речевой инициативы, совершенствует учебные и коммуникативные умения.
2. На уроке изменяется характер взаимоотношений учителя и учащихся. Личностно-диалогический стиль является основой обучения.
3. Прививаются навыки самообразования, учащиеся активны на уроке.
4. При использовании обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка самое трудное – добиться, чтобы ученики в малых группах общались на иностранном языке.
Надеюсь, что использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку позволит достигать результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика.
3. Интегрированные уроки-проекты – совершенствование опыта
в контексте ноосферного образования.
Концепция модернизации российского образования требует формирования современного мышления, целостного миропонимания, универсальных знаний, умений, навыков. Такой подход является ноосферным ( ноос означает в переводе с греческого «ум, разум»). Идея становления ноосферы такова: не отставание сознания от бытия, образования от жизни, а их опережение. Интеграция знаний – основа ноосферологии, важный механизм модернизации образования.
Межпредметная интеграция заложена в специфике иностранного языка. Он открыт для использования различных областей знаний. Овладение иностранным языком с опорой на межпредметные связи отвечает различным интересам учащихся, развивает их индивидуальные способности, создаёт благоприятный режим для его практического применения как интегратора знаний.
Интегрированные уроки, как более сложный вариант итогового проекта реализует основные идеи ноосферного образования. В моей методической «копилке» имеются такие уроки:
1. «Русский и английский детский фольклор. Мастерство литературного перевода» (интегрированный урок по литературе и английскому языку), 5 класс.
2. «Имя числительное» (интегрированный урок по русскому и английскому языкам), 6 класс.
3. «Романтические традиции в творчестве Байрона и А.С.Пушкина» (интегрированный урок по литературе и английскому языку), 9 класс.
Особенности этих уроков просматриваются по нескольким направлениям:
1. Они спланированы по новой технологии «постановка целей на уровне наглядных действий ученика:
- уровень знаний: обобщение теоретического материала по теме урока, его демонстрация;
- уровень понимания знаний: учащиеся вспоминают пословицы, поговорки, загадки, фразеологические обороты, названия произведений, в которых встречалось имя числительное.
Например: «Подберите русский эквивалент к английской пословице: «Two heads are better than one», «The first pancake is always jumpy».
Задание: укажите числительное.
- уровень применения знаний.
Учащиеся размышляют над проблемными вопросами:
как изменяются числительные;
какими членами предложения может являться количественное и порядковое
числительное;
определяют, к какой части речи относятся следующие слова:
a two-decker – существительное,
thirdly – наречие.
two-footed – прилагательное.
- уровень анализа и синтеза.
Учащиеся размышляют над общими чертами и различиями русских и английских числительных. Делают вывод: различия связаны с грамматическими особенностями языков, а общее объясняется взаимопроникновением культур на уровне языков.
Второй особенностью таких уроков является информативная ёмкость содержания уроков. Ребята познакомились с редко встречающимся материалом, узнали происхождение многих новых слов (проект, менталитет и др.).
Более глубокий разговор получился на уроке «Романтические традиции в творчестве Байрона и Пушкина». Подростки проследили развитие романтических традиций в произведениях двух великих национальных поэтов, находили черты романтизма в художественных произведениях и на русском и на английском языке. Размышляли одинаково ли море в стихотворениях поэтов. (У Байрона море – часть природы, у Пушкина – жизнь в её многообразных проявлениях). Итог разговора таков: два гения: русский и британский стали гениями общечеловеческими, потому что в своём творчестве с необыкновенной силой воспели чувства, мысли, присущие всем народам.
Проект рождался на глазах. Ребятам было предложено творческое задание: нарисовать эмблему романтизма или обложку к сборнику стихов Байрона и Пушкина. Затем состоялась презентация этих работ.
Такие уроки требуют кропотливой подготовки самого педагога. Думаю, что они соответствуют новым тенденциям преподавания иностранного языка:
- реализован метод проекта, технология обучения в сотрудничестве (ребята работали в группах), аспект филологизации;
- эгофактор проявился в разнообразном творчестве обучающихся: художественное слово, актёрское мастерство, музыкальность, мастерство переводчика, групповая исследовательская работа;
- ребята убедились в важности практического владения иностранным языком, что, несомненно, повысило интерес к предмету.
Такие уроки дают возможность прикоснуться к культуре страны народа, создавшего эти произведения, понять его менталитет. Учащиеся поставлены в такие условия, когда они вынуждены пользоваться иностранным языком и как средством извлечения информации, и как средством общения.
Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создало условия для личностно-диалогического стиля, как важного компонента межпредметной интеграции.
Метод проектов приводит учеников к практическому владению иностранным языком.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определённой степени позволяют решать проблемы мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребёнка в самостоятельной работе над иностранным языком.
4. Использование регионального компонента
на уроках английского языка
РК на уроках английского языка – важное средство в воспитании чувства сопричастности к истории родного края и своей страны. Это один из путей решения задач «диалога» культур, когда учащиеся учатся сопоставлять культуру своей страны и родного края с традициями страны ИЯ.
Данный проект выполнен учащимися 8-10 классов, родителями и выпускниками и представляет собой, на мой взгляд, уникальное учебное пособие с редкими историческими материалами о Туле и Узловой.
В работе участвовало около 30 человек. Некоторые разделы проекта (например, «Средства массовой информации Узловой») представляют коллективную работу учащихся 9 А, 9 Б, 9 Д классов.
Мини-проекты о знаменитых россиянах-туляках Л.Толстом, И.Лескове, Н.Тургеневе составлены под впечатлением учащихся от экскурсий по родному краю или на основе личного опыта (участия в городском конкурсе театральных коллективов), личных увлечений (техническая работа на компьютере).
Проект состоит из двух больших разделов, содержащих краткую информацию на английском языке о Туле – городе-герое и Узловой:
- литературные места России в Тульском крае;
- искусство Тульских мастеров;
- Тульский край в годы войны;
- достопримечательности;
- почётная галерея;
- музыкальная и спортивная жизнь;
- средства массовой информации.
Иллюстрации представляют собой карты, гербы, флаг, портреты, виды интересных мест. Некоторые материалы бесценны, так как в личной библиотеке хранятся более 20 лет.
В методической объяснительной записке разработан перечень уроков в 5-11 классах по всему минимуму содержания образовательных программ, где можно использовать РК и материалы данного проекта. Формы работы на уроках могут быть самые разнообразные: перевод статьи, аудирование, чтение, беседа, сообщение, тренировка навыка письма.
При работе над проектом использовалась разнообразная литература более 12 наименований.
Материалы проекта можно использовать и во внеклассной работе с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию, а также они доступны для ознакомления учащимся разного школьного возраста.
5. Интернет как фактор продуктивного образования
при изучении иностранного языка.
Вполне естественно, что Интернет и компьютер играют важную роль при обучении английскому языку на современном этапе развития школьного образования.
В своей работе я опираюсь на принципы продуктивного обучения.
1. Принцип множественного выбора.
Домашние компьютеры и круглосуточный доступ к сети обеспечивают школьнику свободу выбора режима работы. При этом подростку предоставляю возможность выбрать тему для обмена информацией на уроке. Таким образом, использую Интернет как источник дополнительных материалов при подготовке к занятиям. При этом учащиеся получают доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников.
2. Принцип культуросообразности.
Доступ ученика к сети помогает ему почувствовать себя членом всемирного образовательного пространства. Это делает его более ответственным за конечный продукт и помогает трудиться более усердно. А на самом уроке ребята обмениваются собранной информацией, защищают свои проекты. Особенно удачно, на мой взгляд, прошёл урок в 10 классе по теме « Молодёжь в современном обществе. Молодёжная субкультура». Группа старшеклассников выполнила Интернет-проекты, что помогло им расширить не только языковые знания, но и получить обширную страноведческую информацию.
Учащихся увлёк и тот факт, что они составили тексты проекта не для меня, преподавателя с целью продемонстрировать знания и получить оценку, а для сверстников, чтобы передать информацию и обсудить проблему. Таким образом, на уроке повысилась мотивация к дальнейшему использованию языка.
С использованием компьютера и Интернета на уроке меняется и роль учителя. К традиционной его роли как источника знаний, «тренера и арбитра» добавляется роль консультанта, тьютора, организатора творческой работы учащихся. В процессе диалога ученик-педагог родился стартовый проблемный вопрос урока «Молодёжная культура: за и против». В процессе групповой и парной работы пришли к выводу «Молодёжная культура имеет право быть. Она уникальное явление и объединяет молодёжь всего мира, помогает взаимопониманию людей, немалая роль принадлежит Интернету и компьютерам.
Я участвовала в обсуждении этой проблемы на правах старшего товарища. Вносила для обсуждения свои предложения, задавала наводящие, уточняющие вопросы, предлагала обосновать идею, помогала обобщить суждения.
Образовательным продуктом этого урока явилась книга-проект, изданная учащимися 10А класса, в которую вошли их творческие работы. Источник информации – Интернет.
Таким образом, этот урок показал, что компьютеры и Интернет являются не только необходимым средством в продуктивном образовании, но и средством для привития школьникам новой культуры учёбы.
6. Культурологический аспект в преподавании иностранного языка.
Одним из ведущих принципов воспитания и обучения становится принцип культуросообразности, который предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях. Предмет «иностранный язык» занимает в этом ряду особое место. Он не только знакомит с культурой страны изучаемого языка, но путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалоги культур».
Работая над культурологическим аспектом в преподавании иностранного языка, я пришла к выводу, что абсолютно необходимо привлекать культуроведческие компоненты для достижения основной цели – формировать способность общаться на изучаемом языке. Ведь для успешного общения необходимо не только владеть языковыми средствами (фонетическими, лексическими, грамматическими навыками) но и общими знаниями о мире (история страны, её обычаи, традиции, культурные ценности).
Программы и учебники нового поколения, по которым мы работаем как раз перестроены на страноведческое содержание и призваны формировать у учащихся представление о менталитете и культуре, например, британской нации. Уже в 5 классе учащиеся знакомятся с традициями народностей, проживающих на территории Великобритании, с традиционной едой, любимыми видами спорта, праздниками, с достопримечательностями столицы и других городов. Содержание УМК в других классах включает самые разнообразные сведения о таких сферах жизни британского общества, как литература, музыка, пресса, медицина, образование, политическая система страны.
Для лучшего усвоения этого материала использую разнообразные наглядные средства и ТСО: портреты деятелей культуры, репродукции картин, виды городов. Многое уже известно учащимся из повседневной жизни. Тогда применяю приём отгадывания (например, музыкального фрагмента, какая музыкальная группа исполняет, как называется песня, кто автор).
Главная задача на этом этапе заключается в воспитании уважительного толерантного отношения к культуре страны изучаемого языка, более глубокое осознание своей родной культуры.
Я обязательно включаю материал, связанный с той или иной областью жизни в нашей стране, в нашем крае. Говорим об английских учёных, композиторах, художниках, писателях, обязательно вспоминаем, читаем, рассказываем о деятелях науки и культуры в России. Беседуем в 9 классе о популярных газетах и журналах, спрашиваю, какие ты газеты и журналы читаешь. Изучаем тему «Города Германии», рассказываем и о своём родном городе.
Таким образом, на краеведческом материале воспитываются не только чувства патриотизма. Это способствует объединению, сближению, развитию доброго отношения к стране изучаемого языка. Иными словами имеет место «диалог культур», осознание общечеловеческих ценностей.
Обогащает духовный мир детей и чтение адаптированных произведений художественной литературы (сказок, рассказов, произведений детского фольклора). Здесь мне нравится, когда ребёнок пробует свои силы в литературных переводах.
Следует подчеркнуть, что страноведение всегда было традиционным аспектом работы над языком. Есть у меня неплохой опыт проведения нетрадиционных форм уроков по страноведческой тематике: интегрированный с О.А.Шевченко «Русский и английский детский фольклор. Переводы», уроки-семинары, заочные путешествия, телемосты, уроки контроля знаний иноязычной культуры (демонстрационный образец тестовых заданий по ИК).
Следует остановиться и на аутентичных материалах, которые также приближают учащихся к естественной культурологической среде: подлинные литературные, изобразительные, музыкальные произведения и их иллюстративные изображения. Используются также афиши, анкеты, билеты, телепрограммы, карты, схемы, т.е. так называемый прагматический материал. В моей методической копилке есть газеты и журналы на английском и немецком языке (использую их при прохождении темы «Пресса»), подлинные личные письма на немецком языке, аудиокассеты с музыкой.
Важным моментом, на мой взгляд, является и такой факт. Обучение общению на иностранном языке невозможно без аутентичности поведения, т.е. знакомство с некоторыми правилами поведения носителей языка. Например, русские при встречах и прощаниях пожимают руки, что совершенно невозможно для японца (здороваются поклонами). У русских принято во время путешествия заговаривать с незнакомым путешественником, что совершенно исключается для англичанина, который воспринимает такое поведение как бескультурье. Поэтому на уроках есть такие обучающие упражнения: как правильно оформить анкету, написать личное и деловое письмо, заплатить за покупку, посетить врача, как стоять в очереди.
Кроме того, аутентичность поведения неотделима от аутентичности речи, т.е говорить так, как носители языка: сдержано в отрицательных характеристиках, употреблять более мягкие выражения, типа (угощая гостя) «не желаете ли чашку чая?». также важно включать слова, отражающие социально-культурные особенности страны: фразовые глаголы, идиоматические выражения, часто употребляемые слова.
Например, английский флаг называют Union Jack, а британского полицейского bobby, горячая сосиска hot dog.
Идиомы: first footer - гость в Шотландии на Новый год
sweet tooth - сластёна
Этот материал учащиеся накапливают на специальной странице словаря.
Таким образом, культурологический аспект характеризует современный уровень преподавания иностранного языка.
VI. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.
Мир вошёл в новое тысячелетие. Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. Всё в новом веке зависит от него, сейчас ещё ребёнка, но уже человека ХХI века.
Каждый ребёнок по-своему талантлив, но ему необходимо помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться.
Помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей – основная цель моей программы моделирования гуманистической воспитательной системы класса, которая создаётся в процессе системообразующей деятельности: «Воспитание личности на основе общественно-значимых дел на радость и пользу людям». В качестве педагогического кредо выбрано определение «3Д» (доверие, доброжелательность, диалог).
Воспитательная система гимназии стимулирует, обогащает и дополняет деятельность класса, каждый может участвовать в жизни общешкольного коллектива.
В своей практической деятельности классного руководителя я использую созвучные концепции методы, приёмы, средства воспитательной деятельности, современные образовательные технологии:
- педагогику сотрудничества, т.е. опора на ученическое соуправление, отказ от авторитарного стиля, учёт индивидуальных особенностей детей, доверие членам актива, поддержка их авторитета;
- вовлечение детей в общественно значимую деятельность на пользу и радость людям под девизом «Любое дело – творчески, иначе – зачем?».
- использование инновационных воспитательных технологий, активное использование межпредметной интеграции, создание творческой атмосферы коллектива при возможности для каждого ученика проявить себя индивидуально;
- оформление книги жизни классного сообщества, посвящённой наиболее ярким событиям внутриклассной и внутришкольной жизни;
- обязательный учёт и использование классным руководителем последних достижений теоретической и методической педагогической мысли при корректировке стратегических и тактических целей воспитания.
Цель воспитательной деятельности – подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения, выражать своё мнение, творчески мыслить и выработать уверенность в себе.
Задачи:
1. Совершенствование условий для развития потребности в самопознании, самовоспитании, саморазвитии на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
2. Воспитание активной жизненной позиции, приобщение к духовным ценностям своего Отечества.
Приоритетными направлениями работы считались:
- работа в социуме;
- творческая деятельность детей по интересам в сфере досуга;
- создание условий для демократического характера повседневной жизни классного сообщества;
- участие классного коллектива в традиционных делах гимназии;
- работа с родителями;
- забота о здоровье учащихся.
Анализ воспитательной работы в 11Б классе в 2003-2005 годах
(из программы моделирования гуманистической воспитательной системы класса)
I. Краткая характеристика коллектива.
1. Общие сведения об учащихся.
В 11Б классе обучалось 27 человек (21 девушка и 6 юношей). Все они по своему социальному происхождению принадлежат к семьям интеллигенции и среднего класса, что определяет средний уровень материальных возможностей и повышенную мотивацию к обучению у большинства учащихся. Подавляющее большинство детей проживало в полных семьях, 7 человек воспитывались только матерями, 2 человека жили с бабушкой.
2. Общественная и познавательная активность учащихся.
Класс по итогам выпускных экзаменов в 2005 году имел следующие результаты: 9 человек окончили школу с серебряной медалью, 10 человек на «4 и 5», 8 человек имеют в аттестатах от 1 до 5 «троек». Исходя из этих данных можно считать суммарную составляющую познавательную активность высокой. Все учащиеся имели хороший настрой на получение высокого уровня образования. В классном сообществе доминировала культура учебного труда. Старшеклассники овладели навыками научно-исследовательской, поисковой, проектной деятельности. Однако более успешно занимались на уроках гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, государство и право, иностранный язык. С раннего школьного возраста подростки увлекались поэзией, умели декламировать стихи. 4 старшеклассницы пробовали сочинять свои поэтические произведения, одна из них напечатала «первые пробы пера» в местной газете «Знамя»; другая послала одно из своих произведений на конкурс Радио России «История боевой награды».
Класс активно и успешно участвовал в районных, областных и внутришкольных олимпиадах по русскому языку, литературе, истории, английскому языку, информатике, французскому языку, праву, экономике, физическому воспитанию, а также в интеллектуальных марафонах, в городском конкурсе «Ученик года». Большинство старшеклассников во внеурочное время посещали музыкальную, художественную школы, спортивные секции, кружки в учреждениях дополнительного образования. В классе учились ребята участники-дипломанты областного смотра школьных хоров, городского и областного фестиваля «Одарённые дети», призёры городских, региональных и Российских спортивных соревнований (бокс, баскетбол, лёгкая атлетика), лауреат Международного конкурса детских рисунков «Поля России».
Талант и увлечённость детей обусловили своеобразие классного сообщества и явились определяющими в создании «лица» класса.
Для жизнедеятельности классного сообщества имело существенное значение участие во всех школьных мероприятиях, чтобы найти своё место в общешкольном коллективе и в воспитательной системе гимназии.
3. Характер личностных отношений.
Уровень развития классного коллектива.
Педагогическое регулирование повседневной жизнью подростков строилось на принципах педагогики сотрудничества и ученического соуправления. Результатом такого подхода стала сформированность коллектива на III-IV уровне «Алый парус»: есть лидеры в классе («алый парус коллектива»), цель, объединяющая коллектив (успешное окончание школы), есть чувство гордости за своё сообщество (1 место в областном конкурсе работ по гражданско-патриотическому воспитанию).
Межличностные отношения определялись следующими нравственными ключевыми ценностями: культура, доброта, забота о друге, творчество, самостоятельность, индивидуальность. Был определён и моральный образ учащегося класса: «Гимназист – рыцарь духа, высококультурный человек. Это – доблестный сын Отечества, патриот».
На одном из организационных собраний класса были приняты такие заповеди:
- человека не обижай, старайся помочь;
- все в классе равны;
- никто не должен бояться высказывать свою точку зрения;
- будь ответственным за свои права и поступки;
- любое дело творчески, иначе – зачем? и другие.
Выполнение этих заповедей сверялось по книге жизни, изданной ещё в младших классах. Вместе с родителями было решено издать 2-ой том книги с фотографиями об основных моментах, событиях в жизни классного сообщества.
В коллективе отсутствовали такие негативные явления, как сквернословие, оскорбление, издевательство над личностью, ложь, лицемерие. Подростки обращались друг к другу по имени, уважительно относились к старшим.
Однако преобладала черта характера – не уступать партнёру в своём мнении. Эго-фактор влиял на принятие некоторых решений. В такой ситуации классному руководителю требовалось применить твёрдость в руководстве коллективом.
Результатом функционирования данной гуманистической воспитательной системы явилось зарождение традиций и появление «друзей» классного сообщества.
Традиции:
- поздравление с днём рождения;
- любимая песня коллектива;
- уголок класса;
- день рождения героя класса В.Годоренко;
- уроки мужества;
- собрание коллектива;
- совет классного руководителя.
Символы:
- свеча дружбы, которая зажигалась в самые торжественные и памятные моменты;
- «сердце» класса, подаренное первым учителем в знак того, чтобы коллектив хранил в своей душе добро; сердце добрых дел, отданное людям.
«Друзьями» признаны: родители, педагоги гимназии и учреждений дополнительного образования, младший класс, где работает первый учитель ребят; семья афганца В.Годоренко; сверстники школы № 4, где работает классный руководитель Валерия Годоренко А.Р.Солдатова, педагоги и студенты ПТУ № 31, где учился Валерий; ветераны войны и труда.
4. Работа с родительской общественностью.
Родители были активно включены в жизнедеятельность класса. Они – полноправные участники воспитательного процесса. В течение учебного года родители привлекались к подготовке КТД, огоньков, к благоустройству и оборудованию учебного кабинета, осуществляли материальную и организационную поддержку профориентационной работы, походов и экскурсий по родному краю. На родительских собраниях они знакомились с работающими в классе педагогами, результатами учебной, творческой, трудовой деятельности детей, совместно с классным руководителем анализировали возникающие проблемы, обменивались опытом воспитания детей в семье, посещали родительский лекторий.
Реализация системообразующей деятельности
классного сообщества на радость и пользу людям.
Центральное место в общественной жизни класса занимала дружба с семьёй Валерия Годоренко, земляка, погибшего в Афганистане.
Ребята не только поздравляли эту семью с праздниками, ухаживали за могилой героя, но и вели активную поисковую работу: изучали документы, знакомились с публикациями в местной газете «Знамя», собирали фотографии, узнали номер приказа Верховного Совета СССР о награждении Валеры посмертно орденом Красной Звезды, и в 2000 г. приняли участие в конкурсе Радио России «История боевой награды». Родители класса поддержали этот почин детей и внесли свою лепту в поисковую работу (организация творческих встреч с людьми, лично знавшими героя класса, помощь в оформлении летописи о нём, создание поэтических произведений о величии подвига героев-афганцев).
Встреча с учителем Валерия А.Р.Солдатовой в 2001 году не только произвела огромное впечатление, но и ознаменовала новый этап в поисковой работе. 4 мая 2001 года (в день памяти) родители В.Годоренко через много лет встретились с любимым учителем сына в гимназии. Одна из учениц подарила Альбине Ригердовне рисунок с надписью: «Преклоняюсь перед учителем, воспитавшем героя-ученика».
Благодаря А.Р.Солдатовой состоялось знакомство с педагогами и администрацией училища № 31, которые до сих пор хранят память о своём выпускнике.
Имя В.Годоренко подружило мой класс со сверстниками школы № 4 и со студентами ПТУ № 31. Эти встречи стали традиционными. Здесь молодёжь не только общалась, но и размышляла о подвиге, смысле жизни, знакомилась с интересными людьми, знавшими героя класса (однокурсники, сослуживцы).
В ноябре 2002 года на базе гимназии проводилась Всероссийская научно-практическая конференция по теме «Развитие личности в обществе и коллективе». Мой класс представил проект «Время выбрало нас», целью которого было открытие музейной экспозиции памяти В.Годоренко.
За 7-летнюю поисковую работу был накоплен содержательный фактический материал (документы, фотографии, публикации, репортажи с места событий, сочинения, стихи и рисунки учеников). Он лёг в основу портретного очерка о воине-интернационалисте Валерии Годоренко «Время выбрало нас…». Эта исследовательская работа предполагала использование и творческое осмысление фактов из жизни непосредственного участника афганских событий. Материалы были направлены в 2003 году на Всероссийский конкурс «Первые шаги», в 2004 году – на областной конкурс (г.Тула) поисково-исследовательских работ по гражданско-патриотическому воспитанию и заняли I место. Таким образом, деятельность классного сообщества на радость и пользу людям признана лучшей в области. Её завершением явилось открытие памятной доски в честь героя класса на здании училища № 31.
В 2006 году эстафету дружбы подхватили младшие школьники, учащиеся 5Б класса. Они направили некоторые фрагменты портретного очерка в Центральный музей-мемориал «Афганская война» (Московская область). Пятиклассники начали собирать материалы о выпускнике гимназии, отличнике Российской милиции Андрее Гулевиче, погибшем в Чечне (награждён орденом Мужества). Тем самым они внесут свою лепту в гражданско-патриотическую работу на радость и пользу людям.
Результат воспитательной работы в классном сообществе 11Б
МОУ гимназии г.Узловая Тульской области
1. 9 выпускников (из 27 человек, т.е. 1/3 класса) закончили школу с серебряной медалью.
2. 100 % поступление в высшие и средне-технические учебные заведения. 22 человека из 27 продолжают образование в ВУЗах г.Тулы, г.Новомосковска, г.Москвы, г.Орла, г.Санкт-Петербурга.
Получили удостоверения:
- коммерсанта – 10 чел.;
- оператора ЭВМ – 15 чел.
Получили музыкальное образование – 8 чел.
Окончили художественную школу – 7 чел.
Имеют взрослый спортивный разряд – 2 чел.
1 выпускник – кандидат в мастера спорта.
3. Высокий уровень развития классного коллектива – «Алый парус».
Его приоритеты: коллективизм, дружба, забота о друге.
4. Коллектив учащихся 11Б класса награждён Почётной грамотой департамента образования за I место в областном смотре-конкурсе поисково-исследовательских работ.
Мониторинг социализации личности ребёнка и его личностного роста в рамках гуманистической воспитательной системы класса показывает успешность и высокий результат вхождения учащихся в жизнь.
VII. Результативность опыта.
Результативность опыта можно проследить по следующим направлениям:
1. Учебная деятельность учащихся:
а) по итогам контрольной работы департамента образования в октябре 2004 г. (аттестация МОУ гимназии)
успеваемость учащихся – 100 %.
качество обученности – 100 %;
б) за 2001 – 2005 годы успеваемость учащихся – 100 %,
качество обученности составило 70-80 %;
в) 2001 г. – Вольман Ольга (ХI Кл.) заняла III место в городской олимпиаде по немецкому языку и II место в областном конкурсе инсценированных произведений зарубежных писателей в номинации «Театр одного актёра».
Спектакль на английском языке «Мэри Поппинс возвращается» отмечен специальным призом на городском театрализованном конкурсе.
г) 2002 год – Жучкова Ирина (9 класс) заняла III место в городской олимпиаде по английскому языку.
д) 2003 год – Сигаева Елена (9 класс) заняла I место в городской олимпиаде по английскому языку.
е) 2004-2005 гг. – Сигаева Елена (10-11 кл.) дважды входила в десятку лучших знатоков английского языка на областных олимпиадах в г.Туле.
2. Участие в городских и областных конкурсах в рамках программы «Одарённые дети».
2002-2003 год: иллюстрированная книжка – проект «Мой родной город» (авторы Калачёва Наталья, Гордей Дарья) – заняла III место в областном конкурсе.
Тихачёв Павел принял участие в областном смотре-конкурсе сочинений по краеведению. Лирическое эссе «Мой город вчера, сегодня, завтра», участник областного смотра знаний по английскому языку по линии американо-российского общества.
Январь 2006 г. – Суржик Дарья (7 класс) – лауреат Российского заочного конкурса «Познание и творчество» (Английский язык «Эрудит», 1 тур) в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России).
3. Об определённых результатах опыта можно судить по отзывам выпускников. Традиционно анкетирование провожу на последнем уроке учебного года в 9, 11 классах.
4. Методическая работа учителя.
С 1997 года являюсь руководителем городского методического объединения учителей английского языка.
В 2003 году прошла курсы по подготовке экспертов по аттестации педагогических кадров при ИПК и ППРО (удостоверение № 790).
В 2002 году приняла участие в областном конкурсе контрольно-измерительных материалов по английскому языку для учащихся 11 классов.
2003 год: участие в областной научно-практической конференции по проблеме «Пути внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс».
2005 год: обучение в педмастерской по теме «Организация и содержание учебного процесса по иностранному языку в рамках профильного обучения» в г.Туле на базе МОУ гимназии № 1.
5. Реализация регионального компонента в учебной и воспитательной работе.
В 2002- 2003 г. совместно с большой группой учащихся и родителей был создан проект на английском языке «Мy Native Land» (мой родной край), который стал методическим пособием на уроках и во внеклассной работе. Его презентация состоялась на городской конференции по краеведению.
Приоритетным направлением внеклассной работы с учащимися является гражданско-патриотическое воспитание. Центральное место в общественной жизни класса занимает работа с семьёй Валерия Годоренко, погибшего в Афганистане. Поисково-исследовательская работа-проект «Время выбрало нас», посвящённая герою, отмечена грамотами городского комитета образования и департамента образования.
6. Награды и поощрения.
2001 г. – Почётная грамота Министерства образования № 129/2217
2002-2004 г. – Благодарственные письма Комитета образования за активное участие в краеведческом движении.
2003 г. – Почётная грамота Главы города Узловая и Узловского района за качественное обучение и гражданско-патриотическое воспитание учащихся в связи со 130-летием г.Узловая.
2004 г. – Благодарственное письмо Департамента образования Тульской области за подготовку призёра областного смотра-конкурса научно-исследовательских работ учащихся по проблемам военно-патриотического воспитания (см. приложение).
VIII. Дальнейшее совершенствование опыта.
1. Более широкое использование Интернета как фактора продуктивного образования при изучении английского языка.
2. Проектная деятельность как средство поддержки образовательного запроса подростков.
3. Расширение сферы участия родителей в образовательном процессе (электронная почта).
4. Консультация специалистов по проблемным темам.
5. Проектирование индивидуальной стратегии обучения на основе разработки индивидуальных планов по английскому языку.
6. Продолжение работы по формированию Портфолио ученика.
7. Целенаправленная подготовка учащихся для участия в проекте «Познание и творчество» (английский язык) в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
8. Организация работы с семьёй Андрея Гулевича, выпускника школы, погибшего в Чечне. Сбор материалов для Центрального музея-мемориала в Подмосковье.
9. Использование в воспитательной работе современных образовательных технологий: проектная деятельность, социализация личности, формирование права субъектности ребёнка.
IХ. Адресная направленность опыта.
Своим опытом неоднократно делилась на педсоветах, совещаниях в школе, на городском МО учителей английского языка, в Туле на курсах повышения квалификации. В 2003 году приняла участие в областной научно-практической конференции по теме «Пути внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс по иностранным языкам». Как руководитель ГМО распространяю собственный педагогический опыт на муниципальном уровне: семинары, конференции, круглые столы, творческие отчёты.
Могу поделиться:
1. Разработками нетрадиционных форм урока.
2. Опытом планирования уроков по технологии на уровне наглядных действий обучаемых.
3. Показать текущие и итоговые проекты учащихся.
4. Показать методические пособия на английском языке:
а) по краеведению;
б) для работы над навыками письма на уроках иностранного языка.
5. Показать образцы дидактического материала, нетрадиционных наглядных пособий, тестовых контрольно-измерительных материалов для подготовки учащихся к ЕГЭ, технологические карты уроков.
6. Опытом работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.