ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • docx
  • 16.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОПЛАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Большая часть воспитанников с ограниченными возможностями здоровья склонны к повышенной утомляемости, вспыльчивости, замкнутости, несамостоятельности в творчестве. У некоторых детей низкая самооценка, негативное восприятие себя со стороны окружающих, они испытывают психоэмоциональное напряжение. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Методом наблюдения, все эти признаки я выявила у детей в подготовительных к школе группах и решила разработать цикл занятий с использованием солёного теста. Лепка из соленого теста успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, что позволяет ребёнку вести себя естественно и непринужденно. Это подтверждают педагоги - психологи. В своей работе они используют пластичные материалы для снятия этих проявлений. Работа с тестом доступна, экологична, является лёгкой в обработке, имеет безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Тестопластика или лепка изделий из соленого теста, известна давно. Тесто, материал достаточно дешевый и легкий в освоении, его можно окрашивать в различные цвета. Кроме того, соленое тесто является материалом, который легко контролировать, если что-то не получилось, можно смять и вылепить снова, поэтому неуверенные в себе дети, при работе с тестом чувствуют себя спокойнее и увереннее. Лепка из теста способствует развитию восприятия форм, пространственных представлений, правильной передачи пропорций; развивает образное мышление и другие психические процессы, а также мелкую моторику рук. Она, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетический вкус, способствует умению находить и понимать прекрасное во всём его многообразии. Также лепка из теста способствует снятию стресса, эмоционально-психического напряжения, мышечного тонуса, помогает формировать позитивную и адекватную самооценку, благодаря ситуации успеха. Цель, которую я поставила, заключалась в следующем: выявить эффективность использования тестопластики как средства снятия эмоционального и мышечного напряжения у детей с ОВЗ. Поставленные задачи: - Создать положительный эмоциональный комфорт для детей, в процессе лепки из солёного теста; - развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образов, в создании композиций, используя вспомогательные инструменты и бросовый материал; - развивать умение соблюдать необходимую последовательность действий; -поощрять умение характеризовать свои чувства от прикосновений к тесту. Первым этапом работы было знакомство детей с таким материалом как тесто. Дети узнали процесс замешивания теста и из каких составляющих оно изготавливается. Они имели возможность его пощупать, помять, покатать, расплющить, снова смять. Узнали некоторые особенности теста - мягкое, податливое, липкое, нежное, приятное. Дети, в процессе знакомства с тестом, поняли, что если недостаточно положить муки, то оно сильно будет прилипать к рукам и лепить будет сложно. Решить эту проблему можно – припудрив руки мукой и добавив муки в тесто. Так же дети почувствовали, что если сильно нажимать на тесто, оно быстро теряет форму, т.е. работа с тестом, не требуют большие усилий. Знакомясь с тестом для поделок, дети узнали, что есть съедобное тесто, а есть солёное тесто для творчества, которое есть нельзя. Сначала дети воспринимали работу с тестом с любопытством и осторожностью. Они учились регулировать нажим на тесто, т.к. работая с пластилином приходилось напрягать руки и прилагать немалые усилия, что некоторым детям давалось с трудом. Второй этап. Следуя принципу обучения - от простого к сложному, я предложила детям способ лепки - используя шаблон. Дети учились разминать тесто, расплющивать его и с помощью шаблона и стеки вырезать из него необходимую форму. Затем, используя вспомогательные предметы (трубочку и гребешок), наносили изображения, для обогащения образа. Заметно было, что детям нравиться наносить узоры, вдавливая инструменты в мягкое тесто, и наблюдая результат. После высыхания поделок, дети раскрашивали работы красками. В процессе рисования, дети так же учились регулировать количество воды, т.к. тесто намокнув, могло снова стать мягким и липким. Третий этап. Барельефная лепка. На этом этапе детям предлагалось лепить образ по заготовленной форме. Ребята знакомились с новыми приёмами, создавая объёмные фигурки на плоскости. В процессе этой деятельности, дети узнали, как можно приклеить детали фигурки к основе, смачивая её кисточкой с водой. Если что то не получалось, ребят удивляло как легко можно всё исправить. Украшали свои поделки тоже используя гребешки, трубочки и деревянные палочки. После раскрашивания фигурок гуашью, дети искренне радовались своим результатом. Четвёртый этап Лепка скульптурная с вспомогательными инструментами и декоративными элементами (макаронами) На этом этапе детям предлагалось создавать форму из целого куска теста, без отдельно вылепленных деталей. Декорировали свои поделки дети предложенными разнообразными макаронами. Использовать необычный материал детям было очень интересно. Такая деятельность вызвала у них положительные эмоции. Раскрашивать кувшины не стали, так как отметили красоту предметов в натуральном цвете теста. Пятый этап Лепка сюжетная в виде панно. Освоив определённые приёмы лепки из теста, детям было предложено создать панно на тему «Зимняя сказка». Каждый выбрал отдельный фрагмент коллективной работы и, используя уже знакомые приёмы, дети создали сказочный сюжет. После раскрашивания фрагментов сюжета, мы сложили из них цельное изображение. Результат вызвал у детей восторженные чувства, которые они высказывали наперебой. Шестой этап Лепка с использованием бросового материала Следующим этапом лепки из солёного теста стала работа с использованием бросового материала. Дети лепили уже отработанными приёмами, а для декорирования выбирали предложенные ракушки, камушки, шишки, скорлупки, фасоль, горох и вспомогательные инструменты. Работа очень увлекла детей. Наблюдая за ними было видно, что дети получают удовольствие. Нет неуверенности, страха перед неудачей, напряжение в руках так же не было заметно, они уверенно действовали, смело подбирали материалы, кропотливо выкладывали узоры их мелких деталей. В процессе раскрашивания, также была заметна уверенность в действиях. Дети очень аккуратно работали кисточкой, старались сделать образ как можно красивей, индивидуальней. Что у них очень получилось. Для родителей мной была подготовлена консультация, в которой говорилось о пользе тестопластики для развития детей как психологического, так и физического, речевого и творческого. В статье отмечалась необходимость подготовки руки ребёнка к письму, чему способствует лепка из теста. Были даны советы и рекомендации. Вывод По результатам своей работы могу сказать, что приёмы тестопластики можно использовать как средство профилактики для снятия эмоционального и мышечного напряжения у детей с ОВЗ. Эффективность лепки их теста так же можно подтвердить. Дети стали, заметно, активными, инициативными. У некоторых детей совсем не наблюдалась утомляемость и психоэмоциональное напряжение, снизился страх ошибки, что способствовало повышению самооценки. Положительный эмоциональный настрой достигался тем, что в процессе лепки дети могли использовать инструменты, которые без усилий позволяли создать свою задумку. Возможность использовать необычный материал так же способствовал заинтересованности к творчеству и мышечному расслаблению. Дети искренне радовались своим результатам, оценке взрослых и товарищей, что так же способствовало положительным эмоциям. Отсутствие внутреннего напряжения проявилось творческим самовыражением, что подтверждается желанием детей участвовать в различных конкурсах. Так же воспитатели обратили внимание на заметно повысившийся интерес к изобразительной деятельности в свободное время. Литература 1. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. 2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. 3. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000. 4. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений). 5. Глебова И.Ю., Тупичкина Е.А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей. 6. Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1 (49). – с.107.