Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка
Оценка 4.7
Семинары
docx
русский язык
5 кл—7 кл
17.02.2017
В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах являются важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах являются важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
Использование НРК на уроках рус.языка.docx
Учитель высшей категории,
Почетный работник общего образования РФ,
кандидат педагогических наук
Наниз З.З.
Использование национальнорегионального компонента
на уроках русского языка
Воспоминание любви к родному краю,
к родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать
Д.С.Лихачев
В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной
политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения
содержания
части
национальнорегионального
компонента
как
общегосударственного содержания образования.
Изучение национально
регионального компонента в школах являются важнейшим средством связи
обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры
межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия,
на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
Национальнорегиональный компонент в школе и его интеграция с другими
предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке
легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и
воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием материала
национальнорегионального
мыслительную
компонента
активизирует
деятельность, вызывает большой интерес к истории города, аула: происхождению фамилий, имён, названию городов, аулов, рек. Использование такого материала
делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока.
Цель использования материала национальнорегионального компонента – это
формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и
исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и
литературному наследию родного края.
Работая над материалом национальнорегионального компонента и используя
его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:
систематичность,
доступность,
наглядность,
разнообразность материала,
связь материала в учебной и воспитательной работе.
Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала.
Использование национальнорегионального компонента на уроках русского
языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей,
органично связывать с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень
оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо
учитывать возрастные особенности учащихся.
Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку
необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем
этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках по русскому
языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и
воспитывает интерес к тому, что называют малой родиной, расширяет
представление об ее истории и сегодняшнем дне. Все это дает возможность
воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.
Еще одним источником изучения лингвокраеведческого материала в обучении
русскому языку может стать использование на уроках художественные
произведения адыгейских писателей и поэтов. При подготовке к проведению конкретного урока использую в качестве
материала связные тексты, которые использую не на одном уроке, а на целом ряде
уроков. Тексты расширяют знания учащихся о нашей стране, нашем ауле и
республике, их истории, природы, животном мире и т.д.
Трудность в подборе текста заключается в том, что последний должен
удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества
одновременно: «по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру
орфограмм – соответствовать программе и разделам, … должен включать не
только орфограммы на последние изученные правила, но и слова, затруднившие
учащихся в предыдущих письменных работах, слова, в которых они допускали
ошибки ранее».
Преимущество использования художественного текста на уроке русского
языка заключается в следующем: вопервых, на уроке русского языка мы получаем
возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они
знакомятся на уроках литературы, но помочь в овладении этими формами
выражения мысли; вовторых, связный текст помогает учащимся в овладении
трудной для них задачей описание природы по личным наблюдениям: они
неоднократно, во все времена года воочию видят, как сложные и тонкие
наблюдения над природой получают словесные выражения, как сказывается
душевное состояние автора, как отражаются его раздумья и как помогают в этом
многообразии художественные средства, теоретические сведения о которых они
черпают на уроках литературы; втретьих, текст дает возможность видеть, как
важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений.
Поэтому использую краеведческий материал в первую очередь на уроках
развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.
В последнее время яркой особенностью современного урока русского языка
является широкое и разнообразное использование художественного текста.
Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные
задачи русского языка. Систематический и комплексный анализ текста являются «мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и
интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов
мышления: с одной стороны, ассоциативно образного, с другой логического.
Для анализа художественных произведений не обязательно выделять
отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо
проводить систематически (начиная с V класса) на уроках русского языка.
Например, использую тексты из рассказов известных адыгейских писателей –
Т.Керашева, И.Машбаша, К.Жане, Х.Ашинова, Н.Куека и т.д.
Анализ миниотрывок из художественных произведений может сопровождать
и традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой
разновидности (выборочный, объяснительный и т.д.), формирующий определенный
навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения и
прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как
каждый из этих отрывков поразному живописует явление действительности,
какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие
образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки.
Для лингвистического анализа на уроках русского языка используют не
только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, мини
тексты, состоящие из двухтрех предложений, выбранных в соответствии с
изучаемой темой из художественных произведений адыгейских писателей.
Анализ текстов особенно важен в VIIIXI классах, при изучении синтаксиса он
приобретает определяющий характер, так как синтаксическая структура
предложения является одним из основных показателей типа текста и, к тому же,
старшие школьники уже подготовлены к полному комплексному анализу текста.
Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного
рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими
вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой
родной край. При таком многообразии материала особую важность приобретают критерии
отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно
анализировать тексты, раскрывающие природные особенности данной местности,
ее историю, национальные традиции. Особую роль в воспитании, развитии
современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно
нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому,
настоящему и будущему, о проблемах экологии и т.п. При этом необходимо
обращать внимание на эмоциональное звучание текста, то настроение, которое
передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие
светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с
окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.
Важным критерием при отборе текстов для уроков русского языка является
возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к
изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с
текстом позволяет учащимся ответить на вопрос: какова роль изучаемой категории
в речи, т.е. в тексте, т.к. каждый текст является конкретным проявлением речевой
действительности. В процессе работы с текстами (отрывками из них) ученики
узнают особенности всех стилей и знакомятся с местными языковыми
особенностями.
Не менее важно определение характера заданий к текстам и
последовательности их выполнения. Выразительное чтение поэтического
произведения, лингвистический анализ, выполнение творческой работы,
позволяющей почувствовать творцом вслед за автором, все это создает на уроке
ту речевую среду, которая становится естественной для учащихся, если анализ
художественного текста входит в систему работы учителя. Воспитание и обучение
в данном случае взаимодействуют, так как хорошо организованная работа, знание
и понимание окружающей действительности вызывает у учеников потребность
высказаться. Использование произведений адыгейских писателей дает учащимся
представления о краевых особенностях: о географических названиях
(топонимика), о людях, их именах и фамилиях (антропонимика), о названиях
оврагов, лощин, рощиц и лесков и т.д. (микротопонимика). Всё это относится к
языковым явлениям, неотделимым от данного региона.
Но кроме этого использование на уроках русского языка фактов истории еще
больше углубит знания учащихся о республике. Смена характера преподавания
нового материала позволит сосредоточить внимание школьников. Например,
можно познакомить с биографиями писателей, поэтов РА.
Знакомство с биографиями знаменитых земляков можно проводить в форме
диктантов или контрольных работ (в том числе и работа по карточкам). Например,
диктант о жизни Сафера Яхутля.
Тексты подобного содержания желательно подготовит про Арамбия Хатая,
Хачмамука, Тлехурая (как представителей различных сфер деятельности).
Кроме цельных текстов как групповых заданий использование карточек и
текстов с учетом регионального компонента как индивидуальных для проверки
уровня знаний по русскому языку отдельных учащихся представляется нам не
менее важным. Например, карточки со следующим заданием:
Расставить предложения в правильном порядке.
Или текст
1. Отметься слово, которое нужно вставить в предложение.
2. Вставьте в предложение слово или словосочетание, подходящее по
смыслу.
И так далее.
В настоящее время школы оборудованы компьютерными классами,
и появилась возможность использовать эту
мультимедийной техникой
современную технику на уроке. Компьютер становится электронным посредником
между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения,
делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в
индивидуальном темпе для каждого ученика. Учащиеся имеют постоянную возможность участвовать в творческой
проектной деятельности с использованием информационных технологий.
На основе межпредметных связей (адыгейского языка, русского языка,
литературы, МХК, ИЗО, информационных технологий, биологии и других
предметов), а также по итогам изучения основных тем по русскому языку и
литературе, адыгейскому языку и литературе, развитию речи предлагаю учащимся
темы для творческой проектной деятельности (как правило, по желанию, в том
числе: «Звуки природы … У каждого времени года есть своя музыка …» (на
основе наблюдений), поэтические миниатюры на основе творческого вдохновения
(с этой целью практикую поэтические пятиминутки на уроке с последующим
коллективным обсуждением и рекомендациями автору), «Мой лучший друг»
(изображение портрета человека с раскрытием его внутреннего мира), «Сделаем
мир добрее» (рассказ об известных добрых делах людей аула), «Вид из моего окна»
(на основе наблюдений), «История моей семьи», «Моя Адыгея» «Я и моя школа»
(сочинение), «Мой родной аул» (поэтическая тетрадь), «Адыгея навеки с Россией»
(доклад), генеалогическое дерево. При оценке готового проекта всегда обращаю
внимание не только на правильное использование языка, но и на степень творчества
и оригинальность при выполнении проекта учащимися.
С 7го класса предлагаю школьникам проект презентации по обобщению
своих творческих работ по завершению учебного модуля. Компьютерные
презентации «Природа моей республики», «Его имя носит школа», «Никто не
забыт, ничто не забыто», «Моя Адыгея» работа учащихся с фотогалереей
памятников культуры района и отчетами о проектной деятельности – все это
результат заинтересованной и осмысленной работы учащихся, который особенно
ценен за обращение к культурному прошлому и настоящему нашей республики.
Сегодня перед школой стоит трудная задача – воспитать школьника с
активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства
любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой Родине, к тому месту,
где ты живешь, к истории своего края, к его культуре, литературе. Использование национальнорегионального компонента поможет углубить
знания учащихся в области национальной культуры, традиций, обычаев, осознать
место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе.
Организация работы по краеведению помогает реализовать следующие цели:
Образовательные цели:
создать условия для расширения научного кругозора учащихся;
способствовать овладению приемами последовательной работы.
Воспитательные цели:
способствовать формированию интереса к исследовательской работе;
создать условия для воспитания патриотизма, толерантности.
Развивающие цели:
создать условия для развития общеучебных умений и навыков;
совершенствовать умения речевой деятельности школьника;
совершенствовать описание результатов исследования и их анализ.
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.