«Использование современных технологий на уроках в начальных классах»
Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения.
Система образования в таком обществе также должна изменяться и совершенствоваться,
чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из
таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени,
являются инновации – введения, причем качественно новые, в
устоявшуюся систему образования.
Необходимость усвоения учащимися
большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению
ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий
и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения.
Инновации — это внесение новых методологий и стандартов в процесс. На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их, и самостоятельно решать.
Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний — за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Оно несет с собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире.
Моя цель как учителя: 1) создать условия для воспитания нравственно-правовой, эмоционально- эстетической, интеллектуально- информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника;
2) способствовать развитию учащихся за счёт максимального раскрытия их природных способностей путем внедрения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий.
Основные задачи моего исследования:
- Исследовать психологическую и педагогическую природу общих умственных способностей учащихся и механизм их развития;
- Выявить, что может обеспечить нестандартную организацию современного урока;
- Проанализировать влияние инновационных технологий на стимулирование познавательной деятельности и умственных способностей учащихся;
- Исследовать влияние новейших педагогических технологий, активных и интерактивных методов обучения на способности учащихся анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения;
- Развивать познавательную и эмоционально-волевую сферы личности ребёнка.
Теоретическое обоснование проблем.
Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведенный для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества. Судьба ребенка во многом зависит от того, что он усвоит и как усвоит. Многие годы работы учителем начальных классов заставили меня убедиться в том, что любой ребенок, приходя в школу, хочет хорошо учиться. У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель. И перед учителем стоит труднейшая задача – поддержать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях. Желание учиться не пропадет только при условии, когда ученик добивается успехов в учебе, то есть когда учитель создает «ситуацию успеха», которая считается важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению.
Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Современному учителю не позавидуешь. На сегодня в арсенале педагога насчитывается более ста технологий. Каждый месяц газеты и журналы публикуют все новые и новые предложения. Как же во всем многообразии инновационных технологий разобраться учителю?
Чем больше учитель знает о достижениях своих коллег, тем свободнее действует сам. В этом состоит методологическая функция наличия разных технологий обучения. Обмен подобным опытом является одной из задач работы методического объединения учителей начальных классов.
В последние годы создаются новые концепции в образовании, значительно изменились педагогические принципы обучения, требования к урокам.
Современные требования общества к учителю таковы, что учитель постоянно должен заниматься самообразованием, расширением границ своих возможностей. Он должен уметь быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и технологии. Одним словом, учитель должен идти в ногу со временем. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новым умениям. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.
Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
Школа, урок – продолжение жизни ребенка во всей ее полноте. Ребенок идет в школу не только за знаниями, которые дает учитель, но и для встреч с друзьями, для игр и развлечений, для обмена впечатлениями. Счастливое детство ощущается как «радость жизни», и это ощущение детей должно быть перенесено в школу, в класс. Как же учителю заинтересовать ученика? Как превратить непростой процесс учения в увлекательное и значимое занятие?
Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня – это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности, которая наиболее востребована в третьем тысячелетии, - учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
. Главной своей задачей считаю создание положительных эмоций у школьников в процессе учебного труда. Стараюсь, чтобы мои уроки были яркими, занимательными и запоминающимися, чему способствуют игровые технологии обучения.
Играя на уроках математики, ученики с большим интересом считают, решают, запоминают названия чисел, различают цифры и геометрические фигуры. Устные задания вызывают у учащихся большой интерес и способствуют развитию их математического мышления. Хорошее начало урока математики организует работу учащихся в течение всего занятия. Для этого я прежде всего четко провожу организационный момент и занимательный устный счет. Во время проведения устного счета применяю различные виды игр и игровые элементы, веселые стишки, считалки, текстовые задачи со сказочными сюжетами, математические соревнования и так далее.
считалки – помогают автоматизации вычислительных навыков учащихся, своего рода «математический тренажер» и еще способ контроля знания, навыков, причем позволяет проверить знания за считанные минуты, одновременно опросить все классы и сразу выявить ошибки вычисления. Кроме всего, работа со считалками на уроках математики повышает интерес детей к учению своей необычайностью: здесь есть игровой момент и элемент соревнования, что всегда интересно. Еще один важный момент – через две-три минуты самостоятельной работы ученик видит результат своего труда, может сам подсчитать свои ошибки.
На уроках окружающего мира стараюсь создать условия для организации исследовательской деятельности учащихся, обеспечения условий для раскрытия, развития и реализации способностей детей. Работу по формированию исследовательских способностей начинаю с первого класса обучению постановки вопросов потому, что развитие навыка постановки вопроса и восприятие ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения исследований, так как даже взрослые порой не умеют грамотно задавать вопросы и слушать других людей. На этом этапе обучения исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я проводила подготовительный этап, в который включаются: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. С большим интересом проведена исследовательская работа по темам: «Мир растений», «Мир животных», «Мои любимые домашние питомцы».
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют
первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них.
Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не
только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с
учителем.
На втором году обучения дети уже способны собирать
информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной
литературой. В 3 – 4 классах учащиеся могут находить информацию в интернете
сначала с помощью родителей, а позже самостоятельно. Дети от природы любознательны, они хотят познавать
мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному
познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Сегодня важно учить детей
использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения
конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от
научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются. С этой целью провожу школьный этимологический анализ.
Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Эта работа приносит и моральное удовлетворение.
Также хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность детей. Взаимопроверку провожу по словарю или по записи на доске, закрытой на период диктовки. Ученики обмениваются тетрадями, проверяя друг у друга, подчеркивая карандашом неверное написание. Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемыми написаниями использую замену развернутого определения одним словом из словаря. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает умственное и речевое развитие детей, способствует усвоению программного материала, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
Ранее по методике Горецкого, дети учились анализировать звуковой состав слова, выделяя нужный звук и соотнося его с буквой. Затем, показывая прием слияния согласного и гласного, учителя используют традиционные приемы: «тянуть», «поют», «сливают» гласный, часто так и не добиваясь желаемого успеха. Чтение получалось отрывное, побуквенное. Дети, дойдя до конца слова, забывали его начало. В своей практике я показываю, как «выпустить» гласный звук. Говорю кратко и четко: «Держи на губах [б], поставь преграду, (дети плотно сжимают губы), открой окошечко (разжать губы, приоткрыв рот), выпусти гласный [а]. Дети очень хорошо понимают прием «выпусти», т.е. убрать преграду, выпустить голос.
Этот прием имеет несколько преимуществ. Образуя свои первые слоги, ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов, учится ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной.
Я пришла к выводу, что имеет смысл ритм чтения в начале работы над слогом. С этой целью подобрала четверостишия, определяющие темп чтения. Медленный характер «отстукивания» карандашом настраивает детей на плавное, неторопливое чтение слогов. Например:
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Ритм быстрее:
Снег кружится, снег ложится.
Снег, снег, снег.
Рады снегу зверь и птицы.
И, конечно, человек!
Подобная работа проводится не только со стихотворениями, но и со слогами, т.е. со слабоуспевающими детьми. Игра «Падают листья» предназначается именно для этих детей. На карточках кленовых листьев напечатаны слоги (ра, ко, на, бу, ми, сы и т.д.) Медленный темп показа – медленное плавное чтение. Затем быстрая смена карточек – быстрое чтение. При этом включаются в работу все виды внимания, отрабатывается и четкость произношения. Следующим очень важным этапом в период обучения грамоте является отработка приема «чтение целыми словами». Перед учащимися ставится новая задача: смотри в середину слова. Для чтения предлагаю горки слов с выделения середины слова.
Выделение в середине слова дает акцент зрению. Дети очень быстро понимают, что от них требуется: не смотреть на первый слог, тренировать зрение, видеть все слово. Постепенно вводится чтение предложений.
В результате использования такой методики уже к концу первого класса большинство детей читают целыми словами, и к концу выполняют норму.
Учитель начальных классов как никто другой во главе угла должен ставить такие технологии, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья младшего школьника. Здоровьесберегающие технологии обучения способствуют также формированию здорового образа жизни. Физкультурные игры на уроках обучения грамоте способствуют снятию усталости и запоминанию новых букв и звуков.
Игра с движениями способствует снятию напряженности, усталости, восстанавливает умственную работоспособность. Составление предложений из слов: мыло, зубная паста, щетка, полотенце, зарядка непроизвольно приучает детей соблюдать правила личной гигиены.
Проведение дыхательной гимнастики не просто оздоравливает организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки.
Упражнения «Свеча-1» , «Именинный пирог», « Пятёрочка».
Мы шагаем – 2раза. Руки выше поднимаем.
Голову не опускаем. Дышим ровно, глубоко.
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью уроков обучения грамоте и других уроков. Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных физических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Упражнения
· (Дети спокойно кладут головы на руки, закрывают глаза и делают вид, что засыпают). Спите дети, спать пора. Спит огромная гора. Спят деревья и кусты. Спят грачи и воробьи. (Дети дышат глубоко, расслабляют плечи) и при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Время выполнения 30 секунд.
· «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
· «Шапка для размышления» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности.
Каждый урок должен быть приятным для ребенка. Поэтому, при планировании и проведении любого рока необходимо помнить заповедь здоровьесберегающей технологии «Не навреди!» Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
Положительно влияет на учащихся – наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод.
Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.