Использование электронных ресурсов в системе внутришкольного мониторинга учебно-воспитательного процесса.
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
04.04.2017
Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования, реализации Национальной доктрины образования и стратегических документов Правительства РФ о модернизации образования является совершенствование управления качеством образования.
Прогнозирование развития системы образования и принятие решений о ее совершенствовании не может осуществляться без должной опоры на регулярно собираемую и объективно представленную информацию о функционировании системы образования.
Мониторинг качества образования является механизмом контроля и слежения за качеством образования и позволяет выявить тенденции в развитии системы образования.
Ключевые слова: мониторинг, индикаторы, услуга, потребитель, качество образования, единая образовательная сеть.Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования, реализации Национальной доктрины образования и стратегических документов Правительства РФ о модернизации образования является совершенствование управления качеством образования.
Прогнозирование развития системы образования и принятие решений о ее совершенствовании не может осуществляться без должной опоры на регулярно собираемую и объективно представленную информацию о функционировании системы образования.
Мониторинг качества образования является механизмом контроля и слежения за качеством образования и позволяет выявить тенденции в развитии системы образования.
Ключевые слова: мониторинг, индикаторы, услуга, потребитель, качество образования, единая образовательная сеть.
ПН-46 Секция 16 Ракитянский.docx
Использование электронных ресурсов в системе
внутришкольного мониторинга учебновоспитательного процесса.
А.С. Ракитянский *, С.Ю. Ракитянская *
Оренбургский государственный педагогический университет,
г.Оренбург
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия №5», г.Оренбург
Одним из важнейших направлений реформирования системы российского
образования, реализации Национальной доктрины образования и стратегических
документов Правительства РФ о модернизации образования является
совершенствование управления качеством образования.
Прогнозирование развития системы образования и принятие решений о ее
совершенствовании не может осуществляться без должной опоры на регулярно
собираемую и объективно представленную информацию о функционировании
системы образования.
Мониторинг качества образования является механизмом контроля и слежения
за качеством образования и позволяет выявить тенденции в развитии системы
образования.
Ключевые слова: мониторинг, индикаторы, услуга, потребитель, качество
образования, единая образовательная сеть.
Мониторинг становится частью государственной программы в
области образования, в которую будут вовлечены все объекты системы
образования страны, как на федеральном, так и на региональном
уровнях. Частью мониторинга являются международные сравнительные
исследования качества образования. Такая система позволяет оценить
качество образования в стране, в отдельных ее регионах, а также
сравнить его с другими странами мира.
Мониторинг качества образования и единство процедур оценивания
в системе реформирования российского образования направлены не
только на получение качественного образовательного результата, но и
способствуют защите интересов обучающихся и их родителей, всех
потребителей образования на рынке услуг.
Усиление процессов стандартизации в образовании неизбежно
влечет усиление контроля исполнения государственных образовательных
*декан физико – математического факультета ОГПУ, кандидат физико
математических наук, доцент г.Оренбург
* заместитель директора по УВР высшей категории, учитель математики
высшей категории МОБУ «Гимназия №5» г.Оренбург стандартов
и процедур их применения. Главным образом, это
происходит в части реализации установленных государством минимума
содержания образования
и требований к подготовке и нагрузке
выпускников. Мониторинговые исследования будут способствовать
установлению соответствия образовательного продукта или услуги
нормам государственного образовательного стандарта и социального
заказа.
В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание
проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается
обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов
деятельности педагогической системы, ее конечным целям. То, что
конечные цели всегда не соответствуют заданным, планируемым
ситуация обычная, но не всегда учитываемая практическими работниками
образования. Задача состоит именно в том, чтобы правильно оценить
степень, направление и причины отклонения.
Эти отклонения вызываются влиянием на педагогическую систему
различных внешних и внутренних факторов. В педагогической системе в
качестве причин, снижающих эффективность ее функционирования,
могут выступать: изменения в целях образовательного учреждения, в
образовательных и учебных программах, планах, несовпадение личных
целей участников образовательного процесса с целями образовательного
учреждения, опережающее развитие науки, формирующей учебные курсы,
переход к новым методикам и технологиям обучения, объемное
изменение состава обучающихся и педагогического персонала в процессе
достижения цели.
В условиях рыночной экономики каждая желающая выжить
организация должна оказывать услугу привлекательную для потребителя.
«Субъективные измерения» часто важны для достижения успеха при
оказании услуг, поскольку для потребителя они являются устойчивыми и
объективными индикаторами.
Решение проблемы качества образования зависит от того,
насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения
внешней среды и потребностей общества. Необходимо сознательное
воздействие на возникающие процессы, что невозможно без изучения их
динамики. Обеспечение должного качества образовательной системы
достигается благодаря объективной информации о функционировании и
развитии всех ее элементов, получаемой в мониторинговом режиме.
Система мониторинга представляет собой инструментарий,
предназначенный для формирования рейтинговой оценки знаний как
отдельного субъекта процесса обучения, так и коллектива обучающихся
в целом на протяженном временном интервале. Для создания целостной системы мониторинга воспитательно –
образовательного процесса в школе разработана программа мониторинга.
Итак, мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль
знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства
педагогов. Решение этих задач требует сбора и обработки большого
количества информации, что связано со значительными временными
затратами, а также соблюдением регламента работы с диагностической
информацией:
информация должна быть достоверной, убедительной для учителя,
учащегося, представлена в виде, доступном для осмысления;
одна и та же информация исследуется с различных позиций;
распоряжаться информацией и превращать ее в деятельный
инструмент управления возможно только на основе личностных
характеристик субъектов учебной деятельности и их
возможностей.
Практически внедрить систему мониторинга можно с помощью
современных информационных технологий. Компьютерная обработка
поступающей в ходе мониторинга информации обеспечивает
возможность создания информационных баз данных системы
образования. Это делает управление школой оперативным. В МОБУ
«Гимназия №5» была разработана система компьютерного мониторинга
учебно – воспитательного процесса. Она состоит из библиотеки книг,
MSExcel – «Мониторинг успеваемости класса»,
созданных в
«Выполнение программного материала»,
«Результаты работы
предметников».
Книга «Результаты работы предметников» создана для хранения,
обработки и анализа результатов профессиональной деятельности
педагогов. Учителя – предметники заполняют непосредственно в
компьютер стандартную таблицу – отчет за четверть, полугодие, которая
автоматически высчитывает итоговые показатели: успеваемость,
качество обучения, уровень обученности по предметам. По этим данным
проводится графический анализ в виде диаграмм, графиков, которые
можно распечатать и приложить к аналитическим документам. Рис. 1. Книга «Результаты работы предметников»
На сегодняшний день гимназия переходит на одну из эффективных
систем информирования родителей об успеваемости и посещаемости
учащихся через единую образовательную сеть «dnevnik.ru».Система
позволяет во многом автоматизировать управленческую деятельность и
учебновоспитательный процесс. Имея индивидуальные логины и пароли,
администрация, учителя, родители и учащиеся могут входить в систему с
любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Например,
находясь дома или на работе, родитель может отслеживать успеваемость
и посещаемость своего ребёнка, получать информацию от учителей и
администрации гимназии, в т.ч. через систему SMSсообщений.
Учащийся может удалённо получать домашние задания, просматривать
свой электронный дневник и расписание. Учитель со школьного или
домашнего компьютера имеет возможность готовить и размещать в
системе учебные материалы, работать с электронным журналом,
осуществлять мониторинг образовательной деятельности.
Рис. 2. Единая образовательная сеть «dnevnik.ru». Единая образовательная сеть «dnevnik.ru» использовалась нами с
учетом возможности регистрации и функционирования в пределах одной
образовательной организации. В дальнейшем можно будет говорить об
использовании всего потенциала «dnevnik.ru» по объединению в единую
сеть школ города и управления образования. Может быть сформировано
единое городское информационное образовательное пространство.
Однако, одно только внедрение передовых информационных
технологий, развитие и укрепление материальной базы гимназии не даст
желаемого результата, пока не будут созданы условия способствующие
развитию самого учителя в этой среде.
Для того чтобы педагоги уверенно владели информационно
коммуникационными технологиями,
грамотно и эффективно
использовали компьютерное и проекционное оборудование, цифровые
образовательные ресурсы,
с 2011 года в гимназии начала
функционировать внутришкольная система постоянной методической
поддержки учителей в области использования ИКТ.
С учетом практики работы гимназии и положительно
зарекомендовавших себя технологий, считаем, что школы города должны
принять во внимание и использовать у себя возможности:
Дистанционного обучения (общение учителя и ученика в реальном
времени во время актированных дней, длительном отсутствии учащихся
по разным причинам).
Сетевого взаимодействия (работа с другими образовательными
организациями ).
ее
внедрение
Положительным моментом является то, что система фактически
бесплатна, в гимназии не нужно ничего дополнительно устанавливать –
она уже готова к работе, доступна отовсюду через Интернет и то, что в
гимназии происходит
и продуктивное
использование.Информационнообразовательная среда гимназии за
последние три годапретерпела существенные положительные изменения,
ее информационное наполнение обеспечивает открытость,
масштабируемость и преемственность.
Оно предусматривает
возможность адаптации ресурсов к требованиям участников
образовательного процесса и их интеграцию. Создаваемая система
сотрудничества между образовательной организацией с одной стороны и
родительской общественностью с другой основана на принципе общего
стремления и заинтересованности администрации и педагогического
коллектива в повышении качества предоставляемых образовательных
услуг на основе применения информационнокоммуникационных
технологий в педагогической практике.
Литература 1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php
2. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. и др. «Информационно
коммуникационная компетентность современного учителя».
Информатика и образование. 2010. № 4.
3. Трубинина, Л.А. Программа информатизации школы /Л.А.
Трубинина, Осина В.В.//Практика административной работы. – 2007. №8,
стр. 1921
4. Материалы с сайта центрального хранилища ЕКЦОР http://school
collection.edu.ru/
5. Единая образовательная сеть www.dnevnik.ru
Использование электронных ресурсов в системе внутришкольного мониторинга учебно-воспитательного процесса.
Использование электронных ресурсов в системе внутришкольного мониторинга учебно-воспитательного процесса.
Использование электронных ресурсов в системе внутришкольного мониторинга учебно-воспитательного процесса.
Использование электронных ресурсов в системе внутришкольного мониторинга учебно-воспитательного процесса.
Использование электронных ресурсов в системе внутришкольного мониторинга учебно-воспитательного процесса.
Использование электронных ресурсов в системе внутришкольного мониторинга учебно-воспитательного процесса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.