«Использование средств народного фольклора для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
«Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир…»
Г. С. Виноградов
(ученый, этнограф, фольклорист)
В современном обществе родители активно пользуются услугами групп раннего возраста дошкольных организаций. Практика показывает, что более 60% семей отдают детей в детские сады до достижения ими возраста двух лет.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Ребенок, поступая в детский сад,испытывает существенные изменения в своем образе жизни и деятельности. Малыш попадает в новую обстановку к незнакомым детям и взрослым. Он напуган, испытывает огромный стресс, ему трудно приспосабливаться. Часто дети в период адаптации становятся капризными, замкнутыми, агрессивными. От физического и психического развития ребенка зависит, как пройдет его привыкание к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстниками, а также дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. Необходимо создание положительного эмоционального состояния, так как именно таким образом создается возможность для облегченного приобщения ребенка к условиям и требованиям детского сада. Работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.
Один из наиболее действенных способов создания положительного эмоционального фона в группе детей – это использование фольклорных форм в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности.
Новизна данной работы заключается в:
- комбинации малых форм фольклора , адаптации данных методов для работы с детьми раннего возраста;
- построении целостной системы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада посредством использования фольклора;
Практическая значимость опыта состоит в возможности использования его как целостно, так и частично, для организации сопровождения детей раннего возраста в период адаптации.
Цель работы: выявить влияние народного фольклора на адаптацию детей раннего возраста при поступлении в ДОУ.
Задачи:
- изучить методическую литературу по теме исследования;
-воспитывать положительное отношение маленьких детей в общении со взрослыми и сверстниками;
-систематизировать фольклорный материал,используемый при организации педагогического процесса в период адаптации детей;
-обеспечить целенаправленное взаимодействие с родителями в адаптационный период;
- проанализировать эффективность работы по созданию условий для благоприятной адаптации детей.
Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к новым условиям.
Родители воспитанников, поступающих впервые в детский сад, проходят анкетирование.
По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние готовности детей группы раннего возраста к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Результаты можно увидеть на диаграмме.
По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 22% детей, условно готовы - 54%, не готовы - 24%.
Рис.1. Готовность детей к поступлению в детский сад
Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. На основе анкетирования родителей , уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов». Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой.
Успешность адаптации проявляется в продолжительности адаптационного периода и в поведенческих реакциях. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, социальные контакты, аппетит, послеполуденный сон.
Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 5 дней- 1 недели, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение 15 дней- 1 месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация - длится от 1 до 5 недель, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся привычки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Рис.2. Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей. РОДИТЕЛЯМ ДАННЫХ ДЕТЕЙ БЫЛО ПРЕДЛОЖЕНО ПРИЙТИ В ДОУ ЧЕРЕЗ ПОЛГОДА.
Содержание, формы и методы организации адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Результаты исследования показали необходимость применения новых, дополнительных форм и методов при организации процесса адаптации детей, которые бы позволили создавать все необходимые условия для более успешного, быстрого и безболезненного прохождения этого периода в жизни детей и их родителей.
В своей работе мы используем фольклорные произведения на протяжении всего дня:в непосредственно-образовательной деятельности, в образовательной деятельности и в режимных моментах.
Опыт работы с детьми раннего возраста доказал благоприятное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к ДОУ. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики рук, малыша преодолевать страх. Пестушки и потешки, сопровождающие игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком .Они способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых доверительных отношений между педагогами и детьми. Использование произведений устного народного творчества в играх и повседневной деятельности значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Другими словами -это интеграция образовательных областей.
Алгоритм режимных моментов
с использованием малых форм фольклора
Время |
Режимный момент |
Потешка |
7:00-8:00 |
Прием детей |
«Пришли дети в детский сад, Здесь игрушки ждут ребят, Ждет здесь Ксюшу верблюжонок, Сашу ждет большой слоненок, Даша с мишкою играет, Тема Даше помогает, Нянчит Милечка мартышку, А Кирюша смотрит в книжку. Детям весело в саду! С ними я сюда приду.» |
|
Утренняя гимнастика |
«Я хожу, хожу, хожу, Я на месте не сижу. Я бегу, бегу, бегу, Я без движенья не могу Большие ноги Шагали по дороге: ТОП, ТОП, ТОП! Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ!»
|
|
Умывание |
«Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок» «Щечки? Мыли. Носик? Мыли? А глазки? Забыли.»
|
|
Завтрак |
«Жили-были сто ребят,
|
|
НОД |
-Физкультминутки «Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз — сюда, два - туда, Повернись вокруг себя. Раз — присели, два — привстали, Руки кверху все подняли. Сели - встали, сели - встали, Ванькой-встанькой словно стали.» -пальчиковые игры «Этот пальчик - дедушка
(большой), |
|
Подготовка к прогулке, прогулка |
«Даша варежку надела. «Вот они, сапожки: |
|
Подготовка к обеду |
«Зайка начал умываться Видно в гости он собрался. Вымыл ротик Вымыл носик Вымыл ухо Вот и сухо.»
|
|
Обед |
Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам! Чтобы силы были, супчик мы сварили. Мой хороший аппетит в животе один сидит. Ножками топочет - он обедать хочет! Вот несет мне ложечка супчик из горошка И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет. Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт». |
|
Подготовка ко сну.Сон |
«Баю-баю-баиньки,
|
|
Подъем |
«Вот проснулись,
|
|
Уплотненный полдник |
«Травка-муравка со сна поднялась, Птица-синица за зерна взялась, Зайка - за капустку, Мышка - за корку, Детки - за молоко.» |
|
НОД |
«Видим, скачут по опушке Две веселые лягушки. Прыг-скок! Прыг-скок! Прыгать с пятки на носок. К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись.» |
|
Прогулка |
«Застегнем застёжки «Наденем малышке
|
|
Уход домой |
"Добрый вечер, сад-сад! Все берёзки спят-спят, И мы скоро спать пойдём, Только песенку споём. Толстый серый слон-слон Видел страшный сон-сон, Как мышонок у реки Разорвал его в клочки... А девчёнкам, динь-дон, Пусть приснится сон-сон, Полный красненьких цветков И зелёненьких жучков! До свиданья, сад-сад! Все берёзки спят-спят... Детям тоже спать пора - до утра!
|
В этот непростой период необходимо создать условия для эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и защищенно, проявлял активность.
После знакомства с книгой, потешкой, иллюстрацией книга остается в книжном уголке. Дети с большим удовольствием берут эти книги и "читают" их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога. Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогает детям запомнить их.
Успешная адаптация детей находится в прямой зависимости от взаимодействия семьи и ДОУ. В период адаптации для малышей и их родителей проводятся консультации и индивидуальные беседы. В индивидуальных беседах с родителями мы выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим. Рассказывали о режиме дня детей в детском саду.
В раздевалке оформлена папка-передвижка "Адаптация детей к условиям ДОУ". Оформлена папка "Поиграйте с нами" с фольклорными произведениями, где особая роль отводится пальчиковым играм. Проведено родительское собрание на тему:"Использование фольклора в режимных моментах". Таким образом, целенаправленная систематическая работа в ДОУ и с семьей помогла заинтересовать большинство родителей малыми фольклорными формами, побудила интерес к их использованию в повседневной жизни, активизировала на участие в жизни группы, помогла лучше понять каждого малыша, обеспечить в группе психологический комфорт, сократить период адаптации до минимума.
То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
По итогам адаптации можно утверждать об эффективности использования фольклорных произведений в период адаптации малышей к детскому саду, способствующие эмоциональному благополучию детей.
В итоге, роль детского фольклора в адаптационный период черезвычайно велика. Детские песенки, пестушки, потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы,кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Поэтому в будущем планируется использовать средства фольклора в различных видах детской деятельности.
Перспектива на будущее:
-составить картотеку колыбельных песен, пестушек и потешек, а также других произведений народного фольклора;
-продолжить работу по использованию малых фольклорных форм в различных видах детской деятельности.
Автор:
Харисова Юлия Николаевна- воспитатель МАДОУ «ЦРР-детский сад № 11 «Якорек» г. Благовещенск
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.