Наглядный дидактический материал - это учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие у детей. Наглядность выступает как важное средство познания окружающего мира. Использование наглядности основано на особенностях мышления младшего школьника, которое развивается от конкретного к абстрактному. Она повышает интерес к знаниям и делает процесс обучения более интересным для учеников. повышается мотивация.
Использование
дидактического
материала для организации
уроков
различных типов.
Выполнила
Учитель начальных классов
Шишкина Наталья Александровна
Наглядный дидактический
материал - учебные пособия,
позволяющие опираться на
зрительное, слуховое и зрительно-
слуховое восприятие.
Наглядность признается исходным
началом обучения, так как,
во-первых, выступает как важное
средство познания окружающего
мира,
во-вторых использование наглядности
основано на особенностях мышления
детей, которое развивается от
конкретного к абстрактному,
в третьих, она повышает интерес к
знаниям и делает процесс обучения
более интересным.
При обучении необходимо
соблюдать умеренность в
использовании наглядности, чтобы
не рассеивать внимание детей и не
сдерживать развития их
абстрактного мышления.
Более эффективной оказывается
наглядность, с которой можно
выполнять определённые действия,
а не просто созерцать её, поэтому
проблема разработки и
использования подобных наглядных
средств на уроках действительно
является актуальной.
Необходимо помнить, что наглядные пособия
способствуют образованию наиболее
отчетливых и правильных представлений об
изучаемых предметах и явлениях.
Использовать различные виды наглядности,
но не увлекаться чрезмерным количеством
наглядных пособий: это рассеивает внимание
учащихся и мешает воспринимать главное.
С возрастом учащихся предметная наглядность должна
уступать место символической; при этом предметом
особой заботы учителя должна быть адекватность
понимания сущности явления и его наглядного
представления.
Нужно помнить, что наглядность – сильнодействующее
средство, которое при невнимательном или неумелом
использовании может увести учащихся от решения
главной задачи, подменить цель ярким средством.
При чрезмерном увлечении наглядностью она
становится препятствием на пути глубокого овладения
знаниями, тормозом развития абстрактного мышления,
понимания сущности общих и всеобщих
закономерностей.
Средства наглядности по их роли в учебном
процессе делятся на две группы:
Знаковая наглядность
• схематические объемные
модели
• схемы
• чертежи
• таблицы
• диаграммы
• карты
• схематические
объемные модели
• схемы
• чертежи
• таблицы
• диаграммы
• карты
Знаковая наглядность
Предметнообразная
наглядность
Предметнообразная наглядность
• картинки
• фотографии
• рисунки
• кинофильмы
• объемные модели
• натуральные объекты
• игрушки
• чучела
• макеты
• муляжи
• продукты ТСО
• картинки
• фотографии
• рисунки
• кинофильмы
• объемные модели
• натуральные объекты
• игрушки
• чучела
• макеты
• муляжи
• продукты ТСО
Есть несколько методических условий,
выполнение которых обеспечивает успешное
использование наглядных средств:
Хорошее обозрение, которое достигается путем применения
соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков,
экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.
Четкое выделение главного, основного при показе
иллюстраций, так как они могут содержать и отвлекающие
моменты.
Детальное продумывание пояснений, необходимых для
выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для
обобщения усвоенной учебной информации.
Привлечение самих учеников к нахождению желаемой
информации в наглядном пособии или демонстрационном
устройстве, постановка перед ними проблемных заданий
наглядного характера.
характерными признаками объекта и без
дополнительных несущественных деталей,
простыми для восприятия, с четкими и
Наглядные пособия должны быть с
понятными надписями.