Использование виртуальных лабораторных работ при обучении физике

  • docx
  • 13.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья _Использование виртуальных лабораторных работ при обучении физике_.docx

Использование виртуальных лабораторных работ при обучении физике

                                                           

Михеева Ирина Михайловна,     

                                                                учитель физики МБОУ СОШ № 72

 

Физика - фундаментальная наука, в ее основе лежит эксперимент. Он позволяет проверить уже существующие законы, выявить закономерности, поэтому, общепризнано, что обучение в средней школе должно опираться именно на эксперимент.

Физические эксперименты, проводимые на лабораторных работах, способствуют созданию стройной картины мира о явлениях и процессах у учащегося.

Ребята, в процессе самостоятельного выполнения экспериментов и опытов, знакомятся с физическими закономерностями, обучаются правилам работы с лабораторным оборудованием.

Но не всегда, по не зависящим от педагога причинам, есть возможность провести запланированную лабораторную работу, так как отсутствует необходимое оборудование, учащиеся находятся на дистанционном обучении и так далее. И вот тогда на помощь приходят виртуальные лабораторные работы.

Виртуальная работа должна иметь:

1. Цель

2. Четкие указания к работе (план действий)

3. Разные варианты исходных данных.

Выполняя виртуальную лабораторную работу, учащийся представляет ее результаты или закономерности в виде графиков и таблиц. Результаты записывает с учетом погрешностей, делает вывод.

Применение виртуальных лабораторных работ, конечно же, не заменит лабораторные работы с оборудованием.  Но в их использовании можно так же отметить «плюсы»:

- работы индивидуальны, так как имеют разные входные данные;

- работы дифференцированы по уровню сложности заданий;

- их можно применять на различных этапах урока, кроме начала урока;

- можно виртуальную работу применять в качестве тренажера;

- позволяет применять оценивание по критериям;

- во время урока не тратится время на недочеты оборудования;

- позволяют отрабатывать метапредметные УУД;

- учитывается индивидуальный темп работы каждого обучающегося;

- можно осуществить эксперимент, который в обычных условиях невозможен;

- позволяет учащемуся, отсутствующему на уроке, восполнить пробел.

Нельзя не отметить «минусы» виртуальных лабораторных работ:

- отсутствие навыков работы с реальным лабораторным оборудованием;

- не во всех виртуальных лабораторных имеется четкая инструкция выполнения работы для учащегося.

Например: виртуальная лабораторная работа «Определение плотности тела» (https://vk.com/efizika)

В ходе выполнения работы нужно определить плотность 6 тел неправильной формы: болт, игрушечная машинка, камень, деревянное полено, алюминиевый цилиндр, золотой самородок. Цель прописана, но работа не содержит инструкции, учащиеся сами должны разработать алгоритм выполнения работы, разработать критерии оценивания и способы оформления результатов.

Если выполнять данную работу в классе, то можно разбить работу на 18 вариантов по 2 тела каждому учащемуся. Можно включить в урок при закреплении темы, при постановки проблемной ситуации, или как исследование на уроке.

Если выполнять дома, в качестве тренажера или домашнего задания, ученик должен сам определить алгоритм ее выполнения, разработать таблицу для записи результатов, т.е. спланировать свои действия. Так же увеличивается и количество тел, у которых нужно определить плотность. В этом случае знания ученик добывает сам.

В результате всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что на учебных занятиях по физике, целесообразно сочетать использование реальной лабораторной работы с компьютерной моделью. Но начинать работу учащегося с ознакомлением физического мира на основе опыта необходимо, все-таки, с традиционного эксперимента, заложив базу практического использования в сознание обучающихся перед применением виртуальной лаборатории, где развивается критическое мышление и отрабатываются универсальные учебные действия.