ФИО (полностью) Никишова Наталья Владимировна
Должность учитель географии и краеведения
Наименование ОУ МАОУ «Многопрофильный лицей №1»
Местонахождение
образовательного учреждения г. Магнитогорск
Электронный адрес для связи natalynikishova@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ШЕСТИУГОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Шестиугольное обучение – это один из приемов развития критического мышления учащихся. Данная методика к нам пришла из Великобритании. Автор – учитель истории Рассел Тарр. В России данная технология стала известна благодаря статье Георгия Аствацатурова «Шестиугольное обучение как образовательная технология».
Суть технологии заключается в том, что шестиугольные карточки, или как по-другому их называют гексы, складывают таким образом, чтобы можно было проследить причинно-следственную связь между понятиями, событиями, явлениями.
Рассмотрим на конкретном примере. 6 класс. Тема урока «Горные породы».
Задачи: показать деление горных пород на группы по происхождению; сформировать понятия «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы».
Набор гексов:
- один шестиугольник с надписью «Виды горных пород»
- три шестиугольника с названиями групп, согласно которым делятся горные породы;
-три шестиугольника с названиями групп, согласно которым делятся осадочные горные породы
- пять шестиугольников с примерами горных пород;
Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники
В процессе изучения нового материала учениками сначала выкладываются гексы вокруг шестиугольника с надписью «Виды горных пород». Гранями соединяем карточки с надписью «осадочные», «магматические», «метаморфические». Затем виды осадочных пород: «обломочные», «химические», «органические». Потом дети подбирают примеры, используя гексы с названием горных пород. и выкладывают их к соответствующим граням. После того, как выложена фигура, учащиеся защищают свою работу.
Возможен следующий вариант полученной фигуры
Для работы можно использовать и пустые шестиугольники. где ребята сами могут вписывать необходимую информацию.
Например,
- один шестиугольник с надписью «Виды горных пород»
- три шестиугольника с названиями групп, согласно которым делятся горные породы;
-три шестиугольника с названиями групп, согласно которым делятся осадочные горные породы
- десять пустых шестиугольников
Гекс, составленный учениками
Использование данной технологии позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Такие умения как выбирать главное, классифицировать, находить связи между предметами – ценные навыки для любого человека.
Цель технологии шестиугольного обучения – формирование у учащихся мотивации к обучению, пробуждение исследовательской, творческой активности, самостоятельности. Использовать его можно на любом этапе урока - как при изучении нового, так и при повторении и обобщении знаний
Достоинства данной технологии следующие:
- обобщение и систематизация материала
- установление связи между понятиями
- развитие коммуникативных навыков в процессе групповой работы
- осуществление деятельностного подхода на уроке, тем самым активизируется деятельность учащихся, что позволяет уйти от пассивного слушания
Минусы:
- много времени уходит на подготовку
- на начальном этапе возникают проблемы в группе при коммуникации.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: актуализация имеющихся знаний → получение новой информации → осмысление, установление понятийных связей → рефлексия
Приведу фрагмент урока с использованием технологии шестигранного обучения.
9 класс Тема: «Европейский Север. Географическое положение»
Задачи: Дать характеристику физико-географического, экономико-географического и геополитического положения района.
Набор гексов
- один шестиугольник с названием экономического района
- шесть шестиугольников для определения состава экономического района (название субъектов)
- шесть шестиугольников, отражающих выход субъекта к морю или нет
- четыре шестиугольника отражающих особенности географического положения (три- «пересечение полярным кругом», один «мыс Флигели» с названием крайней северной островной точки России
-два шестиугольника, показывающих выход субъектов к государственной границе
-10 шестиугольников для обозначения климатических поясов
-10 шестиугольников для обозначения природных зон
Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники
Цвет шестиугольников тематический
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны прочитать текст изучит и выложить шесть шестиугольников белого цвета вписав в них название субъектов, входящих в состав Европейского Севера. В синие шестиугольники уч-ся вписывают названия морей, которые омывают указанные субъекты или отмечают, что субъект не имеет выхода к морю. Коричневые шестиугольники показывают такую особенность географического положения как пересечение полярным кругом и наличие крайней северной островной точки, голубые- название климатических поясов и зелёные- природных зон.
Гекс, составленный учениками
Как только гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.