Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
Оценка 4.6

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

Оценка 4.6
doc
18.04.2020
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
доклад на конференцию.doc

Долганова Вера Николаевна,

Учитель, учитель-логопед МАОУ СОШ №4

Мелендина Наталья Николаевна

Учитель, учитель-логопед МАОУ СОШ №4

 

 

«Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ОВЗ на логопедических занятиях»

Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач, стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи - это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике.

  Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - оптимизация процесса коррекции речи, обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Задачи, стоящие перед логопедом:

1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;

2. Сохранить и укрепить здоровье учащихся;

3.Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;

4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;

5. Пропагандировать здоровый образ жизни.

На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии:

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

 - насыщение организма кислородом
 - улучшение обменных процессов
 - нормализация  психо-эмоционального состояния
 - повышение иммунитета

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционным занятиям.

 

         

 

 

Гимнастика для глаз

                                              

Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет  снять напряжение и расслабить мышцы глаз,

 укрепляет мышцы глаз. Они также:

 

-развивают концентрацию внимания 

-обеспечивают межполушарное взаимодействие

-развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями

 

-улучшает аккомодацию

Такие упражнения как “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики” и др. во время выполнения письменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи - развитию оптико-пространственных представлений.

 

 

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивает ручную умелость.

На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи, целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность.

          

 

Логоритмика.

Логоритмика как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная.  В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г.А. Волкова)

              

 

                       https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f43/000eb542-caffd9f2/img11.jpg

 

 

 

 

Самомассаж.  Су-джок терапия.

В логопедической работе все большую популярность получают новые  лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи.

    На коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка. Сочетание таких упражнений как самомассаж, су-джок терапия, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную работоспособность.

        

Артикуляционная гимнастика -  является неотъемлемой частью занятий, регулярное ее выполнение помогает:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

-улучшить подвижность артикуляционных органов;

-укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;  

-уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

 

                           

           

 

 

Сказкотерапия

Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. На осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, то есть изменения часто происходят на подсознательном уровне.

   В частности, посредством сказкотерапии педагог способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи. Сказкотерапия особенно эффективна при оказании педагогической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.

 

      

Буквотерапия (развитие мелкой моторики)

    С учащимися 1 классов после изучения букв на занятиях изготавливаем буквы из различных материалов (пуговицы, ленточки, бисер, бумажные салфетки). Такая работа способствует лучшему запоминанию графического облика буквы, делает занятие более интересным и увлекательным.

 

         

 

    Таким образом, оздоровительные технологии в образовательном процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

 

 

 

 

 

 



,


Долганова Вера Николаевна, Учитель, учитель-логопед

Долганова Вера Николаевна, Учитель, учитель-логопед
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020