Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе
Оценка 4.7

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
чтение
3 кл
25.02.2019
Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе
В данной статье представлены материалы, которые можно использовать на уроках в коррекционной школе. Предложенные игры помогают коррегировать у детей эмоционально сферу, социализировать детей в современном общетве, блокировать отрицательные эмоции и заменятьих на положительные. Дети учатся управлять своими эмоциями. Педагог с помощью этой методики легче находит контакт с аутичными детьми.
использование элементов психогимнастики.docx
«Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе» Современное общество очень стремительно меняется:  меняется темп жизни, применяемые   технологии,   растет   поток   информации,   модернизируются предприятия,   меняется   социальная   жизнь   людей.  Новый   федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед нами — педагогами новую цель, конечным продуктом которой должен стать выпускник с высоким личностно­развитым   потенциалом,   способный   ставить   проблемы,   искать   и находить новые решения, умеющий сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. В связи   с введением ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью вся система коррекционной работы направлена на социальную адаптацию   ребёнка   с   ОВЗ   в   современном   мире.   Из   этого   следует,   что правильно   организованная   работа,   позволяет   определить   пути   и   способы достижения социально желаемого развития обучающихся с ОВЗ. С   первых   минут   жизнь   каждого   человека   вплетена   в   ткань   человеческих отношений.   Человек   не   может   жить   без   общения   с   другими   людьми,   он никогда не станет человеком, если рядом не будет других людей.  Уже   много   лет   в   своей   работе   я   использую   книгу   Маргариты   Ивановны Чистяковой     «Психогимнастика».   Используя   на   своих   уроках   элементы психогимнастики,   я   видела,   как   постепенно   и   в   эмоциональном,   и   в познавательном плане менялись учащиеся.  Что  же   такое  психогимнастика?  Психогимнастика  ­  это   курс  специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных   сторон   психики   ребенка   (как   ее   познавательной,   так   и эмоционально­личностной   сферы).   (СНОСКА:   Из   книги:   Чистякова   М.И. Психогимнастика. М., 1990). В её основе лежит игра, являющаяся основным видом   деятельности   младших   школьников.   Чаще   всего   игры   проходят бессловесно, но если ребенок сопровождает игру речью, то это поощряется учителем.  Чтобы добиться положительных результатов, проводится она в четыре этапа: 1 этап – помогает развить у детей мимику, внимание и память. На 2 этапе педагог занимается проработкой качеств человек. На 3 этапе  вводится работа с образами, дети учатся перевоплощаться. И на 4 этапе игры и упражнения помогают детям научиться контролировать себя. Сейчас я расскажу о играх, которые я применяю на своих уроках. На 1 этапе я занимаюсь развитием мимики, внимания и памяти. Я учу детей выражать   свои   чувства   и   настроение   с   помощью   мимики.   И   не   только показывать и определять их, но и называть эти эмоции.  Мы хорошо знаем, что мимика детей с интеллектуальными нарушениями настолько бедна, что они не могут   выразить   даже   такие   эмоции,   как   радость,  гнев,   удивление.   Хотя   к рождению мышцы, отвечающие за мимику уже полностью сформированы. Игры на развитие внимания. «Будь внимателен!»  Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. Дети шагают под марш. Затем на слово «Зайчики», произнесенное учитеем, дети   должны   начать   прыгать,   на   слово   «лошадки»   —   как   бы   ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» ­ бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге. «Пишущая машинка»  Цель  игры.   Развивать волевое внимание. Каждому играющему присваивается буква  алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух­трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши. Игры на развитие памяти Слушай и исполняй!  Цель     игры.      Развивать   внимание   и   память.  Ведущий   называет  1—2  раза несколько различных движений, не показывая их.    Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим. В магазине зеркал  Ц е л ь  и г р ы.   Развивать наблюдательность.  В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была  обезьянка. Она  увидела  себя в зеркалах  и  подумала, что  это  другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки   топнули   ногой.   Что   бы   ни   делала   обезьянка,   все   остальные   в точности повторяли ее движения. Этюды на выражение основных эмоций «Сосредоточенность»  Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага. Выразительные   движения.   Левой   рукой   упереться   локтем   о   стол   и поддерживать голову, наклоненную влево; указательным пальцем левой руки двигать по воображаемой карте.  Мимика.  Слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена. «Удивление»  Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку   и   закрыл   его,   а   когда   открыл   чемодан,   кошки   там   не   было...   Из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты. «Цветок»  Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток.   Из   ростка   вырос   прекрасный   цветок.   Нежится   цветок   на   солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. Выразительные   движения.   Сесть   на   корточки,   голову   и   руки   опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны ­ цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед   за   солнцем.   Мимика.   Глаза   полузакрыты:   улыбка,   мышцы   лица расслаблены. На 2 этапе с детьми прорабатываются положительные и отрицательные черты характера. «Смелый заяц»  Заяц  любил  стоять  на  пеньке  и  громко  петь  песни  и читать  стихи. Он  не боялся, что его может услышать волк. Выразительные   движения.   Поза.   Положение   стой,   одна   нога   чуть   впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.  Мимика. Уверенный взгляд. «Внимательный мальчик» По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика. «Эгоист»  Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял себе одно пирожное и показал пальцем на два других: «А эти я съем вечером». Мама подумала: «Мой сын — эгоист». «Ябедник»  Мальчик мешает рисовать сидящим за столом ребятам. Он то забирает к себе все карандаши, то портит чужие рисунки, чиркая в них карандашом. Дети прогоняют его. Мальчик плача бежит к своей маме (к воспитателю) и говорит, что его обидели. Во время этюда звучит музыка С. Слонимского «Ябедник». На 3 этапе дети учатся перевоплощаться.  Молчок  Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок». В детский сад пришел Молчок — Очень робкий новичок. Он сначала был не смел. С нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: Словно зайка­скок да прыг. До чего же осмелел: Даже песенку запел. Ребенок,  исполняющий   роль   Молчка,  сначала   робко   сидит   на   стуле  (этюд «Робкий ребенок»), затем согласно тексту преображается в смелого: прыгает вокруг стула, а потом поет какую­нибудь знакомую песенку (этюд «Смелый ребенок»). А на 4 заключительном этапе – дети учатся контролировать  свои эмоции, снимать психоэмоционального напряжения. «Факиры»  Дети садятся на пол (на маты), скрестив по­турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается   груди,   глаза   закрыты.   Пока   звучит   музыка   (сирийская   народная мелодия), факиры отдыхают. «Медвежата в берлоге» Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме­медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге.   Медвежатам   хочется   спать.   Они   по   одному   идут   домой,   точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут,   когда   мама­медведица   поиграет   с   ними   перед   сном.   Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру. 1. Игра с шишками (на напряжение и расслабление мышц рук). Мама­медведица   бросает   медвежатам   шишки.   Они   ловят   их   и   с   силой сжимают  в  лапках. Шишки разламываются  на мелкие  кусочки.  Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела ­ лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам.  Повторить игру 2­З раза. 2. Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног).  Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени,   делая   домики.   Пчелка   пролетает   под   коленями.   Мама­медведица говорит: «Летит!», и медвежата дружно распрямляют свои ножки. Повторить игру 2­З раза. 3. Игра «Холодно ­ жарко»  (на напряжение и расслабление мышц туловища). Мама­медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки ­ греются. Стало жарко. Медвежата развернулись. Опять подул северный ветер. Повторить игру 2 — 3 раза. 4. Игра с шарфиком (на расслабление мышц шеи). Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам. 5. Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов). В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому­нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли   рот,   язык   отдыхает.   Пришла   мама­медведица   и   зажгла   свет.   От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке; погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх­вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать. 6. Отдых. Мама­медведица спела медвежатам колыбельную («Колыбельная медвежонку»),   а   медвежата,   устроившись   поудобнее,   стали   дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза.) Медведица вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах   и   смотрят   на   играющих   детей.   (Этюды,   пройденные   на   занятии. Закрепление полученных впечатлений и навыков.) (Пауза.) Медведица говорит медвежатам,   что   сейчас   они   услышат   прекрасную   музыку,   и,   обращаясь   к каждому   медвежонку   в   отдельности,   рассказывает,   какими   они   будут хорошими,  когда  проснутся  (П.  Чайковский. «Сладкая   греза»). Потом  она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоет жаворонок, они проснутся.   (Пауза.)   Поет   жаворонок   («Песня   жаворонка»).   Дети   быстро   и энергично или, если того требует последующая деятельность детей, спокойно и   медленно   встают.   С   удивлением   и   любопытством   дети­медвежата выглядывают   из   берлоги:   легли   спать   осенью,   а   сейчас   весна.   Всю   зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге. Очень хорошо развивают эмоциональную сторону у детей с ОВЗ рисование и музыка. Рисование   помогает   выявить,   как   дети   воспринимают   мир   и   как   они выражают свои эмоции. О   возможности   использования   в   изобразительной   деятельности   в психокоррекционных   целях   говорится   во   многих   работах,   посвященных детской психотерапии. За рубежом это арттерапия (лечение искусством). У нас   метод   использования   изобразительной   деятельности   в   лечебных   целях называется рисуночной психотерапией (А. И. Захаров, 1982) или изотерапией (Р. Б. Хайкин, 1988). Именно рисование может помочь снять напряжение у детей, особенно у детей – аутистов. Именно рисунок может вскрыть у детей их психологические проблемы. Именно рисунки помогают понять ребенка лучше и найти к нем индивидуальный   подход,   т.к.   ученик   выражает   в   них   свои   страхи   и привязанности. На уроке можно использовать такие виды изобразительной деятельности, как   рисование   с   помощью   шаблонов   и   условных   фигурок,   игра   в   кляксы, тематическое и свободное рисование. Тренировать   умение   распознавать   эмоциональное   состояние   по   мимике можно с помощью разрезных шаблонов своеобразных пиктограмм. Пиктограмма представляет собой набор карточек, на которых с помощью простых   знаков   (перевернутая   цифра   7,   черточки   и   т.   п.)   изображены различные эмоции. Всего я использую пять пиктограмм: радостное лицо, огорченное, лицо, которое выражает страх, лицо, которое выражает гнев и удивлённое лицо. Работу   я   провожу   следующим   образом:   узнать   эмоцию   по   пиктограмме; нарисовать определенную эмоцию. А на уроках чтения можно помочь ребенку выбрать пиктограмму, которая поможет ему прочитать предложение с нужной интонацией. Очень нравится детям создавать мультфильмы на бумаге. Несколько листиков   бумаги   скрепляются   вместе   и   на   каждом   листочки   рисуются человечки   –   скелетики.   Когда   эти   листочки   быстро   перелистываются, человечки двигаются. Таким способом можно создавать мультфильмы, после прочтения рассказов по чтению Еще один элемент психогимнастики, который я использую на своих  уроках – это игра в кляксы. Игра в кляксы способствует ослаблению  возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Дети брызгали краской на лист бумаги, потом его складывали пополам  и старались узнать, на что похож получившийся рисунок. По использованию  красок легко было догадаться и о эмоциональном состоянии детей.  Неуверенные  и агрессивные дети брали более темную краску, а у детей,  которых любят в семье и у которых нет проблем в школе, использовали в  своих рисунках более яркую краску и рисунки, которые у них получались  носили  позитивный характер, чем у первой группы детей. Детей очень  увлекает такая работа и те дети, которые постоянно отвлекаются   становились более сосредоточенными и внимательными. Многие дети очень любят рисовать и часто после прочтения  произведения по чтению они получали задание, нарисовать иллюстрацию к  прочитанному произведению. После проведенной работы можно было  увидеть, как поменялись рисунки детей. Если раньше они рисовали героев,  лица которых не выражали ни каких эмоций, то в конце года дети стали  прорисовывать эмоции людей. Даже агрессивные и легко возбудимые дети  стали использовать в своих рисунках яркие и светлые тона красок. Использование элементов психогимнастики помогает детям и при  инсценировках, которые мы ставим к праздникам в школе. Многие дети стали  посещать школьный театральный кружок, их выступления стали более  эмоциональными. Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и   организующим   является   музыка.   Восприятие   музыки   не   требует предварительной подготовки и доступно любому ребенку. Конечно, педагог подбирает ту музыку, которая доступна данной категории детей. Издавна   известно,   что   музыка   не   только   развивает   эмоциональную сторону   жизни   детей,   но   и   может   снять   напряжение,   внушить   любовь   и жалость. В.   М.   Бехтерев   считал,   что   с   помощью   музыкального,   ритма   можно установить   равновесие   в   деятельности   нервной   системы   ребенка,   умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. А для этого, указывал В. М. Бехтерев,   необходимо   выявить   ритмические   рефлексы   и   приспособить организм   ребенка   отвечать   на   определенные   раздражители   (слуховые   и зрительные). Г.   П.   Шипулин   еще   в   1928   г.   отметил   благотворное   влияние ритмических   упражнений   на   детей,   отличающихся   повышенной   нервной возбудимостью. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать   интерес   к   деятельности   вообще.   Организация   движений   с помощью   музыкального   ритма   развивает   у   детей   внимание,   память, внутреннюю собранность (Н. С. Самойленко, В. А. Гринер, Е. В. Конорова, Е. В. Чаянова). Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают   навыки   адекватного   группового   поведения,   безусловного принятия   (ситуационного)   роли   лидера   или   ведомого,   т.   е.   социализируют ребенка. Выработка механизмов торможения подкрепляется упражнениями под музыку. Если можно считать прочно установленной зависимость моторики от психического   состояния,   то   не   следует   забывать   и   об   обратном   влиянии моторики на психику (В. А. Гринер). Слушание   музыки   помогает   ребенку   войти   в   нужное   эмоциональное состояние.   Так,   лирическая   музыка   (отражающая   тончайшие   нюансы настроения)   способствует   общему   успокоению,   а   драматическая   музыка (отражающая   концентрированные   эмоции   аффекта   в   их   сложности) возбуждает, повышает жизненный тонус (Б. Г. Ананьев). Используя   элементы   психогимнастики   можно   увидеть   положительные стороны в следующем: 1. Дети   не   только   познают   эмоциональный   мир   людей,   но   и   учатся управлять своими эмоциями. 2. Даже   аутичные   дети   идут   легче   на   контакт   с   другими   детьми   и взрослыми. 3. Дети   учатся   блокировать   отрицательные   эмоции   и   заменять положительными. 4. Многие   дети   проявляют   себя,   как   артисты   и   происходит   их самовыражение. Список литературы 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 2007. 3. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984. 4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М., 1988. 5.   Буянов   М.И.   Ребенок   из   неблагополучной   семьи.   Записки   детского   психиатра.   М., Просвещение, 1988. 6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 8. Димо Джон. Детский рисунок. М.: Прель Пресс, Изд­во Эксмо, 2003. 9. Додонов К.И. В мире эмоций. Киев, 1987.  10. Захаров А. И.( Как предупредить отклонения в поведении ребенка.­М., 1986. 11. Захаров    А. И.   Как преодолеть страхи у детей. — М., 1986. 12. Захаров В.П. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982. 13. Изард, Керрол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 15. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997. 16.   Крюкова   С.В.,   Слободяник   Н.П.   Удивляюсь,   злюсь,   боюсь,   хвастаюсь   и   радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие ­ М.: Генезис, 2003. 17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., изд­во УРАО, 1997. 18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., Воронеж, 1997. 19.   Минаева   В.   Знакомим   детей   с   эмоциональным   миром   человека.   //   Дошкольное воспитание. М., 2003. ­ №2 ­ с.13­20. 20. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 21. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика ­ Синтез, 2003. 22. Психологическое воспитание. Под ред. Петровского В.А. М., 1995. 23. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986.  24.Р а т т е р   М.   Помощь трудным детям: Пер. с англ.­М. , 1987 25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. ­ т.II ­ М., 1989. 26. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983. 27. Обозов Н.Н. Мир нашего «Я в рисунке и почерке. СПб., 1997. 28. М.И. Чистякова Психогимнастика. М., 1990. 29 Эберлейн   Г. Страхи здоровых детей: Пер. с нем. — М., 1981. 30. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., ВЛАДОС, 2008. 31. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. 9. Энциклопедия молодой женщины. М., изд­во «Прогресс» и Фонд имени И.Д.Сытина, 1992. 32. Юн   Г.  Дети с отклонениями: Пер. с нем. ­ Кишинев,   1987.

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе

Использование элементов психогимнастики в коррекционной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019