Использование идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания.
Оценка 4.7

Использование идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания.

Оценка 4.7
Раздаточные материалы +1
doc
история +1
7 кл—9 кл
12.05.2019
Использование идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания.
Сегодня к гуманистической педагогике возрос интерес, так как проблема нравственной сути человеческой жизни актуальна для всех времен и народов. Я считаю, что эти гуманистические прозрения должны быть нравственным ориентиром в воспитании молодого поколения. Именно потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию современная гуманистическая педагогика и психология выдвигают на первый план в образовании и развитии личности. В 20 веке идея саморазвития активизировала мировое педагогическое сознание. Сегодня она внедряется в российское образование.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ КЛАССИКОВ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.doc
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ КЛАССИКОВ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ   Каляцкая Нина Яковлевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ№ 40»  города Братска Иркутской области  Аннотация.  За сотни лет существования педагогика накопила огромный опыт. Намного раньше политизированной педагогики существовала гуманистическая педагогика. Каждое время диктует свои условия и подходы. И вот сегодня к гуманистической педагогике возрос интерес, т.к. проблема нравственной сути человеческой жизни актуальна для всех времен и народов.   Сегодня   эти   гуманистические   прозрения   должны   быть   нравственными ориентирами   в   воспитании   молодого   поколения.   Именно   потребности   и   способности   к саморазвитию,   самосовершенствованию   современная   гуманистическая   психология   и педагогика выдвигают на первый план в образовании и развитии личности. В XX веке идея саморазвития активизировала мировое педагогическое сознание. Сегодня она внедряется в российское образование.  Ключевые слова:  гуманистическая педагогика, политизированная педагогика, асоциальное поведение,   гуманистическая психология, технология саморазвития личности,   разум,   ум, совесть, нравственно­ориентированный учитель.                                                       «Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства, Не величина городов, а облик человека, воспитываемого страной» Ралф Эмерсон              В течение десятилетий педагогика, ориентированная на коммунистическую идеологию, утверждала, что воспитание, т.е. воздействие на человека извне, едва ли не всемогуще и может даже переделать природу человека. Совершенно не принимались в расчет внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, к самосовершенствованию. За сотни лет   существования   педагогика   накопила   огромный   опыт.   Намного   раньше   политизированной педагогики существовала гуманистическая педагогика.  Каждое время диктует свои условия и подходы.   И   вот   сегодня   к   гуманистической   педагогике     возрос   интерес,   т.к   проблема нравственной   сути   человеческой     жизни   актуальна   для   всех   времен   и   народов.   Сегодня гуманистические прозрения должны быть нравственными ориентирами в воспитании молодого поколения.   Именно     потребности   и   способности   к   саморазвитию,   самосовершенствованию современная     гуманистическая   психология   и   педагогика   выдвигают   на   первый   план   в образовании   и   развитии   личности.     В  XX  веке   идея   саморазвития   активизировала   мировое педагогическое сознание. Сегодня она внедряется в российское образование   в соответствии ФГОС   и   личностно­   ориентированного     обучения.     Школе   сложно   справляться   со   своей социализирующей   функцией     –   обеспечить   подрастающее   поколение   необходимой ориентировкой   и   средствами   саморазвития   в   трудовой,   социальной,   политической, экономической жизни. В основе  гуманистической  педагогики стержнем, как смыслом  жизни, является     идея   самосовершенствования   с   верой   личности   в   самого   себя.     Технология саморазвития   личности   школьника   по   гуманистическим   идеям   А.С.Макаренко,   А.А. Ухтомского,   Л.Н.Толстого,   К.Д.Ушинского,   В.А.Сухомлинского,   С.Л.Соловейчика,   Г.К. Селевко,   Ш.А.   Амонашвили     может   быть   одной   из   основных   в   построении   новой   системы воспитания и образования.  Нравственные  качества – показатель индивидуальный  и на него не влияют  ни время, ни политический строй.   Я   использую   идеи     классиков   гуманистической   педагогики     в   преподавании обществознания.  Эпизодически провожу методику “этического заряда”. Зная о ситуации, случае нарушении отношений, я ненавязчиво анализирую нравственный конфликт с целью совместного поиска их предотвращения и достойного выхода из них.   Например, о хамстве   и поведении толпы:   Хамство<—>  благовение  (понятие немецкой культурологии) группа.   Мировоззрение. Жизненная позиция. Желание много иметь, ничего не знача. Распущенность. Бытовое хамство. Дефицит любви. Хамство в верхах власти.  Толпа ­ неустойчивая, легко внушаема, ее поведение непредсказуемо, она анонимна, “безликая”, неуязвима, т.к.  люди в толпе анонимны, человек в толпе  снимает с себя ответственность (“Это не Я,  это – они). Толпа слепа, жестока, безумна. Признак   толпы   –   арифметически   –   безличная   численность.   Антипод   слова   “общество”   – “разобщенность” (от одного корня). У разобщенности только одна общая сила: слепая ярость толпы. А это страшно, ох как страшно…  Учащиеся  читают информацию по схемам и делают самостоятельные  выводы. Подчеркиваю, что основа нравственной личности – стыд, жалость, доброжелательность, сострадание. Подростки привыкают жить в мире виртуальной реальности, который как бы заменяет им человеческие отношения, но при этом не учит растущего человека сопереживанию.    Учитывая   возраст,     обращаю   внимание   учащихся   на   слова   Л.Н.Толстого «Истинное знание человека венчается  познанием своей личности».    Очень   значимо   сегодня   руководство   по   организации   самовоспитания   Т.К.   Селевко, программа курса “самосовершенствование личности”, где делается акцент на психологические знания о своей личности.  На уроках обществознания я обращаю внимание учащихся на таблицу, где изложена  программа позитивного развития личности:    “Кто Я?, Какой Я?” – 5­й класс, “Познай себя”, “Сделай себя сам, напиши свой свод правил поведения” – 6­й класс. “Научи себя учиться” – 7­й класс, “Утверждай себя”, “Я в коллективе сверстников” – 8­й класс, “Найди себя”, “Я так хочу и Я – надо” – 9­й класс. “Управляй собой” (саморегуляция) – 10­й класс, “Реализуй себя” (самоактуализация) – 11­й класс. Обращая внимание учащихся на таблицу, где изложена программа позитивного развития, подчеркиваю – это программа, как сделать из себя Человека   –   личность.   Самовоспитание.   Самопознание.   Самообразование.   Самообучение. Самовыражение. Самоутверждение.Самоопределение. Саморегуляция. Самореализация. И если вести эту работу по ступенькам: самопознание, самовоспитание, саморазвитие, то реализуются идеи В.А. Сухомлинского: первый и наиболее важный результат воспитания будет  проявлен  в том,   чтобы   ученик   стал   думать   о   самом   себе.   Я   обращаю   внимание   учащихся   на   то,     что личностью становятся двояким образом: или преодолевая сопротивление среды,  или  наоборот, в благополучных условиях, с детства относятся как к личности. От природы дается характер: сильный, слабый, мягкий, агрессивный.   А личностью   становятся в процессе   воспитания   и самовоспитания,   образования   и   самообразования.       Человек   становится     личностью   своими собственными   усилиями,   характер   закаляется   в   преодолении   трудностей,  личность воспитывается отношением.   В   применении   технологии   саморазвития   “к   трудным”   подросткам     у     Г.К.   Селевко присутствует педагогика требований, запретов, принуждений, т.к. без методов отрицательного стимулирования  невозможно усвоение детьми норм социального поведения.   А.С. Макаренко писал:   “Отсутствие   наказания   воспитывает   хулигана”.     А   Ш.А.   Амонашвили   отмечал,   что обучение и воспитание  в силу  своего социального назначения  всегда  несут в себе элементы принуждения.   Обращаю внимание учащихся на то, что мы учимся на плохом, своих и чужих ошибках.  Поскольку мать – душа ребенка, я пытаюсь найти понимание у матерей, на практике убеждена,   что   от   поведения,   оценки,   отношения   матери   очень   многое   зависит   в   жизни   и   в поведении детей.   На уроках – практикумах я с ребятами обсуждаю проблему: как управлять собой, ситуацией, чтобы не допускать обиду, раздражение, ненависть, месть.  Наглядно обращаю внимание   на   следующее:     Душевный   покой   ­     здоровье.    Что   такое   стресс?   Стресс   –   это невидимая глазу энергетическая связь с плохим.   Все, что для данного человека плохо, является стрессом.   Коллективно разбираем советы Лууле Виилмы ­ эстонского психолога.      Если Вас обидели, делайте следующее:  Попытайтесь оправдать человека, который Вас обидел. Найдите в нем   какие­то   положительные   черты.     Постарайтесь   поставить   себя   на   его   место,   т.е. отстранитесь от своего “я” с его обидами, претензиями. Если у человека нет злобы, то у него нет злых   болезней.     Если   нет   страха,   то   нет   страшных   болезней.     Если   нет   чувства   вины,   он находится   в   состоянии   душевного   покоя.     Подбираю   фактический   материал   практически значимый   для   жизнедеятельности   учащихся.   Следую   стилю   партнерства,   сотрудничества, кооперации.     Стараюсь   проводить   диалоговое   обучение   для     развития   коммуникативной компетенции.  Делаю акцент на оценивании социальных привычек, связанных со здоровьем, учу критически   мыслить,   отстаивать   свое   мнение.   Отношение   к   миру   отражает   индивидуальную способность человека понять жизнь.  А.А. Ухтомский отмечал, что будущее – это часть нашей жизни,   которую   мы   можем   изменить.   Общество   больно   отношениями.   Умение   общаться определяет качество жизни.  Ш.А. Амонашвили обращает внимание на педагогическую терапию. Вся     жизнедеятельность   человека   представляет   собой   совокупность,   цепь   сменяющих друг   друга   доминант;   они   могут   быть   более   или   менее   осознаваемыми   и   неосознанными, ситуативными или долговременными  (у Макаренко – ближние, средние, дальние перспективы), а по Ухтомскому самые важные для человека и общества доминанты поведения, которые следует воспитывать   –   это   доминанта   постоянного   нравственного   совершенствования,     доминанта творчества, искания истины.   Актуальны сегодня их подходы к проблеме воспитания человека. Их  идеи  созвучны  нашему  времени.     Школа  всегда  искала   пути  решения  задач  воспитания. Успехов добивались педагоги, которые выходили на духовные контакты со своими учениками. Если следовать идеи  А.А. Ухтомского, надо создать и поддерживать у учащихся доминанту на самосовершенствование,  на осознанное улучшение самого себя.   Мне по душе эта установка, сегодня нужна специальная работа разума школьника и его души. Начиная с  5  класса, на уроках обществознания я ввожу этическую грамматику, учащиеся составляют этический словарь или делают пометки в своих личных дневниках. Путь к возрождению культуры, которую А. Швейцер толковал как прогресс, нравственное совершенствование в сфере духа человека.  Созвучно это с мнением  с эстонского  психолога  Лууле Виилмы:   Дух – это творящая сила, желая добра, мы продвигаемся вперед. Душа погоняет сзади, если она позитивная, она работает с духом, или идеей, как семенем. Душа – почва, в которой произрастает   тело.       Школа не завод, школа производство человеческое. Сухомлинский отмечал, что школа должна возвращать детство тем, кто в семье его лишен.   Поскольку человек развивается через отношения, то отношения надо строить   на   справедливости   и   правде.   Позитивное   мышление,   умение   анализировать   свои поступки   помогает   найти   выход   из   тяжелых   ситуаций.   Я   обращаю   внимание   учащихся   на формулу   образованности     Н.Г.   .Чернышевского:   обширные   знания,   привычку   мыслить, благородство   чувств.     Обращаю   внимание   на   следующие   высказывания:   “Поведение   –   это зеркало,   в   котором   каждый   показывает   свой   облик”.   (И.   Гете).   “Все   болезни   от   нашего поведения”.   (Пифагор).     За   обычным   рассматриванием   графических,   схематических   записей следует анализ, который   приводит к умозаключению  (выводу) по конкретному вопросу. На уроках   открытых мыслей     учащиеся знакомятся с разными взглядами, мнениями, оценками, выражают   свое   отношение   и   понимание   их.   Сознание   –   главное   достоинство   человека,   оно определяет  бытие. Регуляторы  отношений между людьми:  Традиция,  Закон, Нравственность. Жизненный путь определяется тем, что есть в сознании: воля, характер, знание, способности и другое.   Обновление школы в духовном росте учителя. Ш.А. Амонашвили отмечал: « Как же я буду смотреть в глаза моей педагогической совести?» Считаю, что   на первом плане должны быть   диалогические   методы   общения,   совместный   поиск   истины.   Использовать   приемы косвенного влияния через метод педагогической ситуации, ситуации – стечения обстоятельств. Школа может воспитывать, но не мероприятиями, а духом учителей. Замечательны советы К.Д. Ушинского: Способность воспитывать своей личностью, своим примером – “только разумом можно развивать ум, только совестью можно воспитывать совесть”. Учить сопереживанию через свою   отзывчивость.   Учить   требовательности   через   свою   требовательность.   Учить   строгости через свою строгость. Дети восприимчивы  к влиянию  взрослых,  поэтому учитель должен не только себя внешне вести прилично, но и в мыслях быть правдивым, а в чувствах моральным. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. В.П. Кохановский «Философия», учебник для высших учебных заведений, Ростов­на­ Дону, «Феникс», 1997 г. 1997 г. 2. В. Леви «Искусство быть собой», М. Знание, 1991 г. 3. В.Т. Лободин «Трудное счастье совершенства», ИК «Комплект», Санкт­Петербург, 4. Лууле Виилма «Светлый источник любви», «Оставаться или идти», Екатеринбург, У­ Фактория, 2000 г.

Использование идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания.

Использование идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания.

Использование идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания.

Использование идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания.

Использование идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания.

Использование идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания.

Использование идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания.

Использование идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2019