Использование тренинг технологий на уроках междисциплинарного курса
Оценка 4.8

Использование тренинг технологий на уроках междисциплинарного курса

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
технология
10 кл—11 кл +1
07.10.2021
Использование тренинг технологий на уроках междисциплинарного курса
За последние 15 лет в нашей стране получило широкое распространение такое явление, как тренинги. Профессия тренера уже начинает рассматриваться как новая профессиональная единица, как новый профессиональный цех. При этом, как правило, в каждом конкретном случае после слова «тренинг» обычно следует термин, проясняющий тематику проводимого процесса. Таким образом, можно обнаружить, что диапазон областей, в которых проводятся тренинги, весьма широк. Так, например, имеют место тренинги продаж, тренинги персонала, командообразующие тренинги, тренинги успеха, тренинги различных качеств (уверенности, привлекательности, стрессоустойчивости, креативности и т.д.), а также бизнес-тренинги. И, конечно же, их основа – тренинги личностного роста.
Методическая разработка Тренинг технологии.docx

Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика  министерство

Министерство образования, науки и молодёжной политики 

Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский торгово-технологический техникум»

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

ГПОУ «СТТТ»

Протокол №__от

«__»____20__ г

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГ  – ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА»

 

 

 

 

 

 

Автор: Одинцова Вера Константиновна

Преподаватель, первая квалификационная категория

Карауш Наталья Сергеевна,

Преподаватель, высшая квалификационная категория

Образовательная организация:

 ГПОУ «Сыктывкарский торгово – технологический техникум»

 

 

 

Сыктывкар, 2018

Методическая разработка по теме: «Использование тренинг - технологий на уроках МДК» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее – ФГОС СПО) для профессии среднего профессионального образования  – «Продавец, контролер - кассир», специальностей среднего профессионального образования.

 

Организация-разработчик:

ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум»

 

Разработчик:

Одинцова В.К, преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка  рассмотрена на заседании методического совета  ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум»  протокол №  8 от «18» ноября  2017 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

Пояснительная записка

4

1. Тренинг технология обучения и развития

 

1.1. История начала и развития трансформационных тренингов личностного роста в мире

7

1.2. Тренинг как педагогическая технология

8

1.3. Виды тренингов

10

1.4. Особенности организации и методики тренинг технологии

14

2. Применение тренинг технологии на уроках междисциплинарных курсах и учебных дисциплин по специальности  38.02.05. Товароведение и экспертиза качества товаров

23

2.1. Тренинг упражнения по ПМ.03. Организация работ в подразделении организации

23

2.2. Тренинг упражнения по ПМ.04. Выполнение работ по одной или несколькими профессиям рабочих, должностям служащих. Профессия «Продавец, контролер – кассир»

31

Список литературы

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе компетентность в сфере общения ста­ла одной из главных составляющих высокого профессионального уровня. Это относится практически ко всем профессиям в системе человеческих отношений — врачам, менеджерам, маркетологам, журналистам, психологам, специалистам по связям с обществен­ностью, работникам сферы сервиса и др.

Современные молодые люди, большинство из которых имеет доступ к Интернету, весьма широко информированы, они требуют к себе уважительного отношения, партнерских контактов, постро­енных на продуктивном прагматическом взаимодействии. В этой связи педагог, как только лишь транслятор информации перестает быть востребованным. В системе образовательных услуг у него появ­ляется много новых миссий: он и инструктор, и духовный настав­ник, и полпред культуры, и собеседник, и воспитатель, и презен­татор. Для того чтобы соответствовать всем этим ролям, ему самому необходимо постоянно учиться, развиваться, осваивая новые ком­петентности, среди которых ведущая — коммуникативная.

Современный педагог должен также быть психологически и социально грамотным. Развитая эмпатия, способность к рефлек­сии, умение продолжительно и продуктивно работать в условиях эмоционального напряжения, артистизм и креативность, внешняя экспрессия и внутренняя культура — вот неполный перечень тре­бований к профессии педагога, способного управлять собой и поддерживать в аудитории творческую и деловую атмосферу, по­зволяющую участникам профессионального общения самовыра­зиться, раскрепоститься, максимально реализовать природный потенциал, работая в условиях сотрудничества.

Сегодня, как показывают исследования, в практике делового взаимодействия, претерпевающего серьезные изменения, наблю­даются следующие тенденции.

Во-первых, в деловой среде усиливается роль именно межлич­ностного общения. Например, исследователями деятельности эф­фективных генеральных менеджеров установлено, что работа со­временного руководителя — это главным образом общение (на 70—90 %), причем общение, которое в современных бизнес-коммуникациях называется «прогуливающимся менеджментом».

Во-вторых, в связи с развитием виртуальных форм взаимодей­ствия непосредственное общение коллег становится все более ми­нимизированным. Речь идет о таких явлениях, как «виртуальные переговоры», «виртуальная организация», «виртуальная сделка», «виртуальные рабочие места», «телеработа» (telework), «телеобмен» (telecommuting), «кибер-взаимодействие», а также Е-бизнес, или электронный бизнес (совершаемый через Интернет) и др. Здесь акцент делается на обмен информацией, на электронные комму­никации, а не на непосредственное взаимодействие деловых парт­неров. Известно также, что Интернет потеснил не только непос­редственное общение лицом к лицу, но и традиционную письменную речь — «бумажную переписку».

В-третьих, усиливается роль общения с клиентами и потреби­телями разнообразных услуг, в том числе и образовательных. Уче­ные считают, что наступает эра «экономики внимания», что в будущем деловое взаимодействие все в большей степени будет становиться совместной деятельностью по созданию услуг и ин­теллектуальных продуктов.

Многим современным педагогам  порой кажется дикой мысль о том, что они оказывают  студентам образовательные ус­луги, т.е. фактически относятся как бы к сфере обслуживания. Студент в данной ситуации становится клиентом, а клиент, как известно, требует особого уважения. Между тем это именно так. Причем образовательный процесс — прекрасный пример того, как услуга действительно производится совместными усилиями педагога  и студента. Для повышения ее качества необходи­мы взаимная компетентность и мотивация, соответствующее эф­фективное общение с обеих сторон.

Не случайно, поэтому и возникла потребность в тренинге педа­гогического общения. Соответствующие тренинговые программы должны научить педагога эффективно взаимодействовать со сту­дентами, коллегами, родителями, деловыми партнерами, с пред­ставителями общественности, конструктивно передавать инфор­мацию и добиваться реализации педагогических целей и удовлет­воренности студента, т.е. актуализируется проблема формиро­вания коммуникативной компетентности педагога. Достичь тако­го результата можно с помощью технологии тренинга.

Предлагаемое вниманию учебное пособие показы­вает, что педагогу необходимо знать об эффективном общении и как этому можно научиться. Оно посвящено тренингу педагоги­ческого общения — наиболее приемлемой для учебного процесса интерактивной имитационной технологии, не требующей длитель­ного времени для освоения и применения и востребованной пе­дагогической практикой. Преимущество тренингового обучения перед традиционным (лекции, семинары) заключается в модели­ровании реальных ситуаций педагогического общения, что дает возможность прямо на занятии (здесь и сейчас) обсудить с его участниками эффективные приемы и техники взаимодействия, вербальный репертуар, предложить различные упражнения и ро­левые игры для закрепления конструктивных навыков, освоения сценариев партнерского общения.

Пособие состоит из шести глав. Каждая глава содержит основ­ные выводы, вопросы для закрепления материала, литературу, а также мастер-класс, включающий тесты, упражнения, кейсы, тренинги, игровые задания, предназначенные для развития ком­муникативной компетентности.

 

 

 

 

 

 

1. Тренинг технология обучения и развития

1.1. История начала и развития трансформационных тренингов личностного роста в мире

    За последние 15 лет в нашей стране получило широкое распространение такое явление, как тренинги. Профессия тренера уже начинает рассматриваться как новая профессиональная единица, как новый профессиональный цех. При этом, как правило, в каждом конкретном случае после слова «тренинг» обычно следует термин, проясняющий тематику проводимого процесса. Таким образом, можно обнаружить, что диапазон областей, в которых проводятся тренинги, весьма широк. Так, например, имеют место тренинги продаж, тренинги персонала, командообразующие тренинги, тренинги успеха, тренинги различных качеств (уверенности, привлекательности, стрессоустойчивости, креативности и т.д.), а также бизнес-тренинги. И, конечно же, их основа – тренинги личностного роста.

История возникновения тренинга так же стара, наверное, как и обучение. Никто не может с точностью сказать, когда и где он возник. Одним из первых, кто всерьез начал заниматься тренингом и стал его применять, был американский писатель, педагог и психолог Дейл Брекенридж Карнеги, основавший сто лет тому назад одну из самых крупнейших мировых тренинговых компаний, которая успешно действует и до сих пор. Эти тренинги направлены на развитие уверенности в себе, в собственных силах, навыков выступления на публике, взаимодействия между людьми и многие другие достижения.  

Нельзя не отметить значительный вклад в эту форму обучения и известного социального немецкого и американского психолога Курта Цадека Левина, который на второй год после окончания  Второй мировой войны вместе с коллегами основал тренинговые группы, цель которых было повысить компетентность людей в общении.

 Ими было замечено, что участники от посещений получают реальную огромную пользу, анализируя свои собственные мысли и переживания в группе. В дальнейшем его талантливыми учениками была открыта в США Национальная лаборатория тренинга. 

 Сначала там проводили обучение управленческого персонала – руководителей, менеджеров и даже политиков, затем в пятидесятые годы были открыты группы, которые ориентировались уже на выяснение жизненных приоритетов и ценностей самого человека. Классификация тренингов понемногу увеличивалась.

 Уже позже, в семидесятых годах был разработан новый метод обучения, который получил название социально психологический тренинг. Его основателем был М. Форверг и его коллеги.  Тут уже основными средствами обучения выступили именно ролевые игры, которые включали в себя драматизацию некоторых событий, что способствовало формированию у человека эффективных коммуникативных навыков. На вопрос, какие бывают тренинги вообще, ответить довольно трудно.

1. 2. Тренинг как педагогическая технология

Тренинг - это метод активного обучения, целью которого является развитие знаний, социальных установок, умений и навыков.

Групповой тренинг– это обучение, направленное на формирование и развитие специфических знаний, умений, представлений, компетенций коллектива, необходимых для успешной работы в организациях.

Тренинг как технология обучения и развития

Тренинг как технология обучения способен выявлять потребности, формулировать цели и находить действенные способы их достижения. Разрабатывая тренинг, можно спрогнозировать его эффект и достичь именно намеченного, а не просто чего-то похожего. И наконец, тренинг является эффективным методом: благодаря специфике тренингового обучения, оно проходит в сравнительно короткие сроки и очень успешно. То есть хорошо спланированный тренинг – это оптимальный метод по соотношению затрат и результатов в целом ряде случаев.

Основной целью технологии тренинга, является оказание психологической поддержки студентам в процессе целенаправленного организованного группового взаимодействия.

Общая цель тренинга конкретизируется в частных задачах:

1) овладение определенными знаниями;

2) развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

3) диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

4) формирование социально-коммуникативной компетентности, развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

5) обучение рефлексивным умениям;

6) стимулирование потребности в саморазвитии.

Основные функции тренинга

Тренинг как технология обучения в общем виде может выполнять такие функции:

- диагностическую – то есть выявление зон, которым необходимо развитие или коррекция, собственно обучающую – то есть передача нового опыта, будь то знания, умения и навыки, или формы поведения и установки;

- командообразование – проходя совместное обучение, студенты как правило спонтанно начинают чувствовать себя сплоченнее;

- психотерапевтическую – это является эффектом групповой динамики, действий тренера и самой тренинговой ситуации.

             Любая образовательная технология = тренинг включает три обязательных стадии: подводка (размягчение) - новый материал (вкладка нового) - закрепление (замораживание). 


Подводка

Новый материал

Закрепление

подводка
увертюра
вступление

кульминация
тема
основная часть

финал
кода
заключение

Эта триада многократно опробована в самых разных областях: литературе, драматургии, религиозной деятельности, музыке. Причина - инертность психики человека: любой тренинг - вкладка чего-то нового, поначалу чуждого человеческой психике. Для того чтобы это новое вложить в сознание-подсознание, необходимо "подготовить почву", размягчить сознание, вложить, а затем заморозить обратно. 

1.3. Виды тренингов

             Тренинг предполагает получение и реализацию участником позитивных установок; опору на положительные качества собеседника и признание его достоинств.

               В самом общем плане все разновидности тренингов направлены на стимулирование того положительного, что заложено в каждом человеке, на выработку жизненных умений и навыков позитивного отношения к себе и своим (и партнера) возможностям, и достижение на этой основе облегчения процессов общения, ученья и труда.

                 Поэтому по целевым аспектам тренинги подразделяются на диагностические, обучающие, воспитывающие, развивающие, корректирующие, терапевтические, саморегуляции и т.д.

                   Различают тренинги индивидуальные, межличностные, групповые и межгрупповые; по временным масштабам – короткие, средние и тренинги-марафоны.

                     Далее можно выделить следующие виды тренингов:

по области смежности наук: социально-педагогические, психолого-педагогическиеи психофизиологические;

по методическим формам: тренинги-игры, дискуссии, упражнения, экспликация, этюд, психодрама, ситуация, тест и т.д.

по методическому подходу: манипулятивные, гуманистические, социально-реалистические, трансцендентные, рефлексивные, нерефлексивные.

               В основе тренинга как акта развития и социализации личности лежат те или иные психические процессы и научные механизмы объяснения. При этом направленность психологического воздействия может быть интрапсихической (на внутренний мир личности) или поведенческой (взаимодействие с внешним миром). В соответствии с этим тренинговые технологии делятся на перцептивные, коммуникативные, когнитивные, психоаналитические, гештальт-тренинг, тренинг трансактного анализа, бихевиоральные, интерактивные, трансперсональные и др.

                 По социальной направленности: коммуникативные, когнитивные и тренинги социализации.

                 Коммуникативные тренинги. Наиболее распространены в системе образования групповые тренинги общения (коммуникативные). Они базируются на представлении, что большинство эффективных изменений в поведении и установках людей происходят в групповом взаимодействии.

                    Механизмом изменения человека выступает объективизация поведения. Человек в естественных жизненных ситуациях ведет себя зачастую неадекватно, то есть не в соответствии с тем смыслом, который имеет данная ситуация, даже не в соответствии со своими же внутренними пожеланиями, с ожиданием партнера. Групповое влияние может помочь ему осознать неадекватность своего поведения, дать ему ориентировочные основы для развития уровня взаимодействия с другим человеком. Уже выработанные приемы закрепляются в проигрываемых в группе подобных ситуациях. Считается, что затем они переносятся в контекст реальной жизни, способствуя развитию коммуникативных умений человека.

                    Разновидностей тренинга коммуникативности довольно много, чаще всего каждый из них решает один из целевых ориентиров по расширению коммуникативной компетентности личности.

                  Тренинги сплочения группы (коллективизма) начинаются от «знакомства» до разработки общего «дела»; их цель – научить людей координировать свои действия с действиями коллег.

                 Тренинги лидерства направлены на демонстрацию вариантов поведения, необходимых руководителям: мотивация подчиненных, делегирование полномочий и др.

                 Тренинги делового общения концентрируют внимание участников на приемах установления позитивных контактов во время переговоров.

                  Тренинг управления конфликтом позволяет скорректировать поведенческие навыки в конфликтной ситуации, осознать и принять стратегию сотрудничества при решении инцидента, увидеть, предупредить конфликт, защитить себя от конфликтной личности.

                 Когнитивные тренинги включают упражнения по диагностике, развитию и коррекции разнообразных психических функций (внимания, памяти, воображения, эмпатии и т.д.), формированию общеучебных умений и навыков (ОУУН), предметных учебных умений, сознательной саморегуляции, выработке индивидуального стиля поведения и деятельности.

       Можно выделить и группу чисто педагогических (учебных) тренингов, куда войдут практически все упражнения (дидактические и частично воспитательные), предполагающие повторение, закрепление (репродуктивное и творческое) в знаковой и двигательной памяти каких-либо паттернов. Примеры: упражнения на формирование навыков чтения, письма, устного счета, черчения, произношения и т.д.

Когнитивные тренинги совершенствуют механизмы ориентации в смыслах деятельности и отношений, элементы обобщения и категоризации, воображения и идентификации.

Тренинги социализации представляют собой подготовку к встречам с окружающей жизнью (как текущей, так и будущей), направлены на социализацию студентов. При этом развиваются как адаптационные способности ребенка (сензитивности, самоопределения, здоровья, защищенности и др.), так и автономизационные (самоутверждения, конкурентоспособности, самовыражения, самовоспитания, саморегуляции).

Социально-ролевые тренинги помогают человеку в освоении принятых в общности социальных норм и считающихся продуктивными способов поведения и взаимодействии. Техники социального тренинга в большей степени направлены на отработку общих проблем и приемов, чем на раскрытие индивидуальности, то есть в большей степени ориентированы на развитие рефлективных свойств человека и саморегуляции посредством обратной связи с группой.

В социально-ролевыхтренингах часто применяются игровые элементы, способствующие раскрепощению группы, снятию напряжения, созданию доброжелательной атмосферы.

Тренинг уверенности в себе позволяет избавиться от страхов, обрести уверенность в своей уникальности.

Применяются и элементы психодрамы – психотерапевтического метода (Дж. Морено), который использует инсценирование личного опыта через проигрывание ролей в группе. Следует учитывать психотерапевтический характер психодрамы. В случае, когда затрагиваются личностно-значимые для человека жизненные ситуации, конфликты, может приводить и к негативным последствиям в руках не очень чуткого и неопытного ведущего. Здесь необходимо руководство опытного психолога.

Психотерапевтическая деятельность и тренинги, которые впервые возникли в дефектологии применительно к вариантам аномального развития.

Термин «коррекция» подразумевает целенаправленное психологическое воздействие на человека, чтобы привести его психическое состояние в соответствие с нормой. Это означает внешнее, постороннее вмешательство.

Если речь идёт о тренингах развития самосознания илиличностного роста, то смысл психологических игр в этом случае иной. Тренинг развития самосознания ориентирован на помощь людям через игру.

Тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни.

Предлагаемая образовательная модель отличается от традиционной тем, что она даёт знания в ощущениях. Наглядным сравнительным примером может послужить обучение езде на велосипеде по книге и сама практика управления этим средством передвижения. Основной фокус в тренинге направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром: взаимодействие человека в команде, результативность в партнерстве, с клиентом. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями и приоритетами в жизни.

1.4. Особенности организации и методики тренинг технологии

Тренинговые группы (Т-группы)– это небольшие временные объединения людей, имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и раскрытия, формируются в составе 5 -25человек. Тренинговая группа работает наиболее продуктивно, если она закрыта, т.е. работает постоянный состав участников, тогда в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников.

Совместная деятельность в тренинге строится по законам общения. Студент здесь – не объект воздействия, а субъекты процесса. Благодаря этому идёт открытое общение, а отнюдь не навязывание знаний и оценок взрослого.

В помещении для занятий должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы по3-5человек, по7-8человек, а также для уединения. Это возможно лишь в том случае, когда стулья, столы и другая мебель, используемая для тренинга, могут легко перемещаться, а помещение должно быть достаточно просторным.

Немаловажным условием успешности работы является  оборудованность занятий техническими средствами (видеокамерой, магнитофоном, видеомагнитофоном, диапроектором), игрушками, карточками, красками, бумагой, хорошей учебной доской и цветным мелом (либо фломастерами), художественными репродукциями. Тренинговый метод базируется на воображаемых ситуациях, и предметно-техническое обставление должно способствовать работе воображения, психологической раскрепощенности, образному представлению как опоре абстрактного мышления.

Наибольший эффект достигается при работе крупными временными блоками – погружениями на 3-4часа или даже более за одно занятие. Это обусловлено тем, что много времени теряется на «размораживание» участников, их эмоциональное вхождение в групповые процессы. Наиболее глубокое погружение в необычную «тренинговую реальность» достигается, если тренинг длится 5-6 и более дней.

В условиях техникума тренинговые группы вполне вписываются в рамки  расписания (лучше проводить сдвоенные уроки).

Микротренинги (одноразовые) могут быть скомпонованы в целостную систему (тренингмарафон), в которой каждый последующий логически вытекает из предыдущего, закрепляет и развивает достигнутый уровень, как в содержательном плане, так и в плане выявления способностей студентов,  создания условий для их реализации.

В течение учебного года студент осваивают различные формы организации тренинга: разновидности ресурсного круга, работу в паре, тройке, четвёрке. Для конкретных задач имеются подробные методические разработки сценариев и рекомендации по проведению тренингов, где определена последовательность шагов педагога  и студента. Основное внимание уделяется развитию коммуникативных умений, так как эффективное общение способствует успешному развитию. Чёткий алгоритм действий помогает осмыслить итоги каждого шага и выйти на запланированный результат.

Этапы тренинга

В каждом тренинге различают три этапа:

1) подготовительный,

2) основной (собственно тренинг),

3) рефлексивный.

Подготовительный этап тренинга необходим, чтобы создать атмосферу доверия, взаимоуважения, а также мотивацию студента на предстоящую работу. Для создания благоприятного психологического климата используются различные способы: музыкальное оформление, соответствующий теме визуальный ряд, интерьер, знаки внимания и т.д. Важно, чтобы всё это было новым, необычным, значимым для студента. Ведущий предупреждает возможные неудачи, выражает надежду на успех («У вас всё получится... Если возникнут трудности, мы разберёмся вместе...»).

Необходимо снять все физические и психологические зажимы, обеспечить психологическую раскованность всех участников занятия.

На подготовительном этапе тренинга более активен педагога (экстраактивный режим). Работа строится в форме беседы, диалога. Хорошо, если в речи педагога будут звучать визуальные, аудиальные, кинестетические фразы, это сделает речь ясной, звучащей, живой, позволит достичь взаимопонимания, вызовет интерес к теме.

От ведущего требуются большая психологическая гибкость, внимание и готовность переключаться на различные режимы межличностного взаимодействия. Должны быть созданы условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душевным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках тренинга, помогать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку.

Оценка студента ведущим должна поднять каждого участника в собственных глазах, укрепить положительную репутацию в коллективе одногруппников.

На основном этапе тренинга инициатива постепенно переходит к студентам (возрастает интерактивность).

Тренинговая программа не имеет однозначного алгоритма ввиду вариативности ее содержательного исполнения, но психологически состоит из трёх взаимосвязанных фаз.

Первая фаза направлена на осознание участниками своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе. Она содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих представлениях о самом себе, переживаниях, мыслях, привычных способах поведения.

Вторая фаза направлена на осознание участниками себя в системе делового и личностного общения и оптимизацию межличностных отношений с окружающими (друзьями, коллегами, администрацией, членами семьи и т.д.). Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, её социально-перцентивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии.

Роль ведущего на этой фазем этапе – направляющая, поддерживающая, корректирующая. Он наблюдает за самостоятельной работой ребят, анализирует успехи и неудачи в их общении, оказывает поддержку. При работе студентов в паре, в четвёрке возможны микроконфликты, которые могут отрицательно повлиять на дальнейшую деятельность группы. Поэтому важно контролировать ситуацию, вовремя прийти на помощь, подвести ребят к компромиссу, взаимной уступке, апеллируя к их достоинствам, призывая к совместному поиску выхода из ситуации.

Третья фаза ориентирована на осознание участниками себя в системе деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этой фазе основной упор делается на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа своей деятельности, а также на способы высвобождения своего творческого потенциала.

На заключительном этапе (этапе рефлексии, интраактивности) педагог и студент анализируют и оценивают результаты работы.

В тренингах большее значение имеет не сам игровой процесс, дарящий участникам массу положительных эмоций и открывающий каналы творческой инициативы и спонтанности, а осмысление, рефлексия происходящего после игры.

Характеристика деятельности студентов и взрослых в ходе тренинговой работы включает в себя следующие компоненты

Алгоритм (этапность) тренинговой работы

 

Компоненты тренинга

Деятельность взрослых

Деятельность студентов

Подготовительный этап

Создание положительного эмоционального фона. Снятие эмоционального напряжения. Сплочение группы.

Ослабление степени напряжения и тревоги. Установление контакта со сверстниками и взрослым. Возникновение положительных эмоций.

Основной этап

Коррекционно-развивающая работа в зависимости от проблемы. Проведение игр и упражнений с учетом психодимических свойств личности. Использование техник (арт-терапия и др.). Организация продуктивных видов деятельности.

Активное, добровольное участие. Решение личностных проблем в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.  

Заключительный этап

Закрепление полученных навыков и знаний. Снятие у студентов эмоционального, мышечного и интеллектуального напряжения (релаксация). Стимулирование счтуетов к анализу процесса общения, осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимодействия. Обучение студентов навыкам рефлексии

Анализ процесса общения. Оценка происходящего. Саморефлексия.

Формы тренинговых процедур

Игры, игровые ситуации

Существует глубокая связь между тренинговыми процедурами и детскими играми. Их объединяют не только формы (инструкции ведущего, правила, соревновательный характер, непредсказуемость итога, приоритет процесса над результатом и т.д.), но и глубинный духовный смысл творческого проживания, порождающего новый опыт.

Для большинства тренингов основное действие – это игра, позволяющая студенту, подростку быть самим собой, возвышаясь до Я-творческого. Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий. Они позволяют увидеть участников группы в поведенческом аспекте.

Игра создаёт новую модель мира (миф), принимаемую её участниками. В рамках этой модели задаётся новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, время «спрессовывается», до краёв наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями.

Игра – это одновременно как бы и хранилище норм, сберегающих устойчивость бытия, и школа социализации, готовности к непредсказуемости жизни. Именно эта игровая особенность позволяет студенту найти способ объединения эмоционального и рационального компонентов Я, примирить тенденцию Я к самоутверждению через расширение границ своего влияния и тенденцию следовать социальным ограничениям.

Сильным психологическим воздействием обладает своеобразный игровой элемент – ритуал, то есть установленный традицией порядок определённых действий, играющий роль «магической» (т.е. способной осуществить смену определённых установок) знаковой системы. Для этого ритуал должен соответствовать той мифологии, которую принимает данный конкретный человек (группа).

Ритуал – это своего рода поведенческая метафора, в которой одни предметы или действия заменены другими, т.е. выступают в значении других.

В игре включаются механизмы психологической защиты – замещение, вытеснение, сублимация. Динамика замещения в игре развёртывается в пространстве, подлежащем контролю и экспериментированию.

Групповая дискуссия

Дискуссия – основной психокоррекционный метод развития коммуникативных навыков. Традиционно выделяют три типа групповой дискуссии: с биографической ориентацией, в которых происходит анализ трудностей личной жизни каждого участника; тематические дискуссии, в них разбираются темы, актуальные для всех членов (например, «Конфликты с покупателями», «Кассир и покупатель»); дискуссии с ориентацией на взаимодействие, основу которых составляют моменты взаимодействия участников (отношения, взаимные реакции).

Целью групповой дискуссии является коллективное решение проблем организации деятельности и общения.

Анализ конкретных ситуаций

Ситуация обозначает любую совокупность обстоятельств, в которых может оказаться человек.

В ходе анализа каждый участник уясняет свою точку зрения, разговор по поводу ситуации способствует развитию у них инициативы и навыков социальной чувствительности.

Проективное рисование

Данный метод является средством координирования личностью своих коммуникативных навыков.

Проективное рисование помогает интерпретировать и диагностировать затруднения в общении. В нем выделяют:

      –свободное рисование, когда каждый рисует, что хочет;

коммуникативное рисование, когда рисуют в парах, общаются с помощью образов, линий, красок;

дополнительное рисование, когда рисунок идет по кругу участников: начинает один, другой продолжает, последний заканчивает;

совместное рисование, когда все рисуют на одном листе.

Психогимнастика – это специальный курс, занятия в котором направлены на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сфер.

Основным содержанием психогимнастических упражнений является отработка навыков снятия эмоционального напряжения и образной передачи чувств.

Музыкальная психотерапия

Возможность использования музыки в психотерапевтических целях обосновывается тем, что в процессе восприятия происходит не только музыкальное развитие личности, дальнейшее формирование творческого воображения, эмоциональной сферы и эстетических потребностей, но и улучшение психического состояния посредством релаксации, катарсической разрядки.

Телесное состояние медитирующего — расслабленность; психическое состояние — приподнятость и отрешенность.

Психотехники

Наполнение программы психотехниками и упражнениями меняется в зависимости от различных факторов, а также особенностей групповой динамики в данной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Применение тренинг технологии на уроках междисциплинарных курсах и учебных дисциплин по специальности  38.02.05. Товароведение и экспертиза качества товаров

Тренинг для товароведов – это  мероприятие, внедряющее на занятиях систему обучения по работе с покупателями.  Тренинг товароведов предполагает адаптацию  к конкретному товару и к определенной целевой аудитории.  В ходе тренинга вырабатываются  и осваиваются техники обслуживания покупателей в торговом зале: от фраз, которые говорить для вступления в контакт до способов завершения сделки. 

В тренингах акцент делается на живое общение, на невербальное воздействие на покупателя, развиваются навыки чтения языка тела,  понимания реакций клиентов, прогнозирования поведения посетителей.   Кроме того, внимание уделяется эмоциям товароведа (продавца) и покупателя, развитию умений управлять собой и настроением другого человека, сглаживать напряженные ситуации, разрешать конфликтные ситуации с покупателями, противостоять манипуляциям покупателей. 

2.1. Тренинг упражнения по ПМ.03. Организация работ в подразделении организации

Тема: Командообразование

1.                                         Упражнение «Повернуться в одну сторону»

                                 Участники свободно рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее 70-80 см, и встают лицом одном направлении (например, все стоят лицом к двери). Далее по хлопку ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, разговаривать об этом нельзя. После прыжка участники смотрят друг на друга (при этом можно общаться с помощью мимики и жестов, но не слов) и по очередному хлопку, вновь закрыв глаза, совершают следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее. Задача: после очередного прыжка все участники должны приземлиться, повернувшись лицом все в одну сторону (не важно, в какую именно).

Обсуждение: Что вызывало трудности в начале упражнения? Можно полнить упражнение, действуя по принципу «каждый сам за себя»? Какие действия обеспечили успешное выполнение этого задания? Каким образом вы поняли замысел других участников и передали им свой замысел?

Время проведения: 10 минут.

2.                                    Упражнение «Прирожденный лидер»

Перед началом упражнения необходимо сделать искусственные препятствия по всему пространству кабинета. Расставить парты и стулья в хаотичном порядке.

Ведущий: «В каждом коллективе есть лидер. Это тот человек, который направляет, воодушевляет, распределяет обязанности. Как правило, лидер знает цель лучше всех и лучше всех видит перспективу, определяет пути развития. Сейчас мы проверим способности нашего лидера и степень взаимопонимания лидера и коллектива». Инструкция: все участники выстраиваются друг за другом в колону. При этом лидер (староста группы) становится позади колоны лицом назад. Тот человек, который стоит впереди колоны идет вперед, а лидер направляет его. Колона должна слушаться лидера, а задача лидера – выбирать направление, чтобы достигнуть цели.

Время проведения: 10 - 15 минут.

3.                                  Упражнение «Город группы»

Данное упражнение предполагает одновременное рисование в пределах общей территории: города группы.

Ведущий: «предлагаю нарисовать город нашей группы и поселить себя в нем. В городе может быть инфраструктура – кафе, магазины и т.д. В черте города может быть лес, река, озеро, парк. Не ограничивайте себя в творчестве» (на выполнение задания отводится 20 минут). После того, как участники закончат рисовать, рисунок «города группы» кладется в центр круга. Обсуждение:

·                     Почему ты выбрал данное место для "строительства" своего дома?

·                     Ты поместил себя в центр листа на краю? Почему?

·                     С кем рядом ты построил свой дом?

·                     Участники "поселили" свои персонажи в свои дома или в построенные кем-то другим? И почему?

·                     Какую лепту ты внес в общий рисунок?

·                     Какую роль ты выполнял в процессе работы? Какую роль выполняли другие? Выявился ли лидер в процессе работы?

·                     Комфортно ли тебе было работать с одногруппниками?

Реквизит: ватман, цветные карандаши, фломастеры.

Время проведения: 30 минут.

4.                                      Упражнение «Скалолаз»

Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных вперед рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача игрока – пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями участников. Проведение упражнения удобнее организовать в форме цепочки - участники с одного конца «скалы» поочередно пробиваются к другому, где вновь «встраиваются» в нее. После выполнения задания участники садятся на свои места, и идет обсуждение: Какие чувства возникали у водящих и участников, образующих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?

Время проведения: 5-10 минут.

Тема: Конфликтология

1.          «Конфликт нападающего и защищающегося»

Цель: Дать возможность глубже почувствовать собственную позицию в конфликте; актуализировать психологическое переживание конфликта.

Инструкция: Сядьте лицом к лицу с партнером и решите, кто из вас будет играть роль «нападающего», а кто – «защищающегося». Затем ведите диалог. Твердо стойте на своей позиции, старайтесь не сдаваться. Если вы «нападающий», говорите своему партнеру, как он должен вести себя и что должен делать. Ругайте и критикуйте с позиции явного превосходства и уверенности в себе. Если вы «защищающийся», постоянно извиняйтесь и оправдывайтесь. Говорите своему партнеру, как вы стараетесь, как хотите угодить и как что-то мешает вам выполнить его требования. Через пять-десять минут завершите эту часть опыта.

Поменяйтесь ролями. Постарайтесь полностью испытать власть, авторитет «нападающего» или манипулирующую пассивность «защищающегося». Через пять или десять минут остановитесь. Поделитесь своими переживаниями. (Одни члены группы могут отметить, что они чувствовали оживление, играя роль «нападающего», другие могут отметить, что чувствовали себя уверенно в роли «защищающегося».) Сравните сыгранные вами роли с вашим способом действия в реальной жизни.

Обсуждение. Что вы чувствовали? Изменилось ли это ощущение и как? Какую роль вам было играть легче, как вы думаете почему?

2.                 Упражнение « Гляделки».

Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.

Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один – давит на ладони, другой – сопротивляется. Затем поменяться местами.

- Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?

- В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?

- В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?

 

 

3. Просьба"

Инструкция: "Как много зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого по существу зависит – "быть или не быть". А между тем, существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы. Ну, давайте попробуем. 
Выберите себе партнера и пока, в порядке шутки, попросите его о чем-нибудь. Попросите у него на время, например, очки, авторучку. Можно что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и у совсем незнакомого человека. Если ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета и значимости, ваши шансы повышаются. Это, конечно, размягчит сердце партнера. Известно, что когда к мужчине обращается с просьбой женщина, можно ожидать большего успеха. Если за просьбой следует тут же, еще до получения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящую услугу, уже трудно отказать. Итак, давайте попробуем. Выберите себе партнера, подойдите к нему, присядьте рядом и попробуйте, может быть, начиная издалека, попросить у него что-нибудь. Пожалуйста, начали. Теперь просьба каждому - подойти к ведущему со своими трофеями. Разумеется, их придется вернуть, но первенство все равно сохранится за тем, кто набрал больше всего трофеев".

Тема: Стрессоустойчивость

1.                 Упражнение: «стряхните» с себя напряжение

 

Встаньте, расставив ноги на ширину плеч и слегка согнув их в коленях. Встряхивайте руками, ногами, головой и плечами в течение 10 мин. Просто стряхните с себя все напряжение прошедших часов, освободитесь от него. В заключение сядьте в спокойный уголок и в течение пяти минут наблюдайте за своим дыханием.

При дыхании применяйте ту технику, которая Вам наиболее приятна: попеременное дыхание через разные ноздри, счет вдохов и выдохов или отслеживание вдыхаемого воздуха в теле. Поэкспериментируйте немного и просто выясните, какая из этих техник для Вас лучше.

Многим людям в движении легче переключиться с внешнего мира на внутренний. Упражнение на «встряхивание» помогает стряхнуть с себя тягостные мысли, контраст между движением и остановкой в этом случае не столь явен, как в некоторых других упражнениях.

2.     Упражнение «Я и стресс»

Цель. Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.

Содержание. Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (по числу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов.

 Инструкция тренера группе. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок „Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме — реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите». Участники рисуют в течение 4-5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.

Вопросы, которые может задать тренер.

Посмотрите внимательно на свой рисунок.

1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?

2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.

3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?

4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — стресс. Почему?

5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?

6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.

8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке — дорисуйте их.

9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?

11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «Стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и, основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.

Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающимвысказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна работа на тренинге.

Рекомендации тренеру. Поскольку данный тест проводится в начале тренинга, то тренер может обратить внимание участников на то, что большую часть нашей профессиональной жизни мы используем левое полушарие, которое отвечает за логические действия. Во время рисования мы активизируем наше правое образное полушарие. Поэтому психологи считают, что процесс рисования является оздоровительным уже сам по себе, и неслучайно рисование широко используется в психологической практике.

2.2. Тренинг упражнения по ПМ.04. Выполнение работ по одной или несколькими профессиям рабочих, должностям служащих

Профессия «Продавец, контролер – кассир»

 Упражнение “Начало разговора”

Цель

Задача этого упражнения в том, чтобы участники своим опытным путем подошли к логике и структуре представления.

Время

20-25 минут

Количество участников

6-14 человек

Теория

Мы подразумеваем, что приветствие осуществляется по схеме «5Я»:

·        1. Кто «Я»

·        2. Откуда «Я»

·        3. Зачем «Я»

·        4. С кем «Я»

·        5. Насколько времени «Я»

Упражнение представлено для продавцов занимающихся активными продажами. Ничто не мешает переделать его под стандарты любой компании и любого представления.

Ход упражнения

Вызываем участника из группы и даем ему задание представиться, так, как он представляется в торговой точке.

Вдвоем разыгрываем представление. Ведущий играет «человека» в магазине.

Если участник не использует в представлении какой-либо шаг из 5-ти – ведущий его «зарубает». Например, если участник не спросил кто ответственный за закупки  тогда, ведущий его выслушивает и говорит, приходите позже, когда придет директор, а я грузчик. Если участник не спросил наличие времени, то вы ему не предлагаете присесть, а после того как он скажет пару фраз, говорите что у вас нет времени. И т.п.

После ведущий проводит разбор у флип-чарта – что получилось, что нет у этого участника.

После разбора ведущий вызывает следующего добровольца, и вызывает их до тех пор, пока все необходимые шаги не будут выписаны на флип-чарт.

Обсуждение

Когда мы спрашиваем участников о том, что им понравилось/не понравилось в выступлении того или иного игрока, группа в добавок к «шагам», называет какие-то личностные качества, например – уверенность, дружелюбие и т.п. Если у вас получился именно такой список, вместе с участниками сгруппируйте выписанное по двум категориям:

·        Логическая составляющая представления.

·        Эмоциональная составляющая.

Упражнение “Людоеды”

Цель

Упражнение вызов для этапа выявления потребностей.

Время

25-30 минут

Размер группы

6-14 человек

Инструкция

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две группы.

·        Разделились.

Прошу одну команду выйти за дверь, через минуту я выйду к вам и дам подробную инструкцию.

·        Обращаемся к тем, кто остался.

Наша игра называется «Людоеды». И вы в этой игре людоеды. Только что потерпел аварию самолет, и вы взяли нескольких спасшихся пассажиров

Вы свирепое племя людоедов, проживающее на тропическом острове. Некоторые из вас (вожди племени) в свое время учились в Москве, в университете Патриса Лумумбы, поэтому:

·        Вы понимаете по-русски

·        Вы готовы оставить в живых лишь тех из чужеземцев, кто окажется полезен для Вашего племени.

Определитесь с чем-то одним, с тем, чем вам могут быть полезны чужеземцы.

Каждый из чужеземцев выступит перед Вами с доказательством собственной нужности для племени. У каждого есть 3 минуты на выступление (вы сами регулируете время)

Ваша задача: В конце всех презентаций Вы объявите чужеземцу, оставите вы его в живых или съедаете.

·        Инструкция для тех, кто спасся.

Вы – один из немногих пассажиров, спасшихся после крушения океанского лайнера. Вам и Вашим товарищам удалось вплавь добраться до ближайшего тропического острова. Как выяснилось, на острове проживает свирепое племя людоедов. К счастью, некоторые вожди племени в свое время учились в Москве, в университете Патриса Лумумбы, поэтому:

·        они понимают по-русски

·        они готовы оставить в живых тех из вас, кто окажется, полезен для племени.

Каждому из вас предстоит выступить перед вождями и доказать собственную нужность для племени. У каждого есть 5 минут на подготовку выступления и 3 минуты на само выступление.

Дебрифинг

·        Вопрос к тем, кого съели – как вы думаете, почему так получилось?

·        Стоило ли сразу предлагать что-то племени, не выяснив того, что им может быть нужным?

·        Как можно было узнать, чем вы будете полезны племени?

            Упражнение «Тетушка из Бразилии»

Цель

Вызов к теме «Анализ нужд и потребностей»

Время

25-35 минут

Размер группы

6-14 человек

Инструкция

Разделите группу на три команды.
К вам в город приезжает бывшая его жительница, ныне богатая гражданка Бразилии, уехавшая туда еще в далеком детстве. Сейчас она хотела бы чем-то помочь своей “малой родине”, с которой ее когда-то увезли во время революции, и готова рассмотреть любые предложения. У нее есть 2 миллиона долларов, которые она готова инвестировать в Ваш проект.

Вам, группам, предлагается создать свои предложения и вступить в процесс общения с потенциальным кредитором.

Игра будет происходить в два раунда и каждая группа сможет дважды пообщаться с тетушкой. На один разговор вам будет выделено 3 минуты.

Команды готовят по одному представителю на каждый раунд. Между раундами у вас будет 5 минут на то, чтобы скорректировать свой проект. Перед каждым раундом, те люди, которые будут общаться с тетушкой выходят из аудитории и возвращаются только по моему приглашению для разговора с тетушкой.

Дополнительная легенда для тетушки

У тетушки есть дополнительная легенда, которую она откроет участникам, спросившим «Зачем вы хотите вложить деньги?>» (или что-то вроде этого вопроса, выявляющего интересы тетушки). Суть легенды – тетушка точно знает, что сейчас в городе живет ее внучатый племянник, лет 17-20. ЕЕ мечта, чтобы реализуемый проект как- то улучшал жизнь 17-20 летних людей в этом городе. Она скромна и не хочет, чтобы ее имя как-то пропагандировалось в рамках этого проекта, она не хочет, чтобы проект превратился в бизнес, для нее важна идея общедоступности через благотворительность.

Дебрифинг:

·         Как вы себя чувствуете?

·         Что сейчас происходило?

·        Как вы считаете, какой проект выберет Тётушка? Почему?

Упражнение “Сервисное обслуживание”

Цель

Упражнение в качестве вызова подойдет к теме сервисного обслуживания или работы с недовольным клиентом.

Время

20-25 минут

6-14 человек

Инструкция

Для следующего упражнения разделимся на две команды.

·         Инструкции для дальнейшей работы командам нужно дать раздельно. И лучше будет если они поработают в разных аудиториях.

Команда 1 в течение 15 минут готовите характеристику клиента, покупающего технику и рисуете его портрет на флип-чарте.

Команда 2  в течение 15 минут готовите рисунок и характеристику клиента приходящего в сервис центр. На флип-чарте нужно нарисовать его портрет.

Дебрифинг

Дебрифинг нужно строить отталкиваясь от разницы в получившихся портретах… одного и того же клиента.

Упражнение “Три капитана”

Цель

Упражнение демонстрирует важность в продажах такого качества, как настойчивость.

Время

15-20 минут

Размер группы

12-18 человек

Инструция

Для следующего упражнения мне нужны три добровольца.

Представьте себе, что вы живете на необитаемом острове. Известно, что через некоторое время этот остров уходит под воду и перестает существовать. И так случилось, что мимо этого острова проплывают три корабля, которые временно причалили, но через некоторое время обязательно уплывут. Ваша задача в течение 10 минут, получить от капитанов согласие взять вас на корабль. Согласие получается в виде подписи капитана корабля. Для этого вам нужен будет какой-либо листочек для сбора подписей. При этом важный момент связан с тем, что количество подписей тем оно лучше для вас. Подумайте как вы будете получать эти подписи, а мы с капитанами – добровольцами пока выйдем.

·         Выходим с добровольцами за дверь, для того, чтобы остальная группа не слышала инструкции.

Капитаны, ваша задача давать подпись на каждое пятое обращение. Но не говорите никому, почему вы ставите подпись.

·         Возвращаемся.

Дебрифинг

·         Давайте так, я буду называть количество подписей, и будут поднимать руку те, у кого их столько, сколько я назвал.

·         У кого их 0?

·         У кого их 1?.. 2?.. 3?

·         Как вы себя чувствуете? Что вы думаете о капитанах?

·         Я вам сейчас скажу принцип, по которому капитаны ставили подписи, а вы мне скажете, почему это справедливо. Капитаны ставили подпись на каждое пятое обращение.

·         В каком смысле это упражнение справедливо к работе в продажах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003.

2.Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. – Спб.: Питер, 2002.

3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987.

4. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. - М.: Просвещение, 1993.

5. Викентьев И.Л., Последовательность этапов при обучении ТРИЗ и отдельные педагогические приемы.

6.Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. – М.: Сентябрь, 2002.

7.Гузеев В.В. Организация урока в форме проблемного семинара // Народное образование. – 2002. – № 8.

8.Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.

9.Джексон П. Импровизация в тренинге. – СПб.: Питер, 2002.

10.Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В. Петрусинского. – В 4-хкн. – М.: Новая школа, 1994.

11.Кавсарский Б.Д. Психотерапия. – М., 1985.

12.Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность.М.:ВЛАДОС,2001

13.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: КАРО,

14.Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. – М.: Просвещение, 2003.

15.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2003.

16.Панфилов.А.П. Тренинг Педагогического общения. – М:Академия, 2004

17. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. - М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2001.

18.Поляков С.Д. Психопедагогика. – М., 1966.

19.Прутченков А.С. Социально-психологическийтренинг межличностного общения. – М.: Знание, 1991.

      20. Прутченков А.СТренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. – М.: Новая школа, 1993.

21.Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий. – М., 1993.

22.Прутченков А.С. Учим и учимся играя. – М., 1998.

     23.Прутченков А.СШкола жизни. Методические разработки социально-педагогических тренингов. – М.: Пед. общество России, 2000.

24.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы. – М.: Прогресс, 1990.

25.Рэйс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. – СПб.: Питер, 2002.

     26.Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М.:Изд-воИнститута Психотерапии, 2005.

27.Технологии открытого образования: Сборник материалов / Под ред. Н.П. Дерзковой. – М.: АПК и ПРО, 2002.

28.Технология критического мышления // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. – № 1.

29.Фопель К.В. Психологические группы. – М.: Генезис, 2004.

30.Фопель К.В. Создание команды. – М.: Генезис, 2004.

31.Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002.

32.Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии – М.: Педагогическое общество России, 1998.

Интернет – ресурсы:

https://studfiles.net/preview/5991050/page:6/

https://trainingtechnology.ru/free/

https://trainingtechnology.ru/free/

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство

Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство

Методическая разработка по теме: «Использование тренинг - технологий на уроках

Методическая разработка по теме: «Использование тренинг - технологий на уроках

СОДЕРЖАНИЕ Стр.

СОДЕРЖАНИЕ Стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном обществе компетентность в сфере общения ста­ла одной из главных составляющих высокого профессионального уровня

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном обществе компетентность в сфере общения ста­ла одной из главных составляющих высокого профессионального уровня

Во-вторых, в связи с развитием виртуальных форм взаимодей­ствия непосредственное общение коллег становится все более ми­нимизированным

Во-вторых, в связи с развитием виртуальных форм взаимодей­ствия непосредственное общение коллег становится все более ми­нимизированным

Не случайно, поэтому и возникла потребность в тренинге педа­гогического общения

Не случайно, поэтому и возникла потребность в тренинге педа­гогического общения

Тренинг технология обучения и развития 1

Тренинг технология обучения и развития 1

В дальнейшем его талантливыми учениками была открыта в

В дальнейшем его талантливыми учениками была открыта в

Основной целью технологии тренинга, является оказание психологической поддержки студентам в процессе целенаправленного организованного группового взаимодействия

Основной целью технологии тренинга, является оказание психологической поддержки студентам в процессе целенаправленного организованного группового взаимодействия

Эта триада многократно опробована в самых разных областях: литературе, драматургии, религиозной деятельности, музыке

Эта триада многократно опробована в самых разных областях: литературе, драматургии, религиозной деятельности, музыке

В основе тренинга как акта развития и социализации личности лежат те или иные психические процессы и научные механизмы объяснения

В основе тренинга как акта развития и социализации личности лежат те или иные психические процессы и научные механизмы объяснения

Тренинги сплочения группы (коллективизма) начинаются от «знакомства» до разработки общего «дела»; их цель – научить людей координировать свои действия с действиями коллег

Тренинги сплочения группы (коллективизма) начинаются от «знакомства» до разработки общего «дела»; их цель – научить людей координировать свои действия с действиями коллег

Социально-ролевые тренинги помогают человеку в освоении принятых в общности социальных норм и считающихся продуктивными способов поведения и взаимодействии

Социально-ролевые тренинги помогают человеку в освоении принятых в общности социальных норм и считающихся продуктивными способов поведения и взаимодействии

Если речь идёт о тренингах развития самосознания или личностного роста , то смысл психологических игр в этом случае иной

Если речь идёт о тренингах развития самосознания или личностного роста , то смысл психологических игр в этом случае иной

Это возможно лишь в том случае, когда стулья, столы и другая мебель, используемая для тренинга, могут легко перемещаться, а помещение должно быть достаточно просторным

Это возможно лишь в том случае, когда стулья, столы и другая мебель, используемая для тренинга, могут легко перемещаться, а помещение должно быть достаточно просторным

Основное внимание уделяется развитию коммуникативных умений, так как эффективное общение способствует успешному развитию

Основное внимание уделяется развитию коммуникативных умений, так как эффективное общение способствует успешному развитию

Оценка студента ведущим должна поднять каждого участника в собственных глазах, укрепить положительную репутацию в коллективе одногруппников

Оценка студента ведущим должна поднять каждого участника в собственных глазах, укрепить положительную репутацию в коллективе одногруппников

Третья фаза ориентирована на осознание участниками себя в системе деятельности и оптимизацию отношений к этой системе

Третья фаза ориентирована на осознание участниками себя в системе деятельности и оптимизацию отношений к этой системе

Основной этап Коррекционно-развивающая работа в зависимости от проблемы

Основной этап Коррекционно-развивающая работа в зависимости от проблемы

Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий

Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий

Кассир и покупатель»); дискуссии с ориентацией на взаимодействие, основу которых составляют моменты взаимодействия участников (отношения, взаимные реакции)

Кассир и покупатель»); дискуссии с ориентацией на взаимодействие, основу которых составляют моменты взаимодействия участников (отношения, взаимные реакции)

Возможность использования музыки в психотерапевтических целях обосновывается тем, что в процессе восприятия происходит не только музыкальное развитие личности, дальнейшее формирование творческого воображения, эмоциональной сферы и…

Возможность использования музыки в психотерапевтических целях обосновывается тем, что в процессе восприятия происходит не только музыкальное развитие личности, дальнейшее формирование творческого воображения, эмоциональной сферы и…

Применение тренинг технологии на уроках междисциплинарных курсах и учебных дисциплин по специальности 38

Применение тренинг технологии на уроках междисциплинарных курсах и учебных дисциплин по специальности 38

Обсуждение: Что вызывало трудности в начале упражнения?

Обсуждение: Что вызывало трудности в начале упражнения?

Почему ты выбрал данное место для "строительства" своего дома? ·

Почему ты выбрал данное место для "строительства" своего дома? ·

Твердо стойте на своей позиции, старайтесь не сдаваться

Твердо стойте на своей позиции, старайтесь не сдаваться

Просьба" Инструкция: " Как много зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою…

Просьба" Инструкция: " Как много зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою…

Встаньте, расставив ноги на ширину плеч и слегка согнув их в коленях

Встаньте, расставив ноги на ширину плеч и слегка согнув их в коленях

При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами

При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами

Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить?

Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить?

Во время рисования мы активизируем наше правое образное полушарие

Во время рисования мы активизируем наше правое образное полушарие

Если участник не использует в представлении какой-либо шаг из 5-ти – ведущий его «зарубает»

Если участник не использует в представлении какой-либо шаг из 5-ти – ведущий его «зарубает»

Прошу одну команду выйти за дверь, через минуту я выйду к вам и дам подробную инструкцию

Прошу одну команду выйти за дверь, через минуту я выйду к вам и дам подробную инструкцию

Дебрифинг · Вопрос к тем, кого съели – как вы думаете, почему так получилось? ·

Дебрифинг · Вопрос к тем, кого съели – как вы думаете, почему так получилось? ·

Дополнительная легенда для тетушки

Дополнительная легенда для тетушки

Команда 1 в течение 15 минут готовите характеристику клиента, покупающего технику и рисуете его портрет на флип-чарте

Команда 1 в течение 15 минут готовите характеристику клиента, покупающего технику и рисуете его портрет на флип-чарте

Выходим с добровольцами за дверь, для того, чтобы остальная группа не слышала инструкции

Выходим с добровольцами за дверь, для того, чтобы остальная группа не слышала инструкции

Список литературы 1.Анн Л. Психологический тренинг с подростками

Список литературы 1.Анн Л. Психологический тренинг с подростками

Прутченков А.С . Тренинг коммуникативных умений:

Прутченков А.С . Тренинг коммуникативных умений:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2021