Использование игровых приемов в логопедической работе
Оценка 4.9
Педсоветы
pptx
дефектология
Детсад
26.03.2017
Слайд 1 «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло» (Народная мудрость)
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Слайд 3 Основная задача логопедической работы с детьми - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Исходя из этого речевые игры, используемые как для формирования правильной речи, так и для коррекции различных её нарушений, решают следующие задачи:
1.Развивают слуховое внимание и восприятие, речевой слух, фонетический слух, артикуляторную моторику, дыхание и голос, пальцевую моторику
2.Формируют правильное звукопроизношение.
3.Помогают практически усвоить лексические и грамматические средства языка, формируют связную речь.
4.Помогают подготовке к грамоте, овладению элементами грамоты.
5.Развивают внимание, память, словесно - логическое мышление, моторную деятельность.
Игра - очень эффективное средство в логопедической работе, подбирая их, мы должны помнить не только о требованиях к их проведению, но и строго соблюдать принцип отбора:
• от простого к сложному;
• принцип последовательности;
• принцип систематизации.
Слайд 4 На сегодняшнем семинаре хочу поэтапно раскрыть занятие обучение грамоте, рассказать и продемонстрировать часть игр, которые я использую. Я разработала для себя определенную структуру занятия. Каждому этапу занятия соответствуют определенные игры, которые варьирую от занятия к занятию. Предлагаю остановиться на некоторых играх, которые наиболее часто использую в своей работе, как наиболее эффективные, на этапе развития фонематического восприятия, обучениям навыкам звукового анализа и синтеза, автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшей и подготовительной к школе группах.
Слайд 5 Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах. Практически на всех занятиях я использую презентацию. Чтобы подвести детей к теме занятия, использую фрагмент мультфильма, их цель вспомнить правильное название мультфильма, а затем определить звук, с которым предстоит работа. Иногда использую и традиционный способ – сюрпризный момент.
Слайд 6 Обязательно повторение пройденного материала. Цель-актуализировать знания детей. Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Слайд 7 Это могут быть игры на различение понятий: «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», « твердый – мягкий согласный», припоминание слов с заданным звуком и т.д.
Слайд 8. При изучении звуков необходимо давать их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абсолютные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть. Я придумала свой выход, у каждого звука есть своя одежда, которую нужно закрасить определенным цветом. Гласные звуки девочки в красной одежде и согласные звуки-м мальчики, соответственно в синей и зеленой одежде.
Слайд 9. После вводной части переходим к основной, а это к работе со звуком. С помощью индивидуальных ламинированных карточек определяем место звука в слове. Ребята закрашивают цветным маркером клеточку, соответствующую месту звука в слове. Также для индивидуальной работы есть звуковые полоски на каждого ребенка. Цель этих игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний.
Слайд 10. В игре «Домики» дети подбирают картинки на заданный звук и складывают их в кармашки. Ребятам очень нравиться выходить к доске. С помощью данного пособия мы учимся различать твердые и мягкие согласные звуки. В зеленом домике живут слова, в названии которых, заданный звук, является мягким согласным; а в синем домике живут слова, соответственно, в названии которых, заданный звук, является твердым согласным. В игре «Кто внимательнее» ребятам нужно поймать (Хлопнуть в ладоши), когда услышат заданный звук из ряда других. Данные игры развивают слуховое внимание и фонематическое восприятие: учат детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух.
Слайд 11 В работе над звуком еще мы используем игру «сигнальщики». Правила игры заключаются в том, что ведущий называет звук, игроки быстро дают характеристику заданному звуку и поднимают соответствующий кружок, можем и усложнить задание, ведущий показывает кружок определенного цвета, а игроки называют звуки ему соответствующие. (Цветные кружки и маркеры есть у каждого ребенка в индивидуальной папке)
В Игре «Собери цветок». Необходимо выбрать картинки с заданным звуком и с помощью их собрать цветок, по такому же правилу собираем бусы.
В своей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны и доступны детям. Слайд 12. Из опыта работы могу утверждать, что игра должна быть внешне привлекательной и эстетичной. Количество пособий лучше изготавливать по числу детей в занимающейся группе или подгруппе. Такие игры необходимы для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков.
Слайд 13 Для развития слухового внимания использую игру «Звуковая мозаика». Перед каждым ребенком есть квадрат, разделенный на 9 клеточек и фишки. Каждая клеточка соответствует последующему слову, необходимо выбрать только те слова, в которых есть заданный звук..И в конце игры на игровом поле должна получиться нужная буква.
Слайд 14-15. Проработав данный материал переходим к работе со слогами. В основном на этом этапе я использую компьютерную графику. Но есть и карточки для индивидуальной работы. Например, на каждого ребенка цифровой ряд от 1 до 5. Сосчитав количество слогов дети поднимают соответствующую цифру. Игра пирамидка или паровозик позволяет работать с картинным материалом. Получив картинку, воспитанники опускают ее в нужный вагон или ступень пирамидки.
Слайд 16 Обязательно использую словесные игры, они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков. Таких игр огромное множество, например одна из игр с мячом «Измени слово». Я произношу слова и по очереди бросаю детям мяч. Они должны заменить гласный звук в середине слова на звук У т перебросить мяч обратно (Слова: сок-сук, лак-лук, так-тук, дал-дул). Еще дети очень любят игру «Доскажи словечко».
Слайд 17. Физминутка бывает тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются в снятии усталости, в внесении эмоционального заряда, в совершенствовании общей моторики, в выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Слайд 18. Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков определение места звука и др. хорошо представляя те трудности, с которыми дети столкнутся в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, строю все обучение на игровых приемах, обеспечивая доступность материала и заинтересованность детей.
Слайд 19. Следующий из этапов - звукобуквенный разбор слова. Для групповой работы используем готовые схемы, цель - определить к какой схеме соответствует слово, соотнести картинку и схему. Слайд 20 Ребята любят работать с индивидуальными карточками. Работая, самостоятельно, дети обязательно сверяются с доской. Но это только после того когда этот навык хорошо отработан и после можно переходить к индивидуальной работе.
Преимущество игры и игровых приемов, по-моему, мнению, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны – более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.
Слайд 21. Основная задача логопедической работы с детьми - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Начинаем с составления предложений.. Для этой работы есть большое количество картинок в печатном и электронном виде. На этапе составления схемы к предложению, ребята очень любят выходить к доске и делать зарисовку схемы. Слайд 22Есть и индивидуальные полоски на каждого ребенка, дети выкладывают схему на столе. Составив, делаем анализ, считаем количество слов, отыскиваем слова, в которых спрятался изучаемый звук. У меня сделаны карточки с готовыми схемами и словами-подсказками (картинками), детям нужно, придерживаясь этой схемы и заданного первого и последнего слова составить предложение. Еще любят игру «Отгадай слово», заключается в том, что выбирается водящий, который выходит за дверь, один из ребят предлагает слово с изучаемым звуком, а остальные ребята составляют предложения. По возращению водящего в аудиторию, он спрашивает у ребят составленные ими предложения, его задача понять какое одно и тоже слово встречается в каждом предложении.
Слайд 23 Завершающий этап работы со звуком знакомство с буквой, обозначающей этот звук. Зрительно анализируем из каких элементов состоит буква, сравниваем с предметами окружающей действительности, рисуем ее в воздухе, выкладываем из разного материала. И обязательно играем с этой буквой. Отыскиваем ее среди других, и в пространстве.
Слайд 24. В Игре «Чудесный мешочек» дети достают из мешочка буквы и вспоминают слова на эту букву, или сравнивают на что похожа эта буква. По количеству воспитанников у меня сделаны трафареты на все буквы алфавита, дети обводят буквы в тетрадях для домашних заданий. Слайд 25-26 В этом году мы начали практиковать лабиринты с буквами. Например: проведи зверька в домик только по буквам Б. Еще хорошо развивает зрительное внимание подобная игра, но в ней нужно обвести или зачеркнуть только указанную букву. Данные пособия сделаны на каждого ребенка.
Раз в неделю после занятия, для закрепления материала я даю детям задания на дом, такие же в легкой и интересной форме. Родители отмечают, что дети с желанием занимаются дома.
Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды.
Я продемонстрировала ряд игр, которые использую на групповых занятиях, их также допускаю и на индивидуальных. Я широко использую компьютерную технику, часть игр, созданных лично я уже демонстрировала на других семинарах. А те игры, которые вы увидели сегодня, все они также имеют и электронную версию. Спасибо за внимание.
использование игровых приемов в логоп. практике.pptx
Использование игровых приемов в логопедической работе
Детский сад № 2
«Журавушка»
Коршакова Анастасия
Использование
Владимировна
игровых приемов в
логопедической
работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
«Дитятко – что тесто: как
замесил, так и выросло»
(Народная мудрость)
Использование игровых приемов в логопедической работе
Речевые игры решают следующие задачи:
1. Развивают слуховое внимание и восприятие,
артикуляторную
фонематический
моторику, дыхание и голос, мелкую моторику
2. Формируют правильное звукопроизношение.
3. Помогают
усвоить
слух,
и
грамматические средства языка, формируют
связную речь.
лексические
4. Помогают подготовке к грамоте, овладению
элементами грамоты.
5. Развивают внимание, память,
словесно
логическое мышление, моторную деятельность
Использование игровых приемов в логопедической работе
Формирование основных понятий
на занятии:
Звук: Гласный, согласный:
Твердый согласный, мягкий
согласный.
Слог
Слово
Предложение
Буква
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Задачи словесных игр
Формирование правильного звукопроизношения
Совершенствование дикции
Развитие фонематического восприятия и связной
речи
Обогащение словаря
Развитие памяти, воображения, внимания,
коммуникативных навыков
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Использование игровых приемов в логопедической работе
Благодарю за
внимание!
Творческих успехов!
FokinaLida.75@mail.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.