Использование технологии "кроссенс" на уроках истории
Оценка 4.9

Использование технологии "кроссенс" на уроках истории

Оценка 4.9
Работа с родителями
doc
преподавание
21.07.2020
Использование технологии "кроссенс" на уроках истории
использование технологии "кроссенс" на уроках истории
кроссенс 16.10.doc

Гаврилова Ксения Петровна

Учитель истории

ГБОУ СОШ пос.Сургут

«Использование метода «кроссенс» на уроках истории»

1.        Интерактивный метод обучения «Кроссенс».

     Современные условия образовательной системы, которые требует общественная  жизнь, также диктуют нам педагогам об уроках, которые должны иметь нестандартные методы и приемы подачи информации, а  урок это и есть информация которая, либо будет услышана и воспринята, или уйдет в не бытие. Урок должен быть не только увлекательным, но и содержательным, несущим определенный багаж знаний в будущее обучающегося.  Новый взгляд  и нестандартные формы  проведения урока помогают в формировании базовых понятий предметов из курса школьной программы. При работе необходимо адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор тем самым давая возможность не только логически мыслить , но творчески подходить к заданному материалу.

     Кроссенс — это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая   в   себе   лучшие   качества   сразу   нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".     Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету. Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна.

Кроссенс представляет собой  стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Необходимо соблюдать правила при создании  кроссенса:

1. Определить тематику, общую идею.  

2. Выделить 9 элементов, имеющих отношение к теме.  

3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  

4. Выделить отличительные черты каждого элемента.  

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.  

6. Замена прямых образов символическими.  

7. Построить ассоциативную связь между образами.  

Проблема, с которой часто сталкиваются при составлении кроссенсов, - это подборка изображений, которые помогут раскрыть тему. В таком случае можно дать текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание - найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.

2.        Использование метода «кроссенс» на уроках истории

Кроссенс позволяет «оживить» историю образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников. Развивающий метод «кроссенс» способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.

Задача  учащихся– объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, - это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание - найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.

Кроссенс позволяет «оживить» урок. Рассмотрим несколько примеров: историю образами –   историческими деятелями, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.

Ребята на данном этапе ведут как исследовательскую деятельность - поиск дополнительной информации, которая не входит в рамки учебной темы, а так же и художественно-эстетическое направление – рисуют сами. Выбор на составление кроссенса с помощью рисунка сделанного ребенком выбрано с точки зрения здоровье сберегающего фактора (дети в возрасте 10-12лет становятся очень зависимыми от современных гаджетов. Начиная какую-то работу в поисках в интернет ресурсах они теряют временное пространство и становятся зависимыми). Моя задача, именно через поиск материалов на интернет ресурсах заинтересовать ребенка в своем предмете и использование им информации с пользой.

Главная идея кроссенса – это решение загадка, ребус, головоломка, поэтому он прекрасно выступает как форма инновационной, нетрадиционной проверки знаний по предмету. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:

- на стадии определения темы и цели урока;

- постановки проблемы;

- на стадии закрепления материала;

-как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке;

- как творческое домашнее задание.

-посвященные праздничным и юбилейным  датам.

Для учителя кроссенс – это хороший способ углубить понимание уже изученного школьного понятия (явления, темы); это возможность показать неординарное практическое применение знаний и связь изученного с жизнью; это возможность установить межпредметные связи с другими школьными дисциплинами. С помощью кроссенса можно понять, насколько обучающиеся усвоили изучаемую тему. Вместе с тем кроссенс способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; способствует проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения. При разгадывании кроссенса развивается коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с

3.    Как работает «кроссенс» ученика

Возможно использовать как выполнение групповой или парной работы. Совместная деятельность поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции, что повышает творческое мышление, повышают инициативность, креативность и развивают воображение. 

Кроссенсы становится актуальными особенно в последние годы. Итоговое тестирование ЕГЭ, а также в олимпиады включают задания и  вопросы с иллюстрациями, где нужно определить портреты исторических деятелей, архитектурные ансамбли. Часто такие  задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание. Кроссенс при выполнении акцентируется внимание систематизации  исторических фактов; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (в том числе историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач, что необходимо для выполнения контрольно измерительных заданий по ОГЭ и ЕГЭ.

Кроссенс, созданный учеником, отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает творческие способности что становится востребованным в современном мире.


Гаврилова Ксения Петровна Учитель истории

Гаврилова Ксения Петровна Учитель истории

Замена прямых образов символическими

Замена прямых образов символическими

При разгадывании кроссенса развивается коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с 3

При разгадывании кроссенса развивается коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.07.2020