Доклад на тему:
«Использование техник нетрадиционного рисования с детьми младшего дошкольного возраста».
Воспитатель высшей квалификационной категории: Клименко Н. Н.
Использование техник нетрадиционного рисования подходит для занятий с детьми раннего возраста. Пять минут – и работа готова! А это как раз то, что нужно малышам завораживающий процесс и яркий результат.
Чтобы занятия стали более эффективны и интересны:
1. Перед занятием создайте у ребят положительный эмоциональный настрой.
2. Во время работы приучайте детей к аккуратности.
3. Обязательно хвалите детей.
4. Будьте доброжелательны и уважительны к детям.
5. Используйте разнообразные пальчиковые гимнастики.
6. Помните о безопасности! Вы должны быть уверены, что дети не причинят себе вред используемыми на занятии предметами.
Пальчиковая гимнастика – также является очень важной частью процесса. Она должна проводиться обязательно. Так же она должна дополнять ваше занятие и соответствовать теме рисования, быть понятной и интересной для ребят.
Все мы прекрасно знаем, с чего начинается знакомство с чем-то новым для детей. Естественно с тактильного контакта, пока мы эти краски не рассмотрим, не понюхаем и не потрогаем, она будет оставаться для ребенка загадкой. Рисование пальчиками один из самых простых способов рисования. Пальчик, краска и лист… рисуй. Проще и придумать нечего, тем прекраснее картины ребятишек, на которых в произвольном порядке изображены капельки дождя или зернышки для цыплят.
Сейчас большой выбор красок специально для рисования пальчиками – они легко смываются и отстирываются. Можно сделать такие краски самим. Разводить гуашь небольшим количеством воды и добавлять в нее каплю моющего средства, а можно сварить 1,5 ложки крахмала со стаканом воды, остудить, разложить в емкости и добавить в каждую емкость пищевой краситель. Безопасно, недорого, легко.
Пальчиком проще всего рисовать точки. Детям очень нравится украшать точками заранее подготовленные предметы: точки на божьей коровке, яблочки на дереве и т.д. или дополнять сюжет картины: рисовать следы зайчика на снегу, пшено для цыплят и т.д.
Необычные и оригинальные композиции получаются при помощи ладошек ребенка. Одно прикосновение ладошки к листу и готово! Стоит добавить немного фантазии и дополнительных деталей получается истинный шедевр.
Из отпечатков получаются разнообразные птицы, обитатели моря и океана, деревья, цветы, животные и т.д.
Так же можно усложнить работу, можно соединить большие пальцы вместе и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится бабочка.
Вариантов отпечатка может быть множество. Можно ставить отпечатки большим пальцем (туловище бабочки, рыбы), боковой стороной кулачка (след человека).
Итак, после знакомства с краской и рисования пальчиками детям хорошо использовать поролоновый тампон, с помощью которого ребенок получит необходимый навык для подготовки к рисованию кистью.
Тампон можно брать разной формы, в зависимости от задач, которые стоят перед вами. Он может быть прямоугольной формы, с закругленным кончиком, квадратной формы, круглый и т.д.
Для начала используем краску одного цвета, при смене цвета, меняем тампон.
Поролоновым тампоном можно рисовать все, так же как и кистью. Можно попробовать рисовать внутри трафарета. Для этого на лист кладем трафарет и наносим краску с помощью поролонового тампона. Убираем трафарет и получаем готовый результат.
Можно использовать штамп, сделав его самостоятельно из овощей. Это удобно, интересно и весело детям и экономно. В зависимости от задачи и умения ребят работа со штампом может изменяться. Малышам удобнее всего держать в руках не круглые, а продолговатые овощи (картофель, морковь, свекла).
Варианты работ: можно нарисовать клубочки, с которыми котенок игрался тайком от бабушки, разнообразные цветы (в зависимости от того, какие вы вырежете), салют в небе и т.д.
Трехлетние дети, взяв в руки кисточку и краски, очень часто рисуют «каляки» в виде пятен. В этом нет ничего страшного, ведь такую «каляку» можно запросто «оживить».
Варианты работ. Такие пятна можно превратить в мордочки животных или самих животных. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питает источник творческой мысли.
Другими словами, чем более мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Вывод:
Рисование нетрадиционными способами с малышами помогает им лучше познать окружающий мир, с помощью таких рисунков дети выражают свои переживания, эмоции. Такие занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мелкую моторику рук, внимание, память. Самое главное, что детям эти занятия нравятся, каждый маленький художник всякий раз создает оригинальный и неповторимый шедевр!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.