«Использование средств народного фольклора для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Оценка 5

«Использование средств народного фольклора для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Оценка 5
docx
23.01.2022
«Использование средств народного фольклора для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Статья Адаптация.docx

«Использование средств народного фольклора для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

   

 

«Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир…»

Г. С. Виноградов

(ученый, этнограф, фольклорист)

 

В современном обществе родители  активно пользуются услугами групп раннего возраста дошкольных организаций. Практика показывает, что более 60% семей отдают детей в детские сады до достижения ими возраста двух лет.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Ребенок, поступая в детский сад,испытывает существенные изменения в своем образе жизни и деятельности. Малыш попадает в новую обстановку к незнакомым детям и взрослым. Он напуган, испытывает огромный стресс, ему трудно приспосабливаться. Часто дети в период адаптации становятся капризными, замкнутыми, агрессивными. От физического и психического развития ребенка зависит, как пройдет его привыкание к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстниками, а также дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. Необходимо создание положительного эмоционального состояния, так как именно таким образом создается возможность для облегченного приобщения ребенка к условиям и требованиям детского сада. Работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.

Один из наиболее действенных способов создания положительного эмоционального фона в группе детей – это использование фольклорных форм в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности.

 

Новизна данной работы заключается в:

- комбинации малых форм фольклора , адаптации данных методов для работы с детьми раннего возраста;

 - построении целостной системы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада посредством использования фольклора;

 Практическая значимость опыта состоит в возможности использования его как целостно, так и частично, для организации сопровождения детей раннего возраста в период адаптации.

Цель работы: выявить влияние народного фольклора на адаптацию детей раннего возраста при поступлении в ДОУ.

Задачи:

- изучить методическую литературу по теме исследования;

-воспитывать положительное отношение маленьких детей в общении со взрослыми и сверстниками;

-систематизировать фольклорный материал,используемый при организации педагогического процесса в период адаптации детей;

-обеспечить целенаправленное взаимодействие с родителями в адаптационный период;

- проанализировать эффективность работы по созданию условий для благоприятной адаптации детей.

Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к новым условиям.

Родители воспитанников, поступающих впервые в детский сад, проходят анкетирование.

По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние готовности детей  группы раннего возраста к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Результаты можно увидеть на диаграмме.

По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 22% детей, условно готовы - 54%, не готовы - 24%.

 

Рис.1. Готовность детей к поступлению в детский сад

 

Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. На основе анкетирования родителей , уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов». Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой.

Успешность адаптации проявляется в продолжительности адаптационного периода и в  поведенческих реакциях. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, социальные контакты, аппетит, послеполуденный сон.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 5 дней- 1 недели, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение 15 дней- 1 месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

- тяжелая адаптация - длится от 1 до 5 недель, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся привычки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

 

Рис.2. Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

 

Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей. РОДИТЕЛЯМ ДАННЫХ ДЕТЕЙ БЫЛО ПРЕДЛОЖЕНО ПРИЙТИ В ДОУ ЧЕРЕЗ ПОЛГОДА.

Содержание, формы и методы организации адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Результаты исследования показали необходимость применения новых, дополнительных форм и методов при организации процесса адаптации детей, которые бы позволили создавать все необходимые условия для более успешного, быстрого и безболезненного прохождения этого периода в жизни детей и их родителей.

В своей работе мы используем фольклорные произведения на протяжении всего дня:в непосредственно-образовательной деятельности, в образовательной деятельности и в режимных моментах.

Опыт работы с детьми раннего возраста доказал благоприятное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к ДОУ. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики рук, малыша преодолевать страх. Пестушки и потешки, сопровождающие игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком .Они способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых доверительных отношений между педагогами и детьми. Использование произведений устного народного творчества в играх и повседневной деятельности значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Другими словами -это интеграция образовательных областей.

 

Алгоритм режимных моментов

с использованием малых форм фольклора

 

Время

Режимный момент

Потешка

7:00-8:00

Прием детей

«Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,

Сашу ждет большой слоненок,

Даша с мишкою играет,

Тема Даше помогает,

Нянчит Милечка мартышку,

А Кирюша смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду.»

 

Утренняя гимнастика

«Я хожу, хожу, хожу,

Я на месте не сижу.

Я бегу, бегу, бегу,

Я без движенья не могу

Большие ноги

Шагали по дороге:

ТОП, ТОП, ТОП!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ!»

 

 

Умывание

«Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

«Щечки?

 Мыли.

 Носик?

 Мыли?

 А глазки?

 Забыли.»

 

 

Завтрак

«Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать.
Начинай считать опять.»

 

 

НОД

-Физкультминутки

 «Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели - встали, сели - встали,

Ванькой-встанькой словно стали.»

-пальчиковые игры

«Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).»

 

Подготовка к прогулке, прогулка

«Даша варежку надела.
"Ой, куда я пальчик дела?"
Даша варежку сняла,
Посмотрите-ка, нашла!»

«Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки:
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
Вот так хорошо.»

 

Подготовка к обеду

«Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо.»

 

 

Обед

Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!

Чтобы силы были, супчик мы сварили.

Мой хороший аппетит в животе один сидит.

Ножками топочет - он обедать хочет!

Вот несет мне ложечка супчик из горошка

И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.

Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».

 

Подготовка ко сну.Сон

«Баю-баю-баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки траву едят,
Малым деткам спать велят.»

 

 

Подъем

«Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!»

 

 

Уплотненный полдник

«Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку,

Мышка - за корку,

Детки - за молоко.»

 

НОД

«Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки.

Прыг-скок! Прыг-скок!

Прыгать с пятки на носок.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.»

 

 Прогулка

«Застегнем застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки
Разные заклёпочки.»

«Наденем малышке
Красные штанишки,
Теплые носочки,
А на них цветочки.»

 

 

Уход домой

"Добрый вечер, сад-сад!

Все берёзки спят-спят,

И мы скоро спать пойдём,

Только песенку споём.

Толстый серый слон-слон

Видел страшный сон-сон,

Как мышонок у реки

Разорвал его в клочки...

А девчёнкам, динь-дон,

Пусть приснится сон-сон,

Полный красненьких цветков

И зелёненьких жучков!

До свиданья, сад-сад!

Все берёзки спят-спят...

Детям тоже спать пора - до утра!

 

 

 

В этот непростой период необходимо создать условия для эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и защищенно, проявлял активность.

После знакомства с книгой, потешкой, иллюстрацией книга остается в книжном уголке. Дети с большим удовольствием берут эти книги и "читают" их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога. Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогает детям запомнить их.

Успешная адаптация детей находится в прямой зависимости от взаимодействия семьи и ДОУ. В период адаптации для малышей и их родителей проводятся консультации и индивидуальные беседы. В индивидуальных беседах с родителями мы выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим. Рассказывали о режиме дня детей в детском саду.

В раздевалке оформлена папка-передвижка "Адаптация детей к условиям ДОУ". Оформлена папка "Поиграйте с нами" с фольклорными произведениями, где особая роль отводится пальчиковым играм. Проведено родительское собрание на тему:"Использование фольклора в режимных моментах". Таким образом, целенаправленная систематическая работа в ДОУ и с семьей помогла заинтересовать большинство родителей малыми фольклорными формами, побудила интерес к их использованию в повседневной жизни, активизировала на участие в жизни группы, помогла лучше понять каждого малыша, обеспечить в группе психологический комфорт, сократить период адаптации до минимума.

То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.



По итогам адаптации можно утверждать об эффективности использования фольклорных произведений в период адаптации малышей к детскому саду, способствующие эмоциональному благополучию детей.

В итоге, роль детского фольклора в адаптационный период черезвычайно велика. Детские песенки, пестушки, потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы,кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Поэтому в будущем планируется использовать средства фольклора в различных видах детской деятельности.

Перспектива на будущее:

-составить картотеку колыбельных песен, пестушек и потешек, а также других произведений народного фольклора;

-продолжить работу по использованию малых фольклорных форм в различных видах детской деятельности.

 

Автор:

Харисова Юлия Николаевна- воспитатель МАДОУ «ЦРР-детский сад № 11 «Якорек» г. Благовещенск

 

 

 

 

 

 


 

Использование средств народного фольклора для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям

Использование средств народного фольклора для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям

Задачи: - изучить методическую литературу по теме исследования; -воспитывать положительное отношение маленьких детей в общении со взрослыми и сверстниками; -систематизировать фольклорный материал,используемый при организации педагогического…

Задачи: - изучить методическую литературу по теме исследования; -воспитывать положительное отношение маленьких детей в общении со взрослыми и сверстниками; -систематизировать фольклорный материал,используемый при организации педагогического…

Успешность адаптации проявляется в продолжительности адаптационного периода и в поведенческих реакциях

Успешность адаптации проявляется в продолжительности адаптационного периода и в поведенческих реакциях

В своей работе мы используем фольклорные произведения на протяжении всего дня:в непосредственно-образовательной деятельности, в образовательной деятельности и в режимных моментах

В своей работе мы используем фольклорные произведения на протяжении всего дня:в непосредственно-образовательной деятельности, в образовательной деятельности и в режимных моментах

Маленькие ножки Бежали по дорожке:

Маленькие ножки Бежали по дорожке:

Посмотрите-ка, нашла!» «Вот они, сапожки:

Посмотрите-ка, нашла!» «Вот они, сапожки:

Уплотненный полдник «Травка-муравка со сна поднялась,

Уплотненный полдник «Травка-муравка со сна поднялась,

Успешная адаптация детей находится в прямой зависимости от взаимодействия семьи и

Успешная адаптация детей находится в прямой зависимости от взаимодействия семьи и

«Использование средств народного фольклора для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

«Использование средств народного фольклора для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2022