Использование современных практико-ориентированных технологий в реализации ППКРС (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих).
Н.С. Комарова.
Профессиональное образование всегда было практико-ориентированным, но с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты этот показатель стал одним из приоритетных и проверяемых как по структуре, так и по содержанию. Для профессий среднего профессионального образования по структуре показатель практико- ориентированности должен находиться в границах 70-80 %. Здесь составляющими являются объемы (в часах) практических занятий, всех видов практик. Компетентностная модель выпускника, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, учитывает два типа компетенций: общие (надпредметные, универсальные), соответствующие способностям специалиста независимо от специфики его трудовой деятельности, и профессиональные (предметно-специализированные), соответствующие основным видам профессиональной деятельности, т.е. необходимые будущему специалисту именно в области его специальности/профессии.
Например, для станочников:
ПК 2.1. Выполнять обработку заготовок, деталей на различных станках.
ПК 2.2. Осуществлять наладку обслуживаемых станков.
ПК 2.3. Проверять качество обработки деталей.
Практические занятия должны носить практико-ориентированный характер: студенты не просто используют знания, которые получены во время лекций, а выражают собственную позицию, моделируют деятельность специалиста во время определённой ситуации, возможной в реальной профессиональной деятельности; осуществляют разбор конкретных ситуаций, дают им оценку с разных позиций. Исходя из этого, преподаватель конкретизирует их учебное содержание и определяет методическое обеспечение, образовательные технологии и реализуемые в их рамках, активные и интерактивные методы обучения, в которых акцент делается на организацию продуктивной работы студентов, развитие их профессионального мышления. Вот несколько методов, которые применяю я на своих уроках.
Так, например, во время обработки детали на станке сломался резец, мы не просто заменяем резец, а выясняем, почему это произошло и по какой причине. Или, при обработке детали чистота поверхности не отвечает требованиям чертежа, снова выясняем причину, может, не правильно установлен резец на станке, или не правильно выбраны режимы резания. Таким образом, студенты анализируют свою деятельность, что позволяет не допускать ошибок в дальнейшем и сделают соответствующие выводы.
Так же на уроках необходимо использовать инновационные технологии, такие как:
Работа в малых группах: (по 2 чел) выдаю чертеж один на двоих и бланк с заданием, которое необходимо выполнить. Во время выполнения задания студенты пополняют свои знания, учась друг от друга.
Метод диалога: при разборе последовательности изготовления детали студенты сами предлагают свои варианты, а уже из предложенных вариантов все вместе выбираем тот, который является наиболее актуальным. Все предложения записывать на доске, необходимо выслушать каждого студента, пусть даже его способ обработки не верен. Этот метод развивает умения слушать мнение товарищей и высказывать свою точку зрения и уметь отстаивать ее. В конце обсуждения подводим итог.
Метод ПОПС – формула. Данный приём хорошо использовать, для подведения итогов. Он дает студентам возможность высказывать свое мнение, свои мысли и сформулировать их в выразительной и краткой форме.
Каждый обучающийся высказывает свое мнение по предложенной схеме.
• П – позиция (я считаю, что…);
• О – объяснение, обоснование (потому что…);
• П – пример (я могу доказать это на примере…);
• С – следствие, суждение (исходя из этого, я делаю вывод о том, что…).
Так же на практике очень хорошо использовать метод, «Сделал сам, помоги другому». Те студенты, которые справились с заданием быстро и качественно, помогают студентам, у которых возникли трудности, и они не могут самостоятельно справиться с заданием, таким образом, сильные студенты, обучая слабых, закрепляют свои навыки и знания. Также решаются и воспитательные задачи: умение и желание сотрудничать, приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка.
Ролевые игры, когда один обучающийся, проверяет годность детали, т.е. выступают в роли контроллера, или в роли инспектора по технике безопасности.
В тоже время на уроках практического обучения нельзя забывать о таком важном методе «делай как я», особенно в первый год обучения, пока студенты не имеют никаких знаний и навыков в работе.
Я считаю, что активные и интерактивные методы обучения необходимо применять т.к. повышают интерес к профессии, студенты чувствуют уверенность в своих действиях, не боятся высказывать и отстаивать свою точку зрения для решения возникающих проблем. Так же решаются воспитательные задачи: умение и желание сотрудничать, студенты приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что способствуют подготовке квалифицированных рабочих.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.