Описание опыта работы по использованию информационно-коммуникационных технологий в работе классного руководителя. В работе раскрываются области применения и возможности информационно-коммуникационных технологий в работе классного руководителя. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипертекста, что способствует повышению эффективности педагогического труда.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Герасименок Елена Николаевна, учитель, «Средняя школа №5 г. Мозыря»
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу
с учащимися всего класса и их родителями. Классный руководитель
формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его
возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования
познавательных интересов; через разнообразные формы и методы
индивидуальной работы; создает благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного
труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в
социум, формирования демократической культуры в системе классного
самоуправления.
внедрение информационнокоммуникационных технологий в
Мне
позволило расширить арсенал
образовательной деятельности
методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных
компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео,
мультимедиа, гипертекста, что способствует повышению эффективности
педагогического труда.
Области применения и возможности
коммуникационных технологий в работе классного руководителя
информационно
1) Дневник классного руководителя
• План воспитательной работы;
• Социальный паспорт класса;
• Психологопедагогические характеристики учащихся класса;
• База данных учащихся и их родителей
Использование текстового редактора, баз данных
2) Мониторинг
• итоговой успеваемости;
• успеваемости по четвертям и за год;
• уровня воспитанности.
Использование электронных таблиц Microsoft Excel, Электронного журнала
3) Диагностирование, анкетирование
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными
диагностиками, анкетами и методиками которые требуют больших временных
затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с
помощью электронных таблиц Microsoft Excel, которые позволяют наглядно
представить результаты обработки анкет, диагностик и методик с помощью
таблиц, графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования
интересны не только учащимся, законным представителям, службе СППС.4) Коммуникации
Для непосредственного общения с учениками и их родителями большие
возможности дает Интернет. Для коллективного (и личного, в том числе)
общения мы используем социальные сети: vk.com, ok.ru, facebook.
Общение возможно через Гостевую книгу школьного сайта. Для личного
общения иногда мы используем электронную почту.
сопровождение выступления на педсовете;
5) Методическая работа
•
• для проведения семинара или творческого совещания;
• для обобщения собственного опыта.
6) Творческая работа с учениками
• Создание школьного сайта;
• Оформление классного уголка;
• Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках,
экскурсиях.
• Создание видеофильмов о школьной жизни класса.
7) Внеклассная работа с учащимися
На протяжении нескольких лет работаю над проектом организации 6го
школьного дня «Калейдоскоп пионерских дел». Выбор темы проекта и
способов его реализации неслучаен. Становление гражданского общества и
правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня
гражданского образования и патриотического воспитания. Школа, являясь
сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества
и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу
определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию
личности и является важнейшим инструментом, который способен
эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина
и патриота.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско
патриотического воспитания,
адекватных современным социально
педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном
компоненте гражданскопатриотического воспитания. Только через активное
вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через
изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть
успехов в этом направлении.
Гражданскопатриотическое воспитание формирует не просто
законопослушного гражданина,
осознанно и активно
исполняющего свой гражданский долг.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско
патриотического воспитания,
адекватных современным социально
педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном
компоненте гражданскопатриотического воспитания. Только через активное
а человека,вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через
изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть
успехов в этом направлении.
Использование информационнокоммуникационных технологий внесло
изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь –
изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного
процесса, превратился в партнёра (помогает в подготовке и проведении
внеклассных мероприятий).
Современное компьютерное оборудование выступает как средство
организации и оснащения воспитательного процесса:
• как средство для создания информационнометодических материалов и
документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео
фильмы и другие демонстрационные формы);
• как средство поиска информации (текстовой, видео и аудио);
• как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой,
статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения
диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в
воспитательной деятельности);
• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки
и коллекции, фото и видеоархивы, электронные хранилища);
• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).
Тимуровские мероприятия патриотического характера способствовали не
только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию
интересов и идеалов. Тимуровцы составляют то ядро, которое будет
формировать будущее нашей республики, развивать идею белорусской
государственности.
Мероприятия проводимые в рамках проекта «Калейдоскоп пионерских дел»,
ориентированы как на любовь к Родине, так и веру в себя, в собственные
силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому
уголку и каждому гражданину нашей многонациональной Беларуси.
Воспитываю ребят на победах, а не поражениях, на созидании, а не на
разрушении.
Героические события истории Беларуси, достижения страны в области
политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для
проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.
Поэтому в рамках проекта использую такие формы гражданско
патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества,
воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил РБ, а
также акции, месячники, концерты, поздравления ветеранов, лектории,
фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Все мероприятия
направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества
учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личностиинтеллектуальнотворческих способностей,
подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие
проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности
учащихся,
формированию
социальнозначимых качеств. ( Учащиеся охотно выполняют поиск и анализ
найденного материала в Интернете; участвуют в проектной деятельности,
подготовке к выступлениям на информационных часах с использованием
материалов Интернета; тематический просмотр видеороликов; просмотр и
обсуждение художественных фильмов; выпуск тематических газет, листовок,
плакатов, видеороликов, мобильного видео; презентация своей работы на
классных собраниях, родительской конференции).
При планировании различных мероприятий учитываются интересы ребят. Все
мероприятия мы проводим в игровой форме как конкурсы, брейнринги,
КВНы. По окончании мероприятий учащиеся выпускали газеты, коллажи и
т.д.
Стало уже традицией ведение электронного классного фотоальбома, где
хранятся яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и
пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного
руководителя.
В рамках проекта была создана медиатека, которая включает в себя:
фильмы гражданскопатриотической направленности;
виртуальные экскурсии;
интерактивные игры (созданные учащимися);
проекты гражданскопатриотической направленности
«Неслучайная встреча», «Мобильное видео»; рисунки, плакаты, буклеты).
(видеоролики
8) Работа с законными представителями
Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет предоставляет
законным представителям возможность оперативного получения информации
о жизни школы, класса и каждого ребенка. Они могут узнать расписания
занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, днях здоровья и спорта.
Кроме этого, сайт школы является для законных представителей источником
информации учебного, методического и воспитательного характера. Со
страниц сайта законные представители могут получить информацию о
методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения
ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию.
Для развития партнерских отношений между законными представителями и
классным руководителем как в индивидуальной, так и в групповой форме
используются Skype и Viber.
В целом, использование современных технических средств и информационно
коммуникационных технологий в образовательном процессе школы позволяет
активизировать законных представителей,
наладить продуктивное
взаимодействие всех участников образовательного процесса и установить
партнерские отношения школы и семьи.