ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Обвинцева О.О., воспитатель,
первая квалификационная категория
МАДОУ детский сад № 60
Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.
Результаты исследований таких психологов, как Р. Зайонц, В. Н. Дружинина показывают, что уровень интеллектуально-творческого развития дошкольника, достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько продуманными верным было обучение ребёнка в семье и в детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребёнка и типу ведущей деятельности.
Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит скоро учиться в школе. Степень готовности ребёнка к обучению в школе может определяться не только тем, что будущий школьник будет уметь читать, считать, знать цифры. Но подготовка к школе заключается и в интеллектуальной готовности, предполагающей у детей семи лет наличие развитых познавательных процессов, сформированность произвольных мыслительных операций.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста.
Средства развития мыслительной активности детей разнообразны. Анализ жизненных ситуаций, осуществляемый совместно с ребенком, его экспериментирование с предметами и объектами природы, разнообразные игры и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Всестороннее развитие дошкольников осуществляется на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе.
Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуального потенциала ребенка.
В своей работе для всестороннего развития детей применила технологии развивающих игр Воскобовича. Все его игры универсальны, многофункциональны, красочны, творческие.
Играя в игру «двухцветный» или «четырехцветный» квадрат Воскобовича ребята развивают мелкую моторику, пространственное мышление, творчество, умеют конструировать и мыслить. Дети, играя в квадрат сами придумывают схемы, соединяют квадраты между собой для конструирования чего-то масштабного. Из такого квадрата ребята не только в плоскости конструируют, но и делают 3D схемы. Кроме всего того, что перечислила дети закрепляют знания геометрических фигур в квадрате.
Игра «Прозрачный квадрат» очень похожа на «двух/четырехцветный квадрат». Только в прозрачном - конструирование идет в горизонтальной плоскости. Этот квадрат предлагает детям больше возможностей в придумывании своих сюжетов. С помощью прозрачного квадрата ребята придумывают свои сказки, или придумывают иллюстрации к прочитанным.
Одна из любимых игр у ребят – это игра «Чудо-Крестики». Дети комбинируют все элементы из трех игр «Чудо-Крестики». В этой технологии они конструируют не только по готовым схемам, но и придумывают свои. Конструируя сказочных героев, дети закрепляют геометрические фигуры, счет.
Технология развивающих игр Воскобовича в моей работе заключается не только в играх за столом, но и использование основы самой технологии - ковролин «Фиолетовый лес».
Развивающие игры Воскобовича в своей работе я делала сама по образу оригинальных пособий. Основу развивающей предметно-пространственной среды и основные элементы (бабочки, деревья, озеро с лягушкой и многое другое) сделала самостоятельно своими руками. Для основы был взят обычный ковролин однотонного цвета, с приятной тактильной структурой. Элементы делала из фоамирана не тоньше 2-3мм. Используя фоамиран в работе, мы можем сами создавать силуэтные элементы по своему желанию и выбору. Дети старшего возраста могут с помощью трафарета, нарисованного собственной рукой, перенести свое творчество с бумаги на фоамиран. Аккуратно вырезав, приклеить на 1 из сторон липучку и прицепить на ковролин.
Квадраты Воскобовича также делала своим руками. Например, чтобы сделать двухцветный квадрат понадобиться обычный прозрачный файл, и сделать заготовки треугольников двух цветов по 16 штук. В самом начале был сделан основной квадрат 15*15 см. Делала его в WORDе, используя фигуру квадрата и делила его на 16 треугольников, с помощью фигуры «линия». Линию делала пожирнее, чтобы при наклеивании треугольников было расстояние между ними. Сами треугольники вырезала из самоклеящейся бумаги желтого и зеленого цвета. Для этого на бумаге чертила квадрат 12*12 и делила его на 16 треугольников, разрезала. Следующим шагом было наложить 1 сторону файла на основной квадрат на бумаге и закрепить, чтобы не сдвигались элементы изделия. Потом начинала приклеивать треугольники, одна сторона квадрата была полностью из зеленых треугольников, другая из желтых. Отрезать после приклеивания вдоль границ основного квадрата 15*15 см. Игру 4х цветный квадрат можно сделать точно также.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.