Использование тренинговых технологии в рамках системно – деятельностного подхода на уроках математики.
Оценка 4.8

Использование тренинговых технологии в рамках системно – деятельностного подхода на уроках математики.

Оценка 4.8
Научные работы
doc
математика
10.08.2021
Использование тренинговых технологии в рамках системно – деятельностного подхода на уроках математики.
Сологубова Н.Б. Использование тренинговых технологий.doc

Использование тренинговых технологии в рамках системно – деятельностного подхода на уроках математики.

Учитель начальных классов

МАОУ «Лицей № 29» г.Тамбова

Н.Б.Сологубова

Предмет математики обладает большим знаньевым компонентом, поэтому достаточно сложно в его рамках осуществлять системно-деятельностный подход. Так как цели и содержание обучения во многом диктуются программой и учебником, но, на мой взгляд, есть два пути решения проблемы:

1) интеграция предметов, выстраивание межпредметных связей;

2) использование эффективных педагогических  технологий.

Для эффективной организации уроков закрепления, обобщения и систематизации знаний использую тренинговые технологии.

Уроки-тренинги – это уроки активной мыслеречевой деятельности учащихся, формой организации которых является групповая работа. В 1 классе – это работа в парах, со 2 класса – в группах.

Проведение тренинга дело непростое. От учителя требуется особое мастерство. На таком уроке учитель – дирижёр, задача которого умело переключать и концентрировать внимание учащихся. Главным действующим лицом на уроке-тренинге является ученик. Уроки – тренинги имеют следующую структуру:

1)    Постановка цели.

Учитель вместе с учащимися определяет основные цели урока, включая и социокультурную позицию, которая неразрывно связана с «раскрытием тайны слов». Каждый урок имеет эпиграф, чтобы понять его нужно «прожить урок».

Мотивация на работу подкрепляется в ресурсном круге. Задача учителя, чтобы каждый ребёнок почувствовал поддержку, чувство единения с классом, учителем. Это помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания.

2)    Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три варианта ответов. Выбор скрывает возможные типичные ошибки учащихся. Перед тем как приступить к выполнению заданий, дети проговаривают «правила работы», которые помогут им организовать диалог.

На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сравнивая их, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу. Для этого каждому придётся покопаться в багаже своих знаний. Знания выстраиваются в систему и становятся средством для доказательного выбора.

3)    Работа в парах (четвёрках)

При работе в группе каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (четвёрках) требует от каждого ребёнка активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Знания, полученные учащимися на уроках, становятся востребованными.

Важным моментом является принятие группового решения. Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создаёт условия для развития личностных УУД.

4)    Выслушивание классом различных мнений.

Предоставляя на этом этапе слово для высказывания различным группам учащихся, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли её в свою речь.

5)    Экспертная оценка.

После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.

6)    Самооценка.

Ребёнок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Этому способствует система вопросов:

-Внимательно ли ты слушал товарища?

-Смог ли доказать правильность своего выбора?

-Если нет, то почему?

-Что получилось, что было трудно? Почему?

-Что надо сделать, чтобы работа была успешной?

Таким образом, ребёнок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать своё понимание или непонимание, своё продвижение вперёд, формируются регулятивные УУД.

7)    Подведение итогов.

Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать своё понимание эпиграфа. Этот приём позволяет учителю выйти на проблемы нравственности, взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, позволяет учащимся воспринять учебную деятельность как свой социальный опыт.

Успешность и эффективность этой технологии возможна при высокой организации урока, необходимыми условиями которой является продуманность рабочих пар (четвёрок), опыт совместной работы учащихся. Пары или четвёрки должны формироваться из детей с различным типом восприятия, с учётом их активности. В этом случае совместная деятельность будет способствовать целостному восприятию материала и саморазвитию каждого ребёнка.

Уроки-тренинги разрабатываются в соответствии с тематическим планированием и проводятся за счёт резервных уроков или уроков повторения. За учебный год проводится от 5 до 10 тренингов в зависимости от класса.

В системе тренингов с 1 по 4 класс можно проследить логику 4 линий развития учащегося:

1.     Формирование системы умственных действий на основе учебного материала, прослеживания алгоритма действий.

2.     Речевое развитие учащихся: от умения слушать другого, вслушиваться в речь, умения ясно выражать свои мысли к доказательному, аргументированному диалогу.

3.     Развитие эмфатических чувств – это социокультурная линия, «проживание урока», совместное переживание чувст, как рефлексия этого – осмысление эпиграфа урока.

4.     Развитие личности предполагает развитие толерантности, коммуникативности, организаторских качеств, развитие самосознания.


Использование тренинговых технологии в рамках системно – деятельностного подхода на уроках математики

Использование тренинговых технологии в рамках системно – деятельностного подхода на уроках математики

Самостоятельная работа. Принятие собственного решения

Самостоятельная работа. Принятие собственного решения

Внимательно ли ты слушал товарища? -Смог ли доказать правильность своего выбора? -Если нет, то почему? -Что получилось, что было трудно?

Внимательно ли ты слушал товарища? -Смог ли доказать правильность своего выбора? -Если нет, то почему? -Что получилось, что было трудно?

Речевое развитие учащихся: от умения слушать другого, вслушиваться в речь, умения ясно выражать свои мысли к доказательному, аргументированному диалогу

Речевое развитие учащихся: от умения слушать другого, вслушиваться в речь, умения ясно выражать свои мысли к доказательному, аргументированному диалогу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2021