Использование сюжетно-ролевой игры в развитии
речевой деятельности детей старшего дошкольного
возраста
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера, эмоций, личности в целом непосредственно зависят от речи.
Развитие речи - одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке. Речь детей развивается в единстве с формированием его мышления. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь.
Развивается звуковая сторона речи. Воспитание звуковой культуры речи многоаспектная задача, которая предлагает: развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение звуковой выразительностью речи. Дети учатся пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.
Интенсивно растет словарный состав речи. Окладе словарным запасом составляет основы речевого развита словаре отражается содержание речи.
Особенность словаря - освоение значений слов и умственных употреблений.
Словарная работа теснейшим образом связани развитием диалогической и монологической речи. Разни связной монологической речи предлагает форм ирона умений слушать и понимать связные тексты, стро самостоятельно высказывания разных типов. Разни вас грамматический строй речи. Ребенок не просто акти овладевает речью - он творчески осваивает языко! деятельность, начинает употреблять сложные придании предложения.
Речевое общение в младшем дошкольном возра осуществляется в разных видах деятельности: игре, тру бытовой, учебной деятельности и выступает как одна сторон каждого вида. Поэтому важно использован, развития речи любую деятельность. Поэтому, решая зад; развития речи детей раннего возраста необход! учитывать, что организуемая деятельность должна быть:
во-первых, событийна (связана с как им-л i событием из личного опыта);
во-вторых, ритмична (двигательная и умствен деятельность должны чередоваться);
в-третьих, процессуальна (дети раннего возра испытывают большую потребность в развитии навыко бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывав одевания, приема пищи и т.д.
Для развития активной речи ребенка воспитателю необходимо сопровождать действия ребенка словами и побуждать его к проговариванию).
Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра - первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Начальный этап игровой деятельности - ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.
Следующий этап - отобразительная игра: для нее характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определенного результата.
В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру.
На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно-опосредствованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Режиссерские игры по своей сути схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой - несут в себе элементы творчества и фантазии.
К трем годам малыши приобщаются к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах». У детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.
Корень игровой деятельности - обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.
Итак, в интересах речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста необходимо:
- обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста;
- постепенно расширять и обновлять их социальные связи;
- предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активности речи;
- использовать в речевом развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста;
- использовать игру как средство наибольшего развития речи детей, где сюжетно-ролевая игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка.
Каждая игра чему-то учит и воспитывает определенные качества у игроков. И каждая ролевая игра, на данном этапе, является способом проведения досуга, то есть развлекательной, за исключением, пожалуй, деловых игр, которые в этом обзоре не рассматриваются.
Однако, уже сейчас можно разделить развлекательные игры, участники которых собираются, в основ ном, с целью отдохнуть таким нетрадиционным способом, и образовательные, организаторы которых ставят перед собой задачу передать игрокам определенные знания и навыки.
Причем, игровой стиль обучения наиболее продуктивен, так как предоставляет возможность создавать исторические, политические, этнографические технические модели, а решение игровых задач являете способом продвижения в игре и достижения цели дл игроков и организаторов. Но для успешного проведен и даже простой игры, организатору необходимо определит! ее конкретные классификационные признаки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.