Тема: «Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе».
(Из опыта работы Дерюга Ольги Юрьевны учителя начальных классов МБОУ СОШ № 1 МО Тимашевский район)
Отличие новых стандартов для начальной школы в том, что они ориентированы на личностный результат. Современная школа должна быть нацелена на личность ребенка и изменения, происходящие в ней в процессе обучения.
Изучая опыт работы учителей различных школ, обратила внимание на технологию критического мышления, которая направлена на формирование этих качеств. Эта педагогическая технология способствует развитию мыслительных способностей учащихся, которые пригодятся и в учёбе, и в обычной жизни. Способность человека создавать систему суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать ее – это и есть критичность мышления.
Задача учителя создать на уроке атмосферу, при которой учащиеся вместе с ним активно работают, рассуждают и расширяют свой кругозор.
Обязательными являются три фазы в структуре урока: вызов, осмысление, рефлексия. Для каждой из них характерны свои разнообразные приемы, но трехфазное построение урока остается неизменным.
Ознакомившись с научными статьями по применению технологии критического мышления в начальной школе – решила апробировать ее со своими ребятами. Ведь мыслить критически способны даже первоклассники, опираясь на опыт и знания накопленные до школы.
Сравнивая этапы урока с применением технологии критического мышления и традиционного урока можно провести параллели. Стадии в принципе одни и те же, только называются различно. Стадия «вызова» тождественна актуализации знаний учащихся. «Осмысление» то же самое, что и изучение нового материала. Этап «рефлексии» идентичен закреплению материала и проверке усвоения.
Стадия «Вызова». Назначение этапа - актуализировать сведения, которые понадобится учащимся на этом занятии, заинтересовать новым материалом, активизировать познавательную деятельность. Эта стадия подразумевает чередование разнообразных форм работы (самостоятельно, в парах, в группах). «Вызов» - решающий момент, ведь именно на нем задается темп и тон урока. Виды заданий, которыми пользуются учителя на этом этапе остаются неизменны: «Мозговой штурм», “Кластер”, таблица “тонких” и “толстых” вопросов, «Дерево предсказаний”, “Верные и неверные утверждения”, “Корзина идей”, рассказ - предположение по “ключевым” словам, “Синквейн». Я же на своих уроках, кроме этих приемов, использую еще речевые разминки и работу с деталями «Танграма».
Фрагмент урока по басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»:
Прием «Мозговой штурм»
-Начнем наш урок с речевой разминки:
Са-са-са – в городе живет лиса
На-на-на- сидит черная ворона
Отгадайте загадки:
Всех зверей она
хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Хвост ее - ее краса.
Это кумушка - ….
Две подружки и
соседки
Диалог вели на ветке.
Очень громкие персоны
Эти чёрные…
Соберите из деталей Танграма животных, о которых шла речь в загадках.
Прием «Ассоциативный куст»
-Перед вами на парте лист бумаги, разбейте его на две части. Справа напишите имена прилагательные к слову лиса, а слева – к слову ворона.
-Прочтите, свои имена прилагательные (ответы детей записываются в таблицу на доске).
Героями произведений каких известных вам жанров уже были эти животные? Приведите примеры.
Стадия «Осмысление». Все приемы этого этапа нацелены на то, чтобы учащиеся не только овладели новым знанием, но и смогли разобраться в нем, систематизировать в своей памяти. При использовании предложенных учителем методов активного чтения, ребенок не просто читает текст, а делает знаковую маркировку во время осмысливания нового материала. На уроке я использую распространенные методы активизации чтения: ранжирование (выделение главного в новой информации), предположение на основе предложенных слов, направленное чтение, карту персонажей, прием «Сравнительная таблица», прием «Читаем и спрашиваем». Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.
Фрагмент урока по басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»:
Прием «Читаем и спрашиваем»
-Прочитайте текст басни про себя, отметьте слова, значение которых требуется разъяснить.
-На ваших партах карточки со словосочетаниями. Работая в парах, замените их дословными фразами из басни.
Каркнула очень громко
Утратила способность здраво рассуждать
Нашла случайно
Исчезла, скрылась
Трудно дышать
-Подумайте, почему была необходимость разобрать эти словосочетания?
Прием «Сравнительная таблица»
-Басня какого автора про ворону и лису вам понравилась больше? Объясните свой выбор. Подготовьте рассказ о своей понравившейся басне по плану:
название |
форма написания |
сюжет |
характер Ворона (ы) |
характер Лисицы |
людские пороки |
-Заполните таблицу.
Прием «Тонких и толстых вопросов»
-Задайте по тексту два «толстых» и два «тонких» вопроса, которые помогут определить, насколько точно ваши одноклассники поняли ее содержимое.
Стадия «Рефлексия». Ее виды различны и во многом зависят от этапа, на котором применяются. В конце занятия чаще всего проводится эмоциональная рефлексия и рефлексия содержания материала. Разнообразить приемы работы можно заполняя таблицы и кластеры, устанавливая зависимости между информационными блоками, возвращаясь к ключевым словам, верным (неверным) утверждениям, отвечая на поставленные вопросы.
Фрагмент урока по басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»:
Прием «Установление зависимостей между информационными блоками»
-Давайте поиграем в игру «Найди пару». Я называю одного героя басни Крылова, а вы остальных и название басни.
Стрекоза и… Мартышка и…
Лебедь, ….. Слон и….
Прием «Творчество на выбор»
-Домашнее задание будет по выбору: некоторые дети разбиваются на группы и инсценируют басню как это сделали ваши одноклассники, кто хочет – придумывает новый финал басни «Что было бы, если…»
Прием «Облако тегов»
-Проверим чем и насколько запомнился вам урок (начало предложения появляется на экране):
Мне понравилось….
Я хотел бы узнать про басни …
Новым для меня стало …
Методы и приемы технологии развития критического мышления достаточно действенны, чтобы получить ожидаемый результат, но в то же время и достаточно доступны, чтобы применять их в своей практике.
В заключении хочется сказать, что педагогическая задача учителя в том, чтобы помочь каждому ребёнку распознать собственную уникальность, поддержать его в стремлении к самосовершенствованию. А в этом ему очень помогут приёмы технологии развития критического мышления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.