Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Оценка 4.9
Семинары
pptx
дефектология
Детсад
25.02.2018
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
задачи:
– целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;
– актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;
– закреплять обобщающие понятия;
– упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже;
– упражнять в навыках словообразования существительных, приставочных глаголов, относительных, притяжательных прилагательных); – упражнять в навыках словообразования существительных, приставочных глаголов, относительных, притяжательных прилагательных);
– упражнять в навыках связной монологической речи.
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием.pptx
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Использование
наглядных моделей в
работе над
словообразованием с
детьми с ОНР.
Учитель-логопед:Супрун Е.И.
МБДОУ №10
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Наглядное
моделирование
– это воспроизведение
существенных свойств
изучаемого объекта,
создание его заместителя и
работа с ним.
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
наглядные модели в
логопедическом процессе
задачи:
– целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь
детей;
– актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь
детей;
– закреплять обобщающие понятия;
– упражнять в навыках словоизменения и согласования различных
частей речи в роде, числе, падеже;
– упражнять в навыках словообразования существительных,
приставочных глаголов, относительных, притяжательных
прилагательных);
– упражнять в навыках словообразования существительных,
приставочных глаголов, относительных, притяжательных
прилагательных);
– упражнять в навыках связной монологической речи.
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
I. Работа по формированию словообразования
три этапа логопедической работы
1.Закрепление наиболее продуктивных
словообразовательных моделей.
2.Работа над словообразованием менее
продуктивных моделей.
3.Уточнение значения и звучания
непродуктивных словообразовательных
моделей.
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных
моделей.
а. Существительные.
б. Глаголы.
Образование уменьшительно-
ласкательных существительных
суффиксами: -к-; -ик-; чик;
ОЧК, -ЕЧК, -ИЦ, -Ц.
Дифференциация
а) совершенного и
несовершенного вида;
б) возвратных и невозвратных
глаголов.
в. Прилагательные.
прилагательных
Образование притяжательных
с суффиксом -ин
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Модели
(1)
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Модель
существительного
большой предмет суффикс (ИК,ОК,К,ЧИК) маленький
предмет
чик
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
модели
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
мыла — вымыла,
вешает — повесила,
рисует — нарисовал
обувает — обувается,
причесывает-причесывается,
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Приставка совершаемое действие действие
закончено
совершаемое действие частица СЯ действие повторяется
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
модели
притяжательных прилагательных с
суффиксом -ин-. (тетин, дядин)
ин
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Модели
притяжательные прилагательные с суффиксом -ин -,
кошкин, утиный,
Дом для кошки - кошкин. Клюв утки - утиный
ин
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Работа над словообразованием
менее продуктивных моделей
1 Существительные.
образование: а) уменьшительно-
ласкательных существительных с
суффиксами -оньк-, -еньк-, ышек-,
-ышк-;
б) с суффиксом -ниц-(сахарница),
в) с суффиксами -инк- (пылинка), ин-
(виноградина, виноградинка).
2. Глаголы.
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.
Глаголы пространственного значения с
приставкой при-.
3. Прилагательные.
а) притяжательных прилагательных с
суффиксом -и- без чередования
(лисий) и с чередованием (волчий,,
медвежий и т.д);
б) относительных прилагательных с
суффиксами -н-,(летний, ватный,) и
чередованием (огуречный, снежный, )
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
модели (2)
ниц
ин инк
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Модели глаголов
2 . в-, вы-, на-, вы-
и глаголы пространственного значения с
приставкой при-.
3. Глаголы пространственного значения
с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-.
НИЦ ник
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Притяжательные
прилагательные с суффиксом -и-
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Модели относительных
прилагательных
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
модели
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Уточнение значения и звучания
непродуктивных
1 Существительные.
словообразовательных моделей.
Образование названий
профессий –ист; -тель;
-щик; -ач.
2. Глаголы.
3. Прилагательные.
пространственного
значения с приставками –с;
-у; -под; -от; - за; -пере; -до.
а) относительных
с суффиксом -ан,- ян, -енн;
б) качественных с
суффиксом -оват, -еньк,
--енни
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
грибник
муравейник
к
н
и
е
й
м
у
р
а
в
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
модели глаголов
удаления от чего-либо.
приближения к чему-либо,
От (ото), у (отлетел, уехал…)
По, под (подбежал, )
пересечения
пространства или
предмета.
пере- (перепрыгнул,
перешел…)
Об (обо) объехал, обошел…
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Образование однокоренных
слов
водопроводч
ик
водопрово
д
водолаз
водопад
заводь
водны
й
подводна
я
водичк
а
водяной
водни
к
вода
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Образование однокоренных
слов
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Последовательность работы над
словообразовательными аффиксами
Сравнение слов с одинаковым
словообразующим аффиксом (приставкой,
суффиксом) по значению (косичка, лисичка).
При этом подбираются слова с одинаково
звучащими словообразующими аффиксами
одного значения.
Выделение общего значения, вносимого
аффиксом.
Выделение в предъявленной группе слов
сходного звучания (общей морфемы).
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
Последовательность работы над
словообразовательными аффиксами
Закрепление связи значения и звучания
аффикса (например, суффикс -ик- вносит
значение уменьшительности, -ниц- – значение
вместилища ист- деятеля).
анализ звукового состава выделенной морфемы.
Буквенное обозначение звукового состава
выделенной морфемы (если дети знают буквы).
Самостоятельное образование слов с данным
аффиксом.
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
литература
Использование наглядных моделей в работе над словообразованием с детьми с ОНР.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.