ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ВЕСЕЛЫХ ЗАДАЧ»
ДЛЯ УСТНОГО СЧЕТА
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ 8 ВИДА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Социально — экономическая обстановка, сложившаяся в стране в последние годы серьезно осложнила финансовое, материальное положение семей, ухудшила морально — психологический климат в них. Увеличилось число детей, которые при поступлении в 1-й класс отличаются от своих ровесников более низким уровнем подготовленности, а также неустойчивостью психики, неумением концентрировать внимание логически мыслить...
У детей пришедшие ко мне в 5-й класс, были большие различия в запасе знаний, умений, навыков. Большинство родителей, занятые материальными проблемами, не уделяют детям должного внимания. Слабо контролируют их поведение и успеваемость. Это создает определенные трудности для учителя: трудно поддерживать порядок на уроке и устойчивое внимание учеников. Задержка же в обучении означает искусственное торможение развития ребенка, что недопустимо.
Учитывая это, мною был собран разнообразный материал «веселых задач» для устного счета с заданиями на развитие наблюдательности, логического мышления, памяти, воображения, внимания, который используется на уроках математики. На уроках использую много наглядного материала в целях активации мыслительной деятельности и познавательных интересов всех учащихся. Использую данный материал на уроках математики, я пришла к выводу, что стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. «Внимание, - писал он, - есть та единственная дверь нашей души, через которую все из внешнего мира, что только входит в сознание, непременно проходит; следовательно, эти двери не может миновать ни одно слово учителя. Иначе оно не попадает в душу ребенка. Понятно, что приучить детей держать эти двери открытыми — есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения».
Важно организовывать внимание учащихся в начале урока, так как это во многом определяет весь его дальнейший ход. С этой целью я провожу в начале урока устный счет с элементами игры, «веселыми задачками» в стихотворной форме.
Например, задача:
Пять веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Испугался вдруг один,
Убежал — и след простыл.
Сколько смелых медвежат
За малиной в лес спешат?
«Ранним утром солнце всходит,
Сколько солнц над полем бродит?”
Сколько солнышек на небе?
Сколько глазок у совы?
Сколько огоньков у светофора?
Сколько ножек у стола?
Сколько пальцев на руке?
Сколько ног у паука?
Сколько цветов у радуги?
Сколько ног у осьминога?
Сколько рог у единорога?
Сколько пальцев на двух руках?
Начинаю задачу в стихах:
По тропинке ежик шел, Подосиновик нашел
Походил вокруг осин
И нашел еще один.
- Сколько всего грибов нашел еж?
- Как это можно записать?
- 1+1=2
На магнитной доске прикрепляю 2 гриба.
- Значит 1 да 1 — это 2.
Затем один грибок убираю с доски и спрашиваю: - Что случилось?
- Было 2 гриба, 1 убрали. Сколько стало?
- Как записывать? 2-1=1
Для закрепления читаю еще одну задачу в стихах:
Сколько бубликов в мешок
Положил ты, петушок?
Два, но дедушке дадим,
И останется ...(один).
Задаю вопросы
- Сколько было бубликов? Покажите цифрой.
- Сколько бубликов отдали дедушке?
- Как узнать, сколько бубликов останется в мешке?
- Больше или меньше останется?
- Почему меньше?
- Что вы должны сделать? 2-1=1
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел
2- под березой
1- у осин,
Сколько их будет в плетеной корзине?
- Сколько грибов нашел еж по березой?
- А у осин?
- Сколько всего? (показать цифры)
- Как записать?
- 2+1=3
- Значит 2 и 1 — это 3. 1 и 2 — это 3.
Сдавлю на стол 3 кубика и читаю «веселые стихи»
Кошка в кубики играла,
Кошка кубик потеряла, Закружилась голова...
Было — 3, осталось... (2)
Задаю вопросы:
- Сколько было кубиков? Покажите цифрой.
- Сколько кубиков она потеряла?
- Как узнать сколько осталось?
- Что должны сделать?
- 3-1=2
Итак, из урока в урок учащиеся 5 класса запоминают состав числа первого порядка с использованием «веселых задач».
Для закрепления понятий «раньше», «позже», «перед», «за» (простейшие временные представления) и порядкового счета использовала сказки «Колобок», «Доктор Айболит» и также предлагала стихи.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И корова, и волчица, и жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!
Учащиеся знакомятся с составом чисел в пределах 20.
11 12 13 14 15 16 17 18 ...
Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
9 черных, белых 5.
Кто успел их сосчитать?
День рожденья у Оксаны.
Я принес ей 3 тюльпана,
А Сережа алых роз
Ровно 9 штук принес
Вот беда — она не может
Сосчитать свои цветы
Кто, ребята, ей поможет?
Сосчитать ей все цветы?
При изучении умножения и деления также использовала задачи в стихах.
Например, при составлении таблицы на 2 вешала на магнитную доску картинки ветки дуба с жёлудями и предлагала задачу в стихотворной форме:
На дубу 2 жёлудя висели,
В них орешки уже спеют.
Заготавливать орехи
Все белочки умеют.
- Сколько жёлудей на 2 ветках?
- Чтобы сосчитать, нужно 2+2=4
- Сколько жёлудей на первой ветке?
- Сколько на второй?
Заменяем сложение одинаковых слагаемых умножением 2 x 2 =4
Затем ставим три ветки с жёлудями и звучала такая задача
На трех ветках по 2 жёлудя,
В них орешки спеют.
Заготавливать орехи
Все белочки умеют.
- Сколько жёлудей на трех ветках?
- Сколько жёлудей на первой ветке, на второй, третьей?
- Сколько всего?
- Как записать? 2+2+2+=6
Заменяем сложение одинаковых слагаемых умножением 2 x 3 =6. Так мы составляем с учащимися таблицу умножения на 2 и т. д.
При ознакомлении учащихся с монетами, чтобы легче усвоить материал использую наглядность (монеты различного достоинства) и задачи в стихах.
Цифровые данные изменяются в зависимости от количества монет и их достоинства.
Есть у нашего Андрейки
6 монет по 2 копейки
На покупку сладкой плюшки Сколько денег у Андрюшки?
Одна из важнейших задач — развитие у школьников логическое мышление.
Умение мыслить логически, делать выводы без опоры на наглядность. Сопоставлять суждения по определенным правилам — необходимость условие учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных.
Задачи со сказочными сюжетом очень нравится детям. Являясь занимательными по форме, они усиливают интерес к самой задаче.
Например:
По тропинке вдоль кустов
Шло 11 хвостов.
Сосчитать я также смог.
Что шагало 30 ног
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята,
Сколько было поросят?
Сколько было петухов?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.