"Использование элементов СУ ДЖОК терапии в коррекционно- педагогической работе»
Оценка 4.6
Лекции
docx
дефектология
Детсад
03.01.2019
Доклад для педагогов для тех кто работают с отклонениями в развитии, знают какие трудности испытывают дети когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений, что то завязывать, брать складывать резать вырезать лепить. Плохо развиты двигательные функции рук и пальцев.
суд жоку.docx
"Использование элементов СУ ДЖОК терапии
в коррекционно педагогической работе»
Якунина Н.П., учитель – дефектолог,
МБДОУ детский сад компенсирующего вида
№ 14 г. Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Те кто работают с детьми с отклонениями в развитии, знают какие трудности
испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,
выверенности и синхронности движений: чтото брать, завязывать, складывать, лепить,
вырезать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие
оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у
ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой
задачей, связанной с выполнением выше упомянутых действий.
Мелкая моторика
задерживается в развитии и значительно отстает от других двигательных качеств. А ведь ее
развитие напрямую связано с формированием правильной речи.
Чем раньше специалист начнет заниматься с ребенком, тем лучше будет результат на
выходе (при поступлении в школу). Я занимаюсь с детьми по наработанным методикам,
основанным на нетрадиционных методах развития ребенка. Это такие методы, как: Су
Джок терапия, кинезиологические упражнения. Су Джок терапия – это использование
массажного кольца на пальцах рук. Оказывает общетонизирующее лечебное и
профилактические действие, улучшает состояние энергетических каналов человеческого
тела. Массаж пальца с помощью кольца по эффективности взаимодействия на внутренние
органы равнозначен общему массажу тела. Регулярное их использование стимулирует
кровообращение, снимает усталость и напряжение, стабилизирует психические процессы,
укрепляют защитные силы организма, улучшает сон.
Дети – наше будущее и их физическое, психическое состояние (в том числе и речь,
которая является главным психическим процессом) зависит только от нас взрослых. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико
коррекционные и профилактические направления деятельности дошкольных
образовательных учреждений в ряд наиболее значимых. Самую многочисленную группу –
до 60% от всех дошкольников – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом
развитии. Речевая патология не существует сама по себе. Неполноценная речевая
деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной,
интеллектуальной и аффектноволевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость
внимания, снижен объем памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в развитие
двигательной сфере, недостаточно развита моторика пальцев рук. Объективное
обследование показывает, что дети с речевыми дефектами имеют не только отставание в
развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность. В
сложившейся ситуации актуальными являются системный, комплексный подход к
коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития
ребенка. Использование дополнительных методов создаст на коррекционных занятиях
условия для оптимального физического и нервнофизического развития, обеспечит
надлежащий уровень здоровья детей.
На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры
головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и
систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых
нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре
головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную
речь. Т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за
экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.
Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки
соответствия головному мозгу. По теории СуДжок это верхние фаланги пальцев. И при
массаже СуДжок массажерами особое внимание нужно уделять именно этим участкам
кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов
благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и,
следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.
Цель использования СуДжок терапии: Стимуляция высокоактивных точек соответствия
всем органам и систем, расположенных на кистях рук.
Задачи:
Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;
Использовать элементы СуДжок терапии на различных этапах работы по коррекции речи.
Содействовать снижению двигательной
и эмоциональной расторможенности,
нормализовать тонус;
Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.
Для реализации задач использую следующие направления и формы работы:
∙ Развитие фонематического слуха и восприятия;
∙ Коррекция произношения;
∙ Совершенствование навыков пространственной ориентации;
∙ Совершенствование лексико – грамматических категорий;
Су – Джок терапию проводим поэтапно:
1 Этап Знакомство детей с массажером , правила его использования.
2 Этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
3 Этап. Самостоятельное использование массажера в соответствии с потребностями и
желаниями. В своей практике я применяю суджок массажеры в виде массажных шариков в
комплекте с массажными металлическими кольцами.
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют
более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно
образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Рассмотрим по подробнее некоторые формы работы с детьми с помощью массажеров.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным
способом их стимуляции является массаж специальным шариком. (дети повторяют слова и
выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Катать мячик от кончиков пальчиков к запястью;
Катать мячик в ладонях по кругу;
Перебирать мячик пальчиками;
Сжимать мячик пальчиками;
Пальчиковая гимнастика в стихах, сказках. (дети повторяют слова и выполняют
действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.
Использование массажера при выполнении гимнастики во время физ.минутки
Выполнение упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого. И.п.: ноги на
ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 руки развести в стороны;
2 руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 руки развести в стороны;
4 опустить руки.
Массаж эластичным кольцом.
Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя
каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла, проговаривая
стихотворение. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)
Автоматизация звука в слогах, словах фразах. (массажный шарик, валик, массажное
кольцо). Используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом
происходит автоматизация поставленного звука в речи.
«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»
Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками
(Автоматизацию звука Ж, с помощью массажного шарика )
Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого.
С головы до ножек Весь в иголках ежик. Как же взять его?
Автоматизация звука в слогах, словах фразах. Одновременное произношение звуков, слов с
движением и прожимами на массажере
Ёжик в деревню забрёл, Увидел зелёный забор.
Развитие фонематического слуха и восприятия Характеристика звука (с помощью массажного шарика).
«Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери» (шарик подбирается в соответствии
с характеристикой звука)
красный – для гласных;
синий с колечком – для звонких твердых согласных;
синий без колечка – для глухих твердых согласных;
зеленый с колечком – для звонких мягких согласных;
зеленый без колечка – для глухих мягких согласных.
Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав слог или слово с ним.
Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет.
Звуковой и слоговой анализ слов
Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок.
Слоговая структура слова «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик
доставай»
Связь звука с буквой
Прокатывание шарика по написанной букве («Буквы знаю и пишу шарик верно прокачу)
Совершенствование лексико –грамматических категорий
Словообразование, словоизменение «Шарик кати – слово говори»
Игры с перекатыванием шарика или деревянного валика друг другу «Один – много»,
Совершенствовании навыков употребления предлогов
«Ловко с шариком играем и предлоги называем»
Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в
собственном теле, развитие памяти, внимания.
«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в
правую руку и спрячь за спину и т.д.;
ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен
назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. «Глазки закрывай, на каком колечко,
палец – угадай»
Вашему вниманию предлагается практическое применение Су – Джок терапии с помощью
Су – Джок шарика (Сказка про ежика)
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно
просто неэффективно.
Универсальность Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и
родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически
активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не
требуют больших затрат.
Таким образом, вариативность использования в коррекционной
практике
разнообразных методов и приёмов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон СуДжок выявляет явные преимущества: сокращаются сроки
коррекционной работы, повышается качество работы, нормализуется мышечный тонус
(который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи), улучшается
психоэмоциональное состояние детей, обеспечивается тактильная стимуляция в
определённом ритме, что способствует формированию чувства ритма.
Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем
дети, чьи руки мало знают пальчиковый массаж. Тренируя мелкие движения кисти,
мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области
в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов,
которые интенсивно идут из пальцев рук. В.А.Сухомлинский писал: «Истоки
способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». Это значит,
чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать собственными руками, тем он
умнее и изобретательнее, тем он лучше творчески развит и тем тоньше воспринимает
окружающий мир.
Список литературы
1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями:
Логопед, № 6, 2004 . – с. 7882.
2. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием
речи: Дефектология, № 1, 1983.
3. Богуш Д.А. корейский метод СуДжок. – М.: Ника – Центр, 2008.
4. Ивчатова Л. А. Судок терапия в коррекционнопрактической работе с детьми. Логопед
– 2010. № 1.
5. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. Литера, 2008.
6. Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.
7. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики СуДжок терапии: Серии книг по СуДжок
терапии. СуДжок Академия, 2009.
"Использование элементов СУ ДЖОК терапии в коррекционно- педагогической работе»
"Использование элементов СУ ДЖОК терапии в коррекционно- педагогической работе»
"Использование элементов СУ ДЖОК терапии в коррекционно- педагогической работе»
"Использование элементов СУ ДЖОК терапии в коррекционно- педагогической работе»
"Использование элементов СУ ДЖОК терапии в коррекционно- педагогической работе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.