Использование технологии шестигранного обучения на уроках географии
Оценка 4.8

Использование технологии шестигранного обучения на уроках географии

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
6 кл—9 кл
06.01.2021
Использование технологии шестигранного обучения на уроках географии
Шестиугольное обучение – это один из приемов развития критического мышления учащихся. В данной статье я привела два примера как можно использовать данную технологию при изучении темы «Горные породы» в 6 классе "Европейский Север. Географическое положение" в 9 классе
Технология шестигранного обучения.docx

ФИО (полностью)                           Никишова Наталья Владимировна

Должность                                       учитель географии и краеведения

Наименование ОУ                            МАОУ «Многопрофильный лицей №1»

Местонахождение

образовательного учреждения        г. Магнитогорск

Электронный адрес для связи         [email protected]

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ШЕСТИУГОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Шестиугольное обучение – это один из приемов развития критического мышления учащихся. Данная методика к нам пришла из Великобритании. Автор – учитель истории Рассел Тарр. В России данная технология стала известна благодаря статье Георгия Аствацатурова «Шестиугольное обучение как образовательная технология».

Суть технологии заключается в  том, что  шестиугольные карточки, или как по-другому их называют гексы, складывают таким образом, чтобы можно было проследить причинно-следственную связь между понятиями, событиями, явлениями.

Рассмотрим на конкретном примере. 6 класс. Тема урока «Горные породы».

Задачи:  показать деление горных пород на группы по происхождению; сформировать понятия «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы».

Набор гексов:

- один шестиугольник с надписью «Виды горных пород»

- три шестиугольника с названиями групп, согласно которым делятся горные породы;

-три шестиугольника с названиями групп, согласно которым делятся осадочные  горные породы

- пять шестиугольников с примерами горных пород;

Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники

 

 

В процессе изучения нового материала учениками сначала выкладываются гексы вокруг шестиугольника с надписью «Виды горных пород». Гранями соединяем карточки с надписью «осадочные», «магматические», «метаморфические». Затем виды осадочных пород: «обломочные», «химические», «органические». Потом  дети подбирают примеры, используя гексы с названием горных пород. и выкладывают их к соответствующим граням. После того, как выложена фигура, учащиеся защищают свою работу.

Возможен следующий вариант полученной фигуры

 

 

Для работы можно использовать и пустые шестиугольники. где ребята сами могут вписывать необходимую информацию.

Например,

- один шестиугольник с надписью «Виды горных пород»

- три шестиугольника с названиями групп, согласно которым делятся горные породы;

-три шестиугольника с названиями групп, согласно которым делятся осадочные  горные породы

- десять пустых шестиугольников

 

Гекс, составленный учениками

 

Использование данной технологии  позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Такие умения как выбирать главное, классифицировать, находить связи между предметами – ценные навыки для любого человека.

Цель  технологии  шестиугольного обучения – формирование у учащихся мотивации к обучению, пробуждение исследовательской, творческой активности, самостоятельности. Использовать его можно на любом этапе урока - как при изучении нового, так и при повторении и обобщении знаний

         Достоинства данной технологии следующие:

- обобщение и систематизация материала

- установление  связи между  понятиями

- развитие  коммуникативных навыков в процессе групповой работы

- осуществление деятельностного  подхода на уроке, тем самым активизируется  деятельность учащихся, что позволяет уйти от пассивного слушания

Минусы:

- много времени уходит на подготовку

- на начальном этапе возникают проблемы в группе при коммуникации.

 

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: актуализация имеющихся знаний → получение новой информации → осмысление, установление понятийных связей → рефлексия

 

Приведу  фрагмент урока с использованием технологии шестигранного обучения.

9 класс  Тема: «Европейский Север. Географическое положение»

Задачи: Дать характеристику физико-географического, экономико-географического и геополитического положения района.

Набор гексов

- один шестиугольник с названием экономического района

- шесть шестиугольников для определения состава экономического района (название субъектов)  

- шесть шестиугольников, отражающих выход субъекта к морю или нет    

- четыре шестиугольника отражающих особенности географического положения (три- «пересечение полярным кругом», один «мыс Флигели» с названием крайней северной островной точки России   

-два шестиугольника, показывающих выход субъектов к государственной границе

-10 шестиугольников для обозначения климатических поясов

-10 шестиугольников для обозначения природных зон

               Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники

 

Цвет шестиугольников тематический

 

Гексы располагаются хаотично. Ученики должны прочитать текст изучит и выложить шесть шестиугольников белого цвета вписав в них название субъектов, входящих в состав Европейского Севера. В синие шестиугольники уч-ся вписывают названия морей, которые омывают указанные субъекты или отмечают, что субъект не имеет выхода к морю. Коричневые шестиугольники показывают такую особенность географического положения как пересечение полярным кругом и наличие крайней северной островной точки, голубые- название климатических поясов и зелёные- природных зон.

Гекс, составленный учениками

 

Как  только гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.


 

ФИО (полностью)

ФИО (полностью)

В процессе изучения нового материала учениками сначала выкладываются гексы вокруг шестиугольника с надписью «Виды горных пород»

В процессе изучения нового материала учениками сначала выкладываются гексы вокруг шестиугольника с надписью «Виды горных пород»

Гекс, составленный учениками

Гекс, составленный учениками

Достоинства данной технологии следующие: - обобщение и систематизация материала - установление связи между понятиями - развитие коммуникативных навыков в процессе групповой работы - осуществление деятельностного…

Достоинства данной технологии следующие: - обобщение и систематизация материала - установление связи между понятиями - развитие коммуникативных навыков в процессе групповой работы - осуществление деятельностного…

Цвет шестиугольников тематический

Цвет шестиугольников тематический

Гекс, составленный учениками

Гекс, составленный учениками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2021