Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка
Оценка 4.7

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка

Оценка 4.7
Семинары
docx
русский язык
5 кл—7 кл
17.02.2017
Использование национально-регионального компонента  на уроках русского языка
В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах являются важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах являются важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
Использование НРК на уроках рус.языка.docx
Учитель высшей категории, Почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук Наниз З.З. Использование национально­регионального компонента  на уроках русского языка                                                                  Воспоминание любви к родному краю,                                                            к родной речи – задача первостепенной                                                            важности, и нет необходимости это                                                            доказывать                                                                                                          Д.С.Лихачев В   рамках   проводимой   Министерством   образования   РФ   образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания части национально­регионального компонента как         общегосударственного   содержания   образования.   Изучение   национально­ регионального   компонента   в   школах   являются   важнейшим   средством   связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему  миру национальной среды. Национально­региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко   соединяются   три   важных   цели   –   это   обучающая,   развивающая   и воспитательная   цель.   Межпредметная   интеграция   с   использованием   материала национально­регионального   мыслительную   компонента активизирует   деятельность, вызывает большой интерес к истории города, аула: происхождению фамилий, имён, названию городов, аулов, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Цель использования материала национально­регионального компонента – это формирование   целостных   знаний   о   родном   крае,   развитие   творческих   и исследовательских   умений,   воспитание   любви   и   уважения   к   историческому   и литературному наследию родного края. Работая над материалом национально­регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:  систематичность,  доступность,  наглядность,  разнообразность материала,  связь материала в учебной и воспитательной работе. Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала. Использование   национально­регионального   компонента   на   уроках   русского языка   даёт   блестящую   возможность   реализовать   идею   межпредметных   связей, органично связывать с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Воспитание   национального   самосознания   при   обучении   русскому   языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать краеведение. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает   интерес   к   тому,   что   называют   малой   родиной,   расширяет представление   об   ее   истории   и   сегодняшнем   дне.   Все   это   дает   возможность воспитать не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека. Еще одним источником изучения лингвокраеведческого материала в обучении русскому   языку   может   стать   использование   на   уроках   художественные произведения адыгейских писателей и поэтов. При   подготовке   к   проведению   конкретного   урока   использую   в   качестве материала связные тексты, которые использую не на одном уроке, а на целом ряде уроков.   Тексты   расширяют   знания   учащихся   о   нашей   стране,   нашем   ауле   и республике, их истории, природы, животном мире и т.д. Трудность   в   подборе   текста   заключается   в   том,   что   последний   должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества одновременно: «по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру орфограмм   –   соответствовать   программе   и   разделам,   …   должен   включать   не только орфограммы на последние изученные правила, но и слова, затруднившие учащихся в предыдущих  письменных работах, слова, в которых они допускали ошибки ранее». Преимущество   использования   художественного   текста   на   уроке   русского языка заключается в следующем: во­первых, на уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся   на   уроках   литературы,   но   помочь   в   овладении   этими   формами выражения   мысли;   во­вторых,   связный   текст   помогает   учащимся     в   овладении трудной   для   них   задачей   описание   природы   по   личным   наблюдениям:   они неоднократно,   во   все   времена   года   воочию   видят,   как   сложные   и   тонкие наблюдения   над   природой   получают   словесные   выражения,   как   сказывается душевное состояние автора, как отражаются его раздумья и как помогают в этом многообразии художественные средства, теоретические сведения о которых они черпают  на уроках  литературы; в­третьих,  текст дает возможность   видеть,  как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений. Поэтому   использую   краеведческий   материал   в   первую   очередь   на   уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся. В последнее время яркой особенностью современного урока русского языка является широкое и разнообразное использование художественного текста. Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка. Систематический и комплексный анализ текста являются «мощным   стимулом   речевого   развития   ученика,   развития   эмоциональной   и интеллектуальной   сфер   его   личности,   взаимосвязанного   развития   обоих   типов мышления: с одной стороны, ассоциативно ­ образного, с другой ­ логического. Для   анализа   художественных   произведений   не   обязательно   выделять отдельные   уроки   и   проводить   анализ   полностью.   Такую   работу   необходимо проводить   систематически   (начиная   с  V  класса)   на   уроках   русского   языка. Например,   использую   тексты   из   рассказов   известных   адыгейских   писателей   – Т.Керашева, И.Машбаша, К.Жане, Х.Ашинова, Н.Куека и т.д. Анализ мини­отрывок из художественных произведений может сопровождать и   традиционную   орфографическую   работу.   Так,   обучающий   диктант   любой разновидности (выборочный, объяснительный и т.д.), формирующий определенный навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения и прокомментировав их со стороны правописания, обращают внимание на то, как каждый   из   этих   отрывков   по­разному   живописует   явление   действительности, какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки. Для   лингвистического   анализа   на   уроках   русского   языка   используют   не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, мини­ тексты,   состоящие   из   двух­трех   предложений,   выбранных   в   соответствии   с изучаемой темой из художественных произведений адыгейских писателей. Анализ текстов особенно важен в VIII­XI классах, при изучении синтаксиса он приобретает   определяющий   характер,   так   как   синтаксическая   структура предложения является одним из основных показателей типа текста и, к тому же, старшие  школьники уже подготовлены к полному комплексному анализу текста. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами   жизни,   помогает   осознать   свой   гражданский   долг   и   полюбить   свой родной край. При таком многообразии материала особую важность приобретают критерии отбора   текстов   и   заданий   к   ним.   С   точки   зрения   содержания   очень   важно анализировать тексты, раскрывающие природные особенности данной местности, ее   историю,   национальные   традиции.   Особую   роль   в   воспитании,   развитии современного   школьника   приобретают   тексты,   направленные   на   духовно нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему   и   будущему,   о   проблемах   экологии   и   т.п.   При   этом   необходимо обращать   внимание   на   эмоциональное   звучание   текста,   то   настроение,   которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые,   добрые   чувства,   дающие   возможность   ощутить   себя   в   гармонии   с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение. Важным критерием при отборе текстов для уроков русского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению   языковых   явлений.   На   уроках   рассмотрения   новой   темы   работа   с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос: какова роль изучаемой категории в речи, т.е. в тексте, т.к. каждый текст является конкретным проявлением речевой действительности.   В   процессе   работы   с   текстами   (отрывками   из   них)   ученики узнают   особенности   всех   стилей   и   знакомятся   с   местными   языковыми особенностями. Не   менее   важно   определение   характера   заданий   к   текстам   и последовательности   их   выполнения.   Выразительное   чтение   поэтического произведения,   лингвистический   анализ,   выполнение   творческой   работы, позволяющей почувствовать творцом вслед за автором, ­ все это создает на уроке ту речевую среду, которая становится естественной для учащихся, если анализ художественного текста входит в систему работы учителя. Воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют, так как хорошо организованная работа, знание и   понимание   окружающей   действительности   вызывает   у   учеников   потребность высказаться. Использование   произведений   адыгейских   писателей   дает   учащимся представления   о   краевых   особенностях:   о   географических   названиях (топонимика),   о   людях,   их   именах   и   фамилиях   (антропонимика),   о   названиях оврагов, лощин, рощиц и лесков и т.д. (микротопонимика). Всё это относится к языковым явлениям, неотделимым от данного региона. Но кроме этого использование на уроках русского языка фактов истории еще больше углубит знания учащихся о республике. Смена характера преподавания нового   материала   позволит   сосредоточить   внимание   школьников.   Например, можно познакомить с биографиями писателей, поэтов РА. Знакомство с биографиями знаменитых земляков можно проводить в форме диктантов или контрольных работ (в том числе и работа по карточкам). Например, диктант о жизни Сафера Яхутля. Тексты подобного содержания желательно подготовит про Арамбия Хатая, Хачмамука, Тлехурая (как представителей различных сфер деятельности). Кроме   цельных   текстов   как   групповых   заданий   использование   карточек   и текстов с учетом регионального компонента как индивидуальных для проверки уровня   знаний   по   русскому   языку   отдельных   учащихся   представляется   нам   не менее важным. Например, карточки со следующим заданием: Расставить предложения в правильном порядке. Или текст 1. Отметься слово, которое нужно вставить в предложение. 2. Вставьте   в   предложение   слово   или   словосочетание,   подходящее   по смыслу. И так далее. В   настоящее   время   школы   оборудованы   компьютерными   классами,   и   появилась   возможность   использовать   эту мультимедийной   техникой   современную технику на уроке. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика. Учащиеся   имеют   постоянную   возможность   участвовать   в   творческой проектной деятельности с использованием информационных технологий. На   основе   межпредметных   связей   (адыгейского   языка,   русского   языка, литературы,   МХК,   ИЗО,   информационных   технологий,   биологии   и   других предметов),   а   также   по   итогам   изучения   основных   тем   по   русскому   языку   и литературе, адыгейскому языку и литературе, развитию речи предлагаю учащимся темы для творческой проектной деятельности (как правило, по желанию, в том числе:   «Звуки   природы  …   У   каждого   времени   года   есть   своя   музыка  …»  (на основе наблюдений), поэтические миниатюры на основе творческого вдохновения (с   этой   целью   практикую   поэтические   пятиминутки   на   уроке   с   последующим коллективным   обсуждением   и   рекомендациями   автору),   «Мой   лучший   друг» (изображение портрета человека с раскрытием его внутреннего мира), «Сделаем мир добрее» (рассказ об известных добрых делах людей аула), «Вид из моего окна» (на основе наблюдений), «История моей семьи», «Моя Адыгея» «Я и моя школа» (сочинение), «Мой родной аул» (поэтическая тетрадь), «Адыгея навеки с Россией» (доклад), генеалогическое дерево. При оценке готового проекта всегда обращаю внимание не только на правильное использование языка, но и на степень творчества и оригинальность при выполнении проекта учащимися. С 7­го класса предлагаю  школьникам  проект ­ презентации  по обобщению своих   творческих   работ   по   завершению   учебного   модуля.   Компьютерные презентации   «Природа   моей   республики»,   «Его   имя   носит   школа»,   «Никто   не забыт,   ничто   не   забыто»,   «Моя   Адыгея»   работа   учащихся   с   фотогалереей памятников   культуры   района   и   отчетами   о   проектной   деятельности   –   все   это результат заинтересованной и осмысленной работы учащихся, который особенно ценен за обращение к культурному прошлому и настоящему нашей республики. Сегодня   перед   школой   стоит   трудная   задача   –   воспитать   школьника   с активной   гражданской   позицией,   неразрывно   связанной   с   воспитанием   чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой Родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре, литературе. Использование   национально­регионального   компонента   поможет   углубить знания учащихся в области национальной  культуры, традиций, обычаев, осознать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе. Организация работы по краеведению помогает реализовать следующие цели: ­ Образовательные цели:  создать условия для расширения научного кругозора учащихся;  способствовать овладению приемами последовательной работы. ­ Воспитательные цели:  способствовать формированию интереса к исследовательской работе;  создать условия для воспитания патриотизма, толерантности. ­ Развивающие цели:  создать условия для развития общеучебных умений и навыков;  совершенствовать умения речевой деятельности школьника;  совершенствовать описание результатов исследования и их анализ.

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента  на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента  на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента  на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента  на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента  на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента  на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента  на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка

Использование национально-регионального компонента  на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017