"Использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников" (мастер - класс)
Оценка 4.9

"Использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников" (мастер - класс)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
экология +1
Взрослым
19.01.2017
"Использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников" (мастер - класс)
В мастер-классе показан опыт моей работы для педагогов - участников конкурса педагогического мастерства "Траектория успеха", который проходил в учреждении дополнительного образования, где я работаю. В работе представлены педагогические способы использования элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников, которые помогают учащимся узнать и полюбить родной край: экскурсии и экологическая тропа, экологические акции, занятия по темам: "Литосфера Кузбасса", "Гидросфера Кузбасса", "Растительный мир Кузбасса", "Животный мир Кузбасса", где ценным является поэтапное заполнение учащимися контурной карты Кузбасса. Также в мастер-классе представлено занятие по теме "Особо охраняемые природные территории Кузбасса" с элементами проектной деятельности, в ходе которого учащиеся изучают краеведческие объекты и создают информационные листы "Особо охраняемые природные территории Кузбасса", алгоритм их создания в ходе мастер - класса осваивают педагоги-участники конкурса.
Коптелова Н.А мастер-класс.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

 

 

 

 

 

 

 

Использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии

для младших школьников в учреждении дополнительного образования

(мастер-класс)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Коптелова Наталья

Александровна, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2016

Содержание

Программа проведения мастер – класса

3

Пояснительная записка

5

Этапы работы мастер-класса

7

Информационные источники

17

Глоссарий терминов

18

Приложение 1. Проверочная карточка «Формы  особо охраняемых природных территорий»

 Приложение 2. Работа в группах «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»

19

 

20

Приложение 3. Информационные листы «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»

 

24

 

 

 

 

 

 


 

Программа проведения мастер-класса

 

Тема: использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в учреждении дополнительного образования.

Цель: представление опыта педагогической работы по использованию элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в учреждении дополнительного образования.

Задачи:

- обозначить в ходе мастер - класса педагогические способы использования элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в учреждении дополнительного образования.

             - освоить участниками мастер-класса алгоритм создания информационных листов «ООПТ Кузбасса» как одного из элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в учреждении дополнительного образования;  

             - выявить удовлетворенность (неудовлетворенность) участников мастер класса проведенного мероприятия (рефлексия).

Руководитель: Коптелова Н.А ., педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово.

Время проведения: 01.11.2016 года, 10.00.

Место проведения: МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово.

 Продолжительность работы: 30 минут.

Участники мастер-класса: педагоги дополнительного образования, участники конкурса педагогического мастерства «Траектория успеха»

(6 8 человек).

Наглядность: слайдовая презентация с названием, целью и задачами мастер класса, а также с иллюстрациями, отражающими педагогические способы использования элементов краеведческой направленности на занятиях, иллюстрации особо охраняемых природных территорий: заповедник «Кузнецкий Алатау», памятник природы «Липовый остров»; государственный национальный парк «Шорский», физическая карта Кузбасса, набор печатных слов: заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы;

Оборудование: мультимедиа; карта Кемеровской области; раздаточный материал «Охрана природы»; проверочная карточка «Формы особо охраняемых природных территорий»; клей -  карандаш,  листы А3,  информационная карточка, конверты с информационным материалом для создания информационных листов «Особо охраняемые природные территорий Кузбасса» по количеству участников мастер класса.


 

Пояснительная записка

На сегодняшний день в соответствии с новым законом «Об образовании» в Российской Федерации», большое  внимание уделяется формированию экологической культуры, элементарным правилам нравственного поведения в мире природы и людей, а также нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Поэтому экологическое образование детей младшего школьного возраста на сегодняшний день имеет большую значимость.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической грамотности, экологического мышления и как результат этого – экологической культуры. Этот период развития учащихся, характеризуется преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем.

 Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять большой интерес к окружающему миру, к родному краю, к месту, где он живет. Поэтому проведение занятий по экологии для младших школьников по дополнительной общеразвивающей программе «Земля – наш общий дом» невозможно без использования элементов краеведения.  Тем более, что в учебном плане школы по предмету «Окружающий мир» недостаточно отводится внимания изучению вопросов краеведения. Для того чтобы у ребенка появился интерес к родному краю, надо активно воздействовать на его чувства, показать красоту, неповторимость природы родного края, его географические особенности (в Кемеровской области встречаются буквально все природные зоны). Ребёнок понимающий, какое важное место занимает его родной край в стране, безусловно, начинает  ощущать гордость за свою землю, за себя. Только тогда любовь к родному краю появится в его сознании как отклик на всё, то доброе и родное, что связано у него с Малой родиной.

         Использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в учреждении дополнительного образования позволяет не только существенно  расширить и углубить знания учащихся о родном крае с помощью разнообразных способов  деятельности, а также позволяет развивать их творческие способности.

        

 

 


 

Этапы работы мастер-класса:

1.   Организационный. Приветствие, вступительное слово мастера. Объявление темы. Постановка цели и задач.

2.     Основной. Представление способов использования элементов

 краеведческой направленности (экскурсии, экологическая тропа, занятия по темам: «Литосфера Кузбасса», «Гидросфера Кузбасса», «Растительный мир Кузбасса», «Животный мир Кузбасса», «Сохраним природу родного края», экологические акции, краеведческие объекты) в деятельности педагога дополнительного образования на занятиях по экологии для младших школьников  в учреждении дополнительного образования (ход мастер - класса сопровождается слайдовой презентацией).

             - Выполнение собственного творческого продукта педагогами -  информационных листов «ООПТ Кузбасса» с использованием проектной деятельности;

3.                        Заключительный. Представление участниками своей выполненной работы, подведение итогов.

4.                        Рефлексивный. Самоанализ работы. Удовлетворенность (неудовлетворенность) от выполненной работы, умения передать свой педагогический опыт доступно, понятно, вариативно.

 

 


 

Ход мастер-класса

 

1.     Организационный этап

Педагог:

- Уважаемые коллеги, здравствуйте, представляю вашему вниманию мастер класс, тема которого «Использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в учреждении дополнительного образования.

Цель и задачи мастер-класса представлены на слайде (слайд 2, 3)

Цель: представление педагогического опыта по использованию элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в учреждении дополнительного образования.

Задачи:

·        обозначить в ходе мастер класса педагогические способы использования элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в учреждении дополнительного образования.

·        способствовать освоению участниками мастер-класса алгоритма создания информационных листов «ООПТ Кузбасса» с использованием метода проектов;  

·        выявить удовлетворенность (неудовлетворенность) участников мастер – класса проведенного мероприятия (рефлексия).

2.     Основной этап

Педагог:

- Уважаемые коллеги, я не случайно взяла эту тему. Общеразвивающая программа по экологии для младших школьников (9-11 лет) «Земля - наш общий дом», по которой я работаю, является дополнительным курсом к школьному предмету «Окружающий мир», где, к сожалению, недостаточное внимание отводится краеведческому компоненту. Поэтому и возникла необходимость составить программу с учетом краеведческого компонента.

- И сегодня в ходе мастер – класса я бы хотела поделиться опытом работы и представить вашему вниманию педагогические способы использования элементов краеведческой направленности, которые помогают учащимся узнать и полюбить родной край.

Элементы краеведческой направленности, которые используются на занятиях, представлены на слайде:

·        Экскурсии и экологическая тропа;

·        Экологические акции;

·        Занятия по темам «Литосфера Кузбасса», «Гидросфера Кузбасса», «Растительный мир Кузбасса», «Животный мир Кузбасса»;

·        Краеведческие объекты (слайд 4)

Педагог:

- Начнем с экскурсий. Знакомство с родным краем, любовь к родному краю в первую очередь начинается с  экскурсий по городу по близлежащим улицам: Весенняя, Н. Островского, а также по Притомской набережной и в Городской сад, где ребятам 1 года обучения предоставляется прекрасная возможность полюбоваться красотой осени, понаблюдать осенние изменения в природе. Познакомиться с разнообразием растений в городе помогает в ходе экскурсии проведение викторины «Растения города», выполнение группового задания «Определи растение по его листьям» (слайд 5)

Такие экскурсии хороши тем, что в ненавязчивой форме  расширяют кругозор детей, дают яркие и живые представления о природе города.

- А вот на экскурсии детей 4 года обучения, которая проходит в виде экологической тропы, под названием «Экология городского парка»,  путем личного наблюдения и исследования ребята узнают, какие экологические факторы влияют на природу города Кемерово.

Ребята знакомятся с деревьями парка, особенное их внимание уделяется хвойным деревьям, на первый взгляд они всем им кажутся одинаковыми, они не замечают их различие, но при тщательном исследовании узнают, что количество хвоинок в пучке лиственницы, ели, сосны обыкновенной, сосны сибирской (кедра) совершенно разное и на ощупь хвоя у них разная, отличаются они также шишками.

В ходе мини-исследования учащиеся самостоятельно  определяют запыленность воздуха по тополю, вид березы в парке, загрязнение воздуха по сосне обыкновенной и наличие загрязнения почвы по липе (слайд 6, 7)  

Определить запыленность воздуха по листьям тополя ребятам помогает влажная салфетка, на которой остаются следы пыли.

Загрязнен ли воздух в парке, ребята могут определить по виду хвои (хвоя меняет цвет). А вот степень загрязнения воздуха ребятам поможет определить эта таблица на слайде. Чем больше площадь поражения хвоинок, тем большая степень загрязнения (слайд 8)

То же самое происходит с загрязнением почвы, которую ребята определяют по листьям липы (слайд 9)

В результате таких экскурсий дети становятся более внимательными,  учатся наблюдать, проводить исследования, делать выводы не только о роли  парка для города и здоровья людей, но и понимают, какую нагрузку берут на себя деревья, растущие в  парках, участвуя в сохранении экологии города. Это понимание формирует у детей бережное отношение к природе с ранних лет.

Педагог:

- Лучше узнать свой родной край ребятам также помогают экскурсии в музей КемГУ «Археология, этнография и экология Сибири», «Геологический музей» КузГТУ и «Областной краеведческий музей г. Кемерово».

На этих экскурсиях дети увидели чучела животных и птиц Кузбасса,  узнали историю зарождения угля в Кузбассе, увидели образцы других ценных полезных ископаемых и камни - самоцветы, которые добываются на территории Кузбасса. Знакомство с экспонатами музеев помогает в проведении занятий по экологии (слайд 10,11,12)

Педагог:

- В целях воспитания гуманного отношения детей к природе, с призывом сохранить редкие виды животных и растений одним из эффективных способов применения элементов краеведения считаю целенаправленное включение детей младшего школьного возраста в городские экологические акции – социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы Кузбасса.

В рамках городских экологических акций «Помоги птице зимой» «Сохраним красоту первоцветов» «Дни защиты от экологической опасности» и других наши учащиеся активно создают экологические листовки, сочиняют стихи, рассказы на тему защиты природы и в итоге оформляют выставку «Сохраним природу родного края» (слайд 13,14,15)

Педагог:

- Краеведческий компонент прослеживается в различных темах занятии по программе.

 Изучение тем «Литосфера Кузбасса», «Гидросфера Кузбасса», «Растительный мир Кузбасса» и «Животный мир Кузбасса» способствует обогащению знаний учащихся об особенностях территории Кузбасса, неповторимой природе родного края и его богатейших недрах земли. При изучении этих тем учащиеся работают  с атласом, физической и контурной картой Кузбасса (слайд 16)

 Особо ценным и актуальным является краеведческий аспект их использования. Почти в течение всего 3 года обучения ребята работают с одной и той же контурной картой, заполняется эта карта поэтапно. Этапы заполнения контурной карты Кузбасса представлены на слайдах.

I этап выполняется при изучении темы «Литосфера Кузбасса».

Ребята работают с информационными текстами, выступают с  сообщениями о горных системах, равнинных территориях Кузбасса, находят их на  физической карте, затем самостоятельно обозначают на контурной карте (слайд 17,18)

II этап выполняется при изучении темы «Гидросфера Кузбасса». 

Ребята работают с информационными текстами,  выступают с сообщениями и смотрят слайды о крупных реках, озерах и минеральных источниках Кузбасса, затем находят их на физической карте и наносят на контурную карту (слайд 19)

III этап выполняется при изучении темы «Растительный мир Кузбасса».

Учащиеся  также выступают с сообщениями и смотрят слайды о растительных сообществах Кузбасса горной тайге, равнинной тайге, лесостепи и об отдельных представителях этих сообществ. Далее, находят растительные сообщества на карте растительности Кузбасса, обозначают и раскрашивают их на контурной карте, а также обозначают памятник природы «Липовый остров» (слайд 20)

IV этап выполняется при изучении темы «Животный мир Кузбасса». Ребята работают с информационными текстами,  выступают с сообщениями о  животном мире Кузбасса. На зоогеографической карте Кузбасса, дети находят наиболее часто встречающиеся виды животных, тех, которые занесены в Красную книгу Кузбасса, а также особо охраняемые природные территории области: заказники, заповедник Кузнецкий Алатау, национальный парк «Шорский», заповедник и национальный парк отмечают на контурной карте (слайд 21)

Работа с контурной картой активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, а также способствует приобретению навыков работы с контурными картами, атласом, справочниками и другой литературой.

Педагог:

- Одним из наиболее ярких примеров использования элементов

 краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников является тема «Особо охраняемые природные территории Кузбасса» (слайд 22)

Цель и задачи занятия представлены на слайде (слайд 23,24)

Цель занятия: формирование представления о роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы родного края.

Задачи:

1.     Систематизировать знания учащихся об особо охраняемых природных территориях Кузбасса, дать их определения.

2.     Развивать коммуникативные навыки, умение сравнивать и делать выводы, умение работать в группе, создать готовый продукт (информационные листы «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»).

3.     Воспитывать потребности бережного и ответственного отношения к природе родного края.

- Трех часовое занятие «Особо охраняемые природные территории Кузбасса» состоит из трех этапов.

На первом этапе, дети узнают, что такое особо охраняемые природные территории, их значение в природе, чтобы проверить знания, полученные на этом занятии, учащиеся выполняют проверочную карточку «Особо охраняемые природные территории» ( приложение 1) (слайд 25)

На втором этапе учащиеся просматривают слайдовую презентацию с музыкальным сопровождением «Особо охраняемые природные территории Кузбасса» как иллюстративный материал.  Презентация позволяет ребятам увидеть неповторимую красоту природы Кузбасса.

Далее дети делятся на 4 группы, по количеству особо охраняемых природных территорий (заповедник «Кузнецкий Алатау», государственный национальный парк «Шорский», заказник «Антибесский», памятник природы «Липовый остров»).

Учащимся предстоит самостоятельная работа, каждая группа знакомиться с информационным материалом об одной из конкретных особо охраняемых природных территорий и на основании этого создает  информационный лист об этом экологическом объекте (приложение 2) (слайд 26)

- На третьем этапе каждая группа выходит к доске, прикрепляет свой информационный лист и рассказывают о своем объекте (слайд 27)

Таким образом, используя элементы проектной деятельности на занятии «Особо охраняемые природные территории», учащиеся знакомятся с экологическими объектами. Дети учатся работать и взаимодействовать в группах, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, проявляют творческую активность и создают продукт своей деятельности.

Педагог:

- Уважаемые участники конкурса, предлагаю вам создать информационные листы «Особо охраняемые природные территории Кузбасса», для этого потребуется 4 группы по 2 человека, то есть 8 человек:

1 группа - создаёт лист о государственном заповеднике «Кузнецкий Алатау»;

2 группа создаёт лист о государственном национальном природном парке «Шорский»;

3 группа создаёт лист о памятнике природы «Липовый остров»;

4 группа создаёт лист о заказнике «Антибесский». 

- Послушайте меня внимательно, как работать, чтобы получились правильно и красиво оформленные информационные листы «Особо охраняемые природные территории Кузбасса».

- Перед вами лежит карточка с описанием особо охраняемой природной территории Кузбасса,  не заполненный информационный лист, клей-карандаш, материал в конвертах для работы. Вам нужно оформить информационный лист. Когда вы закончите оформление, состоится презентация ваших работ, а информационные листы используются для оформления выставки «Сохраним природу родного края» (Приложение 3)

3. Заключительный этап

Педагог:

- Уважаемые участники, посмотрим ваши работы, что у вас получилось. Красивые и нужные информационные листы. Спасибо всем за работу, а на память о нашей встрече у вас останутся информационные листы «Особо охраняемые природные территории Кузбасса», их вы можете использовать для оформления выставки об охране природы.

Таким образом, я поделилась опытом своей работы, представила вашему вниманию педагогические способы использования элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников (экскурсии и экологическую тропу, экологические акции, занятия по темам «Литосфера Кузбасса», «Гидросфера Кузбасса», «Растительный мир Кузбасса», «Животный мир Кузбасса», краеведческие объекты), которые могут использовать педагоги дополнительного образования на своих занятиях при изучении родного края.

Вы стали участниками занятия с элементами проектной деятельности «Особо охраняемые природные территории Кузбасса», создали собственный творческий продукт (информационные листы) и убедились, что в результате обучения на занятиях по экологии, включающих в себя краеведческий материал, работу с атласом, физической и контурной картой Кузбасса, учащиеся знают разнообразие живых организмов своей местности, редких и охраняемых растений и животных родного края, особо охраняемые природные территории, умеют показать положение своего края на карте,  участвовать в деятельности по охране природы родного края, а также учатся работать с контурной картой Кузбасса.

Занятие «Особо охраняемые природные территории Кузбасса» способствует не только изучению учащимися родного края и его особо охраняемых природных территорий, но и позволяют им научиться самостоятельно находить и анализировать информацию, расширить свой кругозор, получать и применять знания на практике, приобрести опыт создания итогового готового продукта (создание информационного листа), а также получать удовольствие от его создания.

Переходим к последнему этапу мастеркласса – рефлексии.

4.     Рефлексивный этап

Педагог:

- Я бы хотела узнать, насколько полезна информация, которую я вам предоставила, и какие впечатления у вас остались. Если вам понравился мой мастер-класс, и я смогла передать свой педагогический опыт доступно, понятно, вариативно, а предоставленная информация пригодится в вашей работе, если вы получили удовлетворение от выполненной работы –  поднимите зеленые фишки, если же нет – желтые фишки.

Спасибо за внимание (слайд 28).


 

Список использованной литературы

 

1.     Атлас для школьников Кемеровская область. – Новосибирск: ФГУП «Новосибирская картографическая фабрика «Роскартография», 2002. – 32 с.

2.     Береснева, Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы /Е.В. Береснева //Начальная школа. - 2011. -  №6. – С.15;

3.     Дубова, М.В., Кашкарева, Е.А. Специфика речевого оформления результатов проектной деятельности младших школьников /М.В. Дубова, Е.А. Кашкарева  //Начальная школа. - 2011. - №4. – С. 110

4.     Заповедники и заказники Кемеровской области (путеводитель), Новокузнецк, 2003.

5.     Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. – 243 с.: ил.

6.     Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. – 280 с.: ил.

7.     Ключевые ботанические территории Кемеровской области /Т.Е.Буко, С.А.Шереметова, А.Н.Куприянов и др. - Кемерово: КРЭОО «Ирбис», 2009. – 112 с.: ил.

8.     Материалы к Государственному докладу «О состоянии и охране окружающей природной среды Кемеровской области в 2006 году» / Администрация Кемеровской области, ГУ «Областной комитет природных ресурсов». -  Кемерово: ООО «АРФ, 2007. – 320 с.: ил.

9.     Материалы к Государственному докладу «О состоянии и охране окружающей природной среды Кемеровской области в 2007 году» / Администрация Кемеровской области, ГУ «Областной комитет природных ресурсов». -  Кемерово: ООО «ИНТ», 2008. – 352 с.: ил.

10.  Соловьев, Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей / Л.И.Соловьев. – Кемерово: Фабрика современной печати ОАО ИПП «Кузбасс», 2008. – 404 с.

11.  Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие  / Л.И.Соловьев. – Кемерово: ООО «СКИФ», 2006. – 384 с.

12.  Тарасова, Т.И Учебные проекты в экологическом образовании учащихся начальной школы / Т.И. Тарасова// Начальная школа.-2011.-№2.-С.60;

13. Шорский национальный природный парк: природа, люди, перспективы /Институт угля и углехимии СО РАН. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2003. – 356 с.

14. http://www.ako.ru/PRESS/MESS/TEX - Доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области.

 http://www.school2100.ru – Краеведение в начальной школе


 

Глоссарий терминов

1.     Эколо́гия - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.  (Материал из Википедии — свободной энциклопедии htt://www.ru.wikipedia.org)

 

2.     Краеве́дение  -  изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии htt://www.ru.wikipedia.org)

 

  1. Ме́тод прое́ктов  - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии htt://www.ru.wikipedia.org)

Приложение 1

Проверочная карточка

Тема: «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»

3 год обучения

 

 

Задание: прочитай определения особо охраняемых природных территорий (ООПТ), подбери к ним номер соответствующего названия и запиши его в тетрадь.

 

 

Определения ООПТ:

 

Названия ООПТ:

1. Территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека с целью охраны природы и научного исследования.

 

 

 

 

 

а. Национальный парк

2. Территория, на которой временно ограничена или запрещена хозяйственная деятельность с целью охраны и восстановления численности редких видов растений и животных.

 

 

 

 

 

б. Памятник природы

 

 

3. Территория, на которой охрана природы сочетается с туризмом.

 

 

 

 

в. Заказник


 

 

4. Уникальные, ценные в экологическом, культурном и  эстетическом отношении природные объекты.

 

 

 

 

 

г. Заповедник

 

Приложение 2

Работа в группах

Тема: «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»

 3 год обучения

 

Государственный национальный природный парк «Шорский»

 

Задание: внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы, оформите информационный лист  о национальном природном парке «Шорский», составьте краткий рассказ о нем.

 

1.      Где находится, какую площадь занимает национальный парк «Шорский»?

2.      В каком году основан национальный парк «Шорский»?

3.      Какие растения встречаются в национальном парке «Шорский»?

4.      Какие животные встречаются в национальном парке «Шорский»?

5.       Какие животные и растения Красной книги встречаются  в национальном парке «Шорский?

6.      Какие памятники природы расположены в национальном парке «Шорский?

 

Национальный парк “Шорский” создан в 1989 г. в Кемеровской области. Общая площадь парка 338,3 тысяч гектаров. Территория национального парка расположена на юге Кемеровской области в Горной Шории.

«Парк» - это участок тайги, где растут пихта сибирская, кедр, берёза, осина и  очень много кустарников (рябина, черемуха, смородина). Также на территории «парка» растут мощные травы до 2 метров высотой.

В национальном парке встречаются более 20 редких видов растений, которые занесены в Красную книгу, среди них: венерин башмачок, маралий корень.

В национальном парке много животных: заяц-беляк, белка, лисица, волк,  барсук. Обитают и  животные, занесенные в Красную книгу: северный олень, кабарга. 

На территории национального парка «Шорский» 108 видов птиц, среди них: обыкновенная кряква, широконоска, шилохвость, серая утка, красноголовый нырок, глухарь, рябчик. В «Парке» встречаются птицы, занесенные  в Красную книгу:   серая цапля, черный аист, иглохвостый стриж, сапсан, скопа.

На территории национального парка «Шорский» расположено много памятников природы. Они уникальны тем, что не созданы руками человека:

1.«Царские ворота» - живописные скалы на правом берегу реки Мрассу, окраска которых меняется в зависимости от погоды и освещения.

2.«Пьющий слон - это скала, которая находится на левом берегу реки Мрассу,  со стороны напоминающую слона, опустившего в реку хобот.

3. Водопад «Сага» - высота 18м., расположен на ручье Шолбычак (левый берег реки Мрассу).


Работа в группах

Тема: «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»

3 год обучения

 

Заповедник «Кузнецкий Алатау»

 

 Задание: внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы, оформите информационный лист  о заповеднике «Кузнецкий Алатау», составьте краткий рассказ об этом заповеднике.

 

1.      Какую площадь занимает заповедник «Кузнецкий Алатау»?

2.      В каком году основан заповедник «Кузнецкий Алатау»?

3.      Самые высокие горные вершины заповедника «Кузнецкий Алатау»?

4.      Какие крупные реки берут начало в заповеднике «Кузнецкий Алатау»?

5.       Какие растения и животные Красной книги обитают в заповеднике «Кузнецкий Алатау»?

 

Заповедник «Кузнецкий Алатау» расположен в центральной части горной системы «Кузнецкий Алатау», в Тисульском и Новокузнецком районах Кемеровской области, с целью охраны редких видов животных и растений.

 Заповедник основан в 1989 г., его площадь 412,9 тысяч гектаров. Территория горная. Самые высокие горные вершины заповедника — горы Большая Церковная, Чемодан, Крестовая, Каным. Со снежников этих гор берут начало реки: Тайдон, Терсь и Уса.

Большая часть заповедника покрыта горными таежными лесами из пихты, ели, сосны обыкновенной и сосны сибирской (кедр).  В подлеске встречается таволга средняя, борец высокий, скерда сибирская.

На территории заповедника,  находится много растений, занесенных в Красную книгу: родиола розовая (золотой корень), маралий корень, венерин башмачок. 

В заповеднике обитают редкие животные, занесенные в Красную книгу:   северный олень, кабарга, выдра. Богат и разнообразен мир птиц. Черный аист, лебедь-кликун, краснозобая казарка занесены в Красную книгу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Работа в группах

Тема: «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»»

3 год обучения

 

Государственный заказник «Антибесский»

 

Задание: внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы, оформите информационный лист  о заказнике «Антибесский», составьте краткий рассказ об этом заказнике.

 

1.      Какую площадь занимает и где находится заказник «Антибесский»?

2.      В каком году основан заказник «Антибесский»?

3.      Какие растения обитают в заказнике «Антибесский»?

4.      Как животные обитают в заказнике «Антибесский»?

5.      Какие растения и животные, занесенные в Красную книгу обитают в заказнике «Антибесский»?

 

Государственный заказник «Антибесский» находится в лесостепной зоне на территории Ижморского и Чебулинского районов в бассейне реки Антибес и занимает площадь в 52000 гектаров.

Для заказника характерна холмисто-равнинная местность с широкими заболоченными долинами небольших речек и ручьев. Основной лесной массив заказника представляет сосновый бор из сосны обыкновенной, березы, ивы. По берегам рек обильно растут заросли тальника и осины. Это дало возможность в 1960 году выпустить бобров по реке Антибес и ее притокам.

Бобры хорошо прижились, и в 1964 году был образован бобровый заказник, с целью восстановления численности бобров без ограничения срока действия. В заказнике проводится отлов бобров и расселение их по территории области. Бобр - животное, организм которого приспособлен к жизни в воде, поэтому и живет он обязательно по берегам лесных рек с медленным течением воды, в заводях, прудах, среди болот. Длина тела бобра до 120 см, хвост 30-35 см, масса до 30 кг. Живут бобры семейными группами, (самец, самка, дети) до 15-30 лет. Рождаются бобрята зрячими, через 3 дня уже плавают, а в 3 недели - едят траву, молоком матери питаются до 2 месяцев. Активны, ночью, а отсыпаются в своих хатках, вырытых в отвесных глинистых берегах рек. Для того, чтобы вход в хатку оставался под водой, бобры перегораживают реку плотиной. Плотину бобры строят из поваленных деревьев и веток, щели залепливают илом. Добывают бобров не только ради меха, но и ради «Бобровой струи», особой жидкости, которая используется в парфюмерной промышленности как вещество - фиксатор ароматов.

На территории заказника из птиц встречаются глухари, тетерева, рябчики.

Кроме бобров, белок, лис, зайцев, волков, встречаются и другие животные: лоси, сибирские косули, рысь, росомаха.


Работа в группах

Тема: «Особо охраняемые природные территории Кузбасса»

3 год обучения

 

Памятник природы «Липовый остров»

 

Задание: внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы, оформите информационный лист о памятнике природы «Липовый остров», составьте краткий рассказ об этом памятнике природы.

 

1.Где находится и какую площадь занимает памятник природы «Липовый остров»?

2. В каком году «Липовый остров» был переведен в разряд памятника природы?

3. Какие деревья растут на «Липовом острове» совместно с липой?

4. Составьте краткое описание дерева липы и его ценных свойств.

5. Какие растения и животные Красной книги, обитают на «Липовом острове»?

 

Памятник природы «Липовый остров» находится на территории Новокузнецкого района Кемеровской области, в 15 км от села Кузедеево.

 Его общая площадь – 11000 гектаров.  В 1983 году «Липовый остров» переведен в разряд памятника природы. Это единственный в Сибири участок  леса, где 42% площади «Липового острова» занимает липа сибирская, которая сохранилась с доледникового периода и «видела» еще мамонта.

Совместно с липой растут и другие деревья: пихта, сосна сибирская

( кедр), берёза, осина, ива, а также травянистые растения доледникового периода: копытень европейский, ясменник душистый, чистец лесной, подмаренник душистый, звездчатка Бунге.

Липа сибирская - дерево до 25–33 м высоты и до 1 м в диаметре, иногда представлено в виде кустарника. Наиболее старые деревья имеют возраст 170 лет, а отдельные экземпляры доживают до 300 лет. Липа издавна ценится как дерево красивое, душистое, медоносное, лекарственное. Цветёт всего 10-12 дней позднее всех деревьев в июле. В это время с цветков липы успевают собрать нектар и пыльцу, пчелы, шмели и бабочки. Древесина липы прочная и пластичная, в старину из нее плели лапти, в настоящее время изготавливают кухонную утварь и сувениры.

Также на территории «Липового острова» растут виды, занесённые в Красную книгу: марьин корень, венерин башмачок, родиола розовая (золотой корень).

Здесь обитают животные таежных лесов: бурундук, белка, различные птицы: иволга, горихвостка, соловей - красношейка, дрозд-рябинник.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей им

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей им

Содержание Программа проведения мастер – класса 3

Содержание Программа проведения мастер – класса 3

Программа проведения мастер-класса

Программа проведения мастер-класса

Кузнецкий Алатау», памятник природы «Липовый остров»; государственный национальный парк «Шорский», физическая карта

Кузнецкий Алатау», памятник природы «Липовый остров»; государственный национальный парк «Шорский», физическая карта

Пояснительная записка На сегодняшний день в соответствии с новым законом «Об образовании» в

Пояснительная записка На сегодняшний день в соответствии с новым законом «Об образовании» в

Использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в учреждении дополнительного образования позволяет не только существенно расширить и углубить знания учащихся о…

Использование элементов краеведческой направленности на занятиях по экологии для младших школьников в учреждении дополнительного образования позволяет не только существенно расширить и углубить знания учащихся о…

Этапы работы мастер-класса: 1

Этапы работы мастер-класса: 1

Ход мастер-класса 1.

Ход мастер-класса 1.

И сегодня в ходе мастер – класса я бы хотела поделиться опытом работы и представить вашему вниманию педагогические способы использования элементов краеведческой направленности, которые помогают…

И сегодня в ходе мастер – класса я бы хотела поделиться опытом работы и представить вашему вниманию педагогические способы использования элементов краеведческой направленности, которые помогают…

В ходе мини-исследования учащиеся самостоятельно определяют запыленность воздуха по тополю, вид березы в парке, загрязнение воздуха по сосне обыкновенной и наличие загрязнения почвы по липе…

В ходе мини-исследования учащиеся самостоятельно определяют запыленность воздуха по тополю, вид березы в парке, загрязнение воздуха по сосне обыкновенной и наличие загрязнения почвы по липе…

Кузбасса. В рамках городских экологических акций «Помоги птице зимой» «Сохраним красоту первоцветов» «Дни защиты от экологической опасности» и других наши учащиеся активно создают экологические листовки,…

Кузбасса. В рамках городских экологических акций «Помоги птице зимой» «Сохраним красоту первоцветов» «Дни защиты от экологической опасности» и других наши учащиеся активно создают экологические листовки,…

Кузбасса, затем находят их на физической карте и наносят на контурную карту (слайд 19)

Кузбасса, затем находят их на физической карте и наносят на контурную карту (слайд 19)

Систематизировать знания учащихся об особо охраняемых природных территориях

Систематизировать знания учащихся об особо охраняемых природных территориях

Дети учатся работать и взаимодействовать в группах, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, проявляют творческую активность и создают продукт своей деятельности

Дети учатся работать и взаимодействовать в группах, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, проявляют творческую активность и создают продукт своей деятельности

Литосфера Кузбасса», «Гидросфера

Литосфера Кузбасса», «Гидросфера

Спасибо за внимание (слайд 28)

Спасибо за внимание (слайд 28)

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Глоссарий терминов 1.

Глоссарий терминов 1.

Приложение 1 Проверочная карточка

Приложение 1 Проверочная карточка

Приложение 2 Работа в группах

Приложение 2 Работа в группах

Работа в группах Тема: «Особо охраняемые природные территории

Работа в группах Тема: «Особо охраняемые природные территории

Работа в группах Тема: «Особо охраняемые природные территории

Работа в группах Тема: «Особо охраняемые природные территории

Работа в группах Тема: «Особо охраняемые природные территории

Работа в группах Тема: «Особо охраняемые природные территории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017