Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Один из принципов ФГОС дошкольного образования выдвигает требования к построению образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
При создании условий для развития детей я столкнулась с проблемой выбора методов и средств, способствующих поддержке инициативы и самостоятельности.
Задачи образовательной области «Познавательное развитие» предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, познание окружающего мира в разных видах детской деятельности.
Практика показывает, что традиционные формы взаимодействия не позволяют полноценно создать условия для развития детей, не всегда соблюдается логическая последовательность изучения нового материала, отсутствует ориентировка на познавательные интересы детей.
Наблюдая за детьми в разных видах деятельности, определила, что дети проявляют интерес к коллективным формам работы, совместным обсуждениям проблем.
Наряду с этим, отмечаю, что дети старшего возраста не умеют планировать свою деятельность, не хотят и не могут решать проблемные задачи, не умеют рассуждать, страдает логическое мышление. Дети не самостоятельны в выборе решений, как правило, ждут подсказки взрослого; проявляют недостаточную заинтересованность в конечных результатах.
Исходя из этого, определила, что необходимо сделать окружающую ребёнка среду максимально разнообразной, обеспечив ему пищу для развития всех психических процессов и органов чувств с учётом их познавательных интересов.
Одним из средств решения проблеммы служат интеллект – карты.
Интеллект-карты - это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала ребенка, это графическое выражение процессов многомерного, неограниченного мышления. Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др. между понятиями, частями предметной области). Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении детей, являющейся ведущим в дошкольном возрасте.
Метод интеллект-карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.По-английски он называется "mindmaps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к
изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Значение интеллект карт в познавательном развитии детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
Применение интеллект-карт в работе с дошкольниками позволяет:
· создать мотивацию у детей к овладению материалом;
· организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность детей;
· конструировать содержание образования в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;
· осуществлять дифференцированный подход к детям;
· организовывать самостоятельную работу детей;
· организовывать проектную деятельность детей;
· собирать материал о предмете, объекте (или теме);
· пополнять активный и пассивный словарь детей;
· развивать умение выделять главную мысль, припоминать изученное, излагать свои мысли;
· развивать связную речь детей (составлять предложения и рассказы);
· развивать творческие и интеллектуальные способности детей, операции мышления (ана-лиз, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация), память и другие, а также проявлять интуитивные способности.
Специфика применения интеллект карт:
1. Все содержание работы с её многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
2. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику,
ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен
рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
3. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию
образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
4. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
5. интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи, побуждает к поиску и применению самостоятельных решений детьми.
Создаём интеллект-карты по определённому алгоритму:
1. Постановка цели - рождение идеи.
2. «Мозговой штурм», цель которого - записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные создаваемым интеллектуальным продуктом.
3. Создание интеллект-карты – структурирование информации, продумывание хода «детского исследования».
4. «Оформление» интеллект-карты, в ходе «детского исследования».
Существует два способа составления интеллект-карт:
1. Рисовать от руки и наклеивать картинки, фотографии, условные обозначения.
2. Рисовать на компьютере с помощью специальных компьютерных программ (MicrosoftOfficePowerPoint, FreeMind, iMindMap, MindGenius, MindManager X5 Pro, TheBrain и др.).
Мы используем картинки, которые берутся из старых рабочих тетрадей или из детских журналов, распечатываем картинки на принтере, используем рисунки детей.
Создавая интеллект карты, придерживаемся определённых требований:
· Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
· Лист располагается горизонтально.
· Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
· Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра
ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
· Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
· Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
· Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
· В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
Использование интернет – карт 3 направления
1 – направление сбор информации о предмете или объекте Мы применяем интеллект–карты с детьми, планируя деятельность на неделю и на день: например, обозначается тема (транспорт, домашние животные, цветы и. т. п) Дети называют слова, которые ассоциируются у них с данной темой, находят картинки и приклеивают их на большой лист – это начало ментальной карты – своеобразный план, который осуществляется в течение недели. Затем, в ходе работы, каждому существительному подбираются слова-признаки, слова-действия, рисунки и стрелочки. В конце недели получается готовая карта.
2 направление - закрепление материала и корректировка содержания интеллект карт
В ходе работы над темой недели дети неоднократно обращаются к картам: отражают результаты, планируют дальнейшую деятельность, дополняют карту, планируя, вырезают и приклеивают картинки, делают зарисовки, рисуют стрелочки. Таким образом, мы с детьми закрепляем материал и обсуждаем дальнейший ход действий.
Детям стало интересно находить дома вместе с родителями и приносить в детский сад картинки, фотографии и рисунки по теме недели, ведь каждому хочется, чтобы именно его материал оказался на карте. То есть дети являются активными участниками процесса осмысления деятельности и создания интеллект–карты.Таким образом, приобретение знаний для детей становится интересной личной находкой.С помощью карт ребята легко могут рассказать о том, что сделано и что предстоит сделать.
3 – направление - Обобщение материала
карты могут являться итоговой работой по изученным темам.
В конце недели, помимо итогового мероприятия, стали традиционными беседы по законченной ментальной карте. В ходе беседы дети легко вспоминают каждый день проекта, рассказывают, о чём узнали, что сделали, какие прочитали книги, посмотрели презентации. В данном случае карта становится для них опорной схемой.Мы – воспитатели выступаем в роли координатора и организатора и добываем знания вместе с детьми.
В течение дня дети неоднократно обращаются к картамна занятиях, после просмотренной презентации или опытно-эксперементальной деятельности. А так же, пользуются картами в самостоятельной деятельности, например, играя в «Детский сад». Я заметила, что в ходе игры они свободно рассказывают друг другу всё, что уже успели узнать в ходе совместной деятельности.
Все карты хранятся в группе. Мы с ребятами периодически возвращаемся к ним для закрепления материала и бесед.
Применение данных форм активизации детей помогает нам сплотить ребят, развивая коммуникативные и нравственные качества. Знания становятся для них интересными, так как ребята сами их планируют и они становятся их «находкой» и «открытием».
В результате:
· Повысилась активность детей в беседах, играх, в продуктивных видах деятельности
· Дети стали проявлять самостоятельность при выборе деятельности, в играх
· Организуют самостоятельно беседы по картам
· Повысилась познавательная и речевая активность
· Родители проявляют инициативу в участии реализации темы недели
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.