Использование опорных конспектов на уроках русского языка
Оценка 4.8

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Оценка 4.8
Семинары
docx
русский язык
Все классы
19.05.2017
Использование опорных конспектов на уроках русского языка
Файл содержит презентацию к методической статье по теме "Использование опорных конспектов на уроках русского языка"
Публикация является частью публикации:
Опорный конспект в контексте совр урока - копия.docx
Использование опорных конспектов на уроках русского языка     Системно – деятельностный подход, который лежит в основе Федеральных Государственных   образовательных   стандартов   второго   поколения, предполагает   формирование   и   развитие   универсальных   учебных   действий учащихся.   Здесь   важно,   что   именно   универсальных,   т.е.   применимых   при решении разноплановых задач. Психологическая наука давно доказала, что знания,   полученные   в   результате   проб   и   ошибок,   но   самостоятельно, закрепляются намного прочнее, чем те, которые получены в готовом виде. Современные образовательные технологии и творческий подход педагога   ­ необходимые составляющие эффективного обучения сегодня.                Научить   ребёнка   мыслить   и   действовать   самостоятельно   –   задача непростая, но необходимая. Вспомним, как радуется малыш, когда после ряда неудачных   попыток,   у   него,   наконец   –   то,   что­то   получается,   как   гордо сообщает он всем: «Я сам!» Так и школьник сначала по образцу, а затем и самостоятельно должен доходить до истины. Учителя  начальной школы этот процесс запускают, а мы только продолжаем его ускорять и видоизменять в зависимости от поставленных задач.             В   начальной   школе   успешно   реализуется   принцип   наглядности. Большинство детей – визуалы, поэтому использование наглядного материала­ таблиц,   схем,   алгоритмов,   кластеров   и   т.д.­   необходимое   условие   для успешного усвоения материала. В   начале   1970­х   гг.   Виктор   Федорович   Шаталов   разработал   оригинальную новаторскую систему обучения и воспитания школьников. Идея его методики – увеличение объема изучаемого на одном уроке теоретического материала, сведение   данного   материала   в   крупные   блоки   в   виде   опорного   конспекта. Блочная подача теоретического материала позволяет обучать с опережением. В   этом   заключается   одно   из   основных   достоинств  перспективно­ развивающего   обучения,   которое   возможно   реализовать,  применяя опорные  конспекты.   Использование   опорных   схем   на  уроках   считаю   важным   моментом   в моей работе.  Почему я  считаю данную технологию актуальной?  По­моему,   одно из самых важных современных умений ученика ­ это умение кодировать большой объём   информации,   выстраивать   логические   цепочки   для   рассуждения,   а значит,   осваивать   новые   способы   деятельности,   чего   так   не   хватает   в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании. Использование  опорных   конспектов  имеет   ряд   положительных моментов. Во­первых,   теоретический   материал   группируется   в   крупные   блоки,   и появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует познавательную деятельность учащихся.  Во­вторых,   кодирование   учебной   информации,   умение   читать   опорные сигналы,   представить   материал   то   в   сжатом,  то   в   развёрнутом   виде   ­  это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения. Цель этой технологии отвечает всем современным требованиям:  •     Активизация   мыслительной   деятельности   учащихся,   а,   следовательно, мотивация к предмету.  •   Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной.  •  Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.  •  Повышение интереса к изучаемому материалу.    Использование схем – опор помогает учащимся легче и прочнее усвоить в каждой теме теоретический материал, тем самым создается резерв времени для тренировочных упражнений, что и способствует выработке грамотного письма.   Хочется   отметить,   что   использование   схем   не   исключает использование   теоретического материала учебника, они только   помогают сжать   его   до   предела.   В  схеме   при   помощи   условных   сигналов,  языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.                  При составлении схемы– опоры следует придерживаться определенных требований:  1)   графическое   единообразие   и   лаконичность   в   изображении   языковых явлений; 2) употребление минимального количества слов, примеров; 3) использование известных условных графических обозначений, цветовых языковых сигналов; 4) применение принципа противопоставления языковых фактов; 5) кодированность информации.           После составления схемы, алгоритма  для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца выполняются упражнения с использованием данной схемы алгоритма.    На  дом учащиеся  получают задание  еще раз  прочитать теоретический  материал  темы  и  разобрать  его  по   схеме.  Следующий   урок начинается с повторного озвучивания учителем теоретического материала по опорной схеме, затем используются различные формы работы с учащимися по нахождению,   восприятию,   пониманию,   воспроизведению   отдельных   блоков схемы и в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц­ опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимоопросы.                                Работу по опорным схемам, составлению алгоритмоввозможно проводить   на   любом   этапе   изучения   материала:   при   объяснении   нового материала,   при   закреплении   темы,   ее   обобщению,   контроле   и   коррекции. Такое   построение   учебной   деятельности   учащихся   способствует   тому,  что ученик   многократно,   но   без   специального   заучивания   проговаривает отдельные   правила   и   учится   строить   связный   рассказ   на   лингвистическую тему;   эта   тренировка   помогает   развитию   монологической   речи,   осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.                Подача материала крупным блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что   дает   возможность   увеличить   объем   практической   работы   на   уроке. Динамика работы по опорным схемам позволяет убедиться, что уже в течение первого   года   затраты   времени   на   изучение   нового     уменьшаются,   а   на тренировочные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться. Благодаря всем этим обстоятельствам, методику опорных   схем в последнее время называют « комфортной ».             Применяя данную технологию, следует помнить, что она не исключает применение других форм и методов работы. Большое   значение   для   успеха   этой   работы   имеет содержание   и оформление такой схемы­опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию,   краткой,   четкой   по   оформлению,   простой,   понятной   по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным конспектам, схемам необходимо степень подготовленности   учащихся   к   восприятию   и   анализу   схемы,   их способность   записать,   а   позже самостоятельно   ее   составить   в   виде   схемы   или   прочесть   незнакомую запись, расшифровать ее. Принципы создания опорного конспекта, алгоритма, схемы. 1. Опора   на   сигнал ­   эквивалент   смыслового   значения.   Лаконичность: максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков. 2. Принцип   акцента   на   основных   смысловых   элементах.   Основные смысловые   элементы   выделяются   различной   конфигурацией   блоков, шрифтов,   расположением   слов,   цветовым   решением   и   т.д.   Конспект, алгоритм, схемы должны заострять внимание на главном. 3. Структурность. Опорные   конспекты,   объединяющие   несколько   тем, содержат обычно от 3 до 5 тематических блоков. Их количество зависит от объемности   темы   или   раздела,   но   в   любом   случае   не   должно   быть   проговорить   информацию, учитывать     этапы   обучения, избыточным.   Каждый   из   блоков   представляет   собой   "микроконспект"   по какой­то подтеме и может быть воспроизведен в отдельности. 4. Принцип занимательности. Конспект, алгоритм, схемы, ориентированные на   детскую   аудиторию,   должны   быть   интересны   ребенку.   Они   должны повышать   образность,   эмоциональность   восприятия   материала.   Следует избегать   излишней   теоретизированности   в   передаче   материала.   Кроме основного   материала,   возможно   вводить   занимательный   материал   по орфографии, пунктуации и т.д. Памятка   “Как   работать   с   опорным   конспектом   (алгоритмом,   схемой) дома”.       Внимательно   ознакомься   с   конспектом.   Попробуй   пересказать   его содержание. Подкрепи своими примерами каждое положение конспекта. Прочитай материал по учебнику, сопоставь написанное в учебнике с конспектом (исправь ошибки, если они есть). Рассмотри конспект. Что нужно знать и уметь, чтобы не делать ошибок на   орфографическое   правило?   Помог   ли   ответить   на   этот   вопрос конспект? Если хочешь, сделай нужные тебе пометки в конспекте. Расскажи   (вслух)   связно   теоретический   материал   по   опорному конспекту. Знание   опорного   конспекта   проверяется   на   уроке. Учитель   отвечает   на вопросы   учащихся   по   опорному   конспекту     что непонятно?). Слабоуспевающим   учащимся   для   воспроизведения   опорного конспекта   могут   сначала   предлагаться   конспекты­тренажеры,   которые представляют собой тот же опорный конспект, но с пропусками, куда дети должны вставить нужное понятие. Учащийся рассказывает домашнее задание. Ответ обсуждается детьми либо комментируется   учителем.   Дети проговаривают домашнее задание в парах и оценивают друг друга (при этом может быть предложена памятка).   Оценка   выставляется   учителем. (кому, Работу над опорными конспектами надо начинать с 5­го класса. Для подобной работы ребята заводят специальные тетради. Например, при изучении синтаксиса в 5 классе я использую элементы данной технологии.   Изучение   этой   темы   имеет   ряд   особенностей:   блочная   подача материала   с   использованием   опорных   конспектов,   опережающее   обучение, компоновка материала (перестановка параграфов изучаемой темы: из конца темы   они   переходят   почти   в   ее   начало,   что   дает   время   для   закрепления изученного).  При   объяснении   понятия   «сложное   предложение»,   использую   ОК«Типы сложных предложений». Но подача материала идет дозированно.  Первый блок – знакомство со сложным предложением, знаками препинания в нем.   Ребята   работают   в   памятках,   используя   три   цвета:   красным   цветом записываются   новые   понятия,   которые   нужно   запомнить;   зеленым   – теоретические сведения; синий цвет используем для примеров.(презентация) 2­ой этап – знакомство с бессоюзным сложным предложением и постановкой в нем запятой.(презентация) Следующий этап – знакомство с понятием «сочинительная связь». Но вначале дети   запоминают   сочинительные   союзы   с   опорой   на   таблицу.   Затем знакомятся с третьим блоком ОК, учатся рассуждать по образцу, записанному в справочных тетрадях.  Новые   сведения   закрепляются   на   последующих   уроках:   ученики   находят сложное предложение в текстах на уроках литературы, при диктовках, ищут БСП и ССП в упражнениях учебника, в изложениях, в текстах диктантов, в тестовых   заданиях.   После   самостоятельной   работы   ­   знакомство   со сложноподчиненными   предложениями.   После   объяснения   и   знакомства   с четвертым   блоком   ОК   предлагается   выучить   подчинительные   союзы   и союзные слова, представленные в виде таблицы­опоры. Продолжается первый этап усвоения сложного предложения: пятиклассники учатся узнавать CПП, рассуждать по образцу и объяснять постановку запятой.  В   6   классе   при   изучении   раздела   «Морфология»   учащиеся   пробуют самостоятельно составлять кластеры«Морфологические признаки». (Слайд).Изучение темы «Словообразование наречий» также происходит при помощи   блок­схем. Данный материал является очень объёмным. Учащимся предлагается   на   одном   уроке   познакомиться   с   материалом   пяти   уроков. Такой   подход   к   изучению   темы   существенно   увеличивает   время   на практическую   работу   и   помогает   лучше   разобраться   в   орфограммах   на практике. (слайд) Изучая орфограмму «Буква Ь после шипящих на конце наречий», учащиеся сами составляют алгоритм рассуждения.(презентация) Довольно занимателен опорный конспект по теме «Междометие». Закрепление материала  с использованием опорного конспекта, организация текущего   повторения   материала   на   основе   конспекта,   алгоритма,   схемы возможно выстроить так: 1)   проговаривание   отдельных   фрагментов,   которые   вызвали   затруднения   у слабых учеников, сильными учащимися; 2) проговаривание изученного материала в парах по опорному конспекту; 3)   коллективное   выполнение   языковых   упражнений   по   вопросам   с   целью закрепления логики рассуждения по опорному конспекту. Постоянная   работа   по   конспектам   и   схемам,   составление   их   при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе   даже   слабоуспевающие   учащиеся   могут   учиться   самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал. Как показывает опыт, использование опорных конспектов, алгоритмов, схем на уроках русского языка полезно в том числе и потому, что        ученики менее затрудняются в ответах­сообщениях на лингвистическую тему; контрольные   работы   по   темам   учащиеся   выполняют   более успешно( результаты промежуточных мониторингов­ качество 83 %); появляется устойчивый интерес к урокам русского языка и литературы; улучшается монологическая речь учащихся (в особенности в научном стиле); идет развитие творческой инициативы учащихся; формируются   благоприятные   морально­психологические   условия обучения; система построения уроков способствует развитию у детей логического мышления,   наблюдательности,   внимания,   восприятия,   которые   создают фундамент   для   прочного   овладения   знаниями   в   предметной   области «Русский язык». Как известно, выбор технологий обучения зависит от многих факторов: типа учебного   материала,   особенностей   интеллектуального   развития   детей   в классе,   профессионального   мастерства   учителя.   Хочется   отметить,   что обучение русскому языку по опорным конспектам имеет много достоинств. Опорные   конспекты,   несомненно,   помогут   учителю   решить   проблему успешного обучения русскому языку, если подходить к ним творчески и с учетом конкретных условий. Литература. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Аркин   И.И.   Словесность   по   стрелкам   и   компасам.  //Русский   язык   и литература в средних учебных заведениях. УССР. ­ 1990. ­ N 12. Дашко Л.И. Наглядность при изучении русского языка в 5­9 классах. ­ М., Просвещение, 1985. Зельманова   Л.М.  Наглядность   в   преподавании   русского   языка.  ­   М., Просвещение, 1984. Короткова   Т.Г.   “Инновации   в   преподавании   русского   языка   и литературы” Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М., Просвещение, 1991. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку.­М., Педагогика, 1992. Федоренко   Л.П.   Принципы   обучения   русскому   языку.   ­   М., Просвещение, 1983. Фридман   Л.М.   Педагогический   опыт   глазами   психолога.   ­   М., Просвещение, 1987. 9. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. ­ М., Педагогика, 1988. 10. Иллюстративный   материал   (примеры   алгоритмов,   схем,   конспектов) создан учителем­автором статьи и активно используется в практике.

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Использование опорных конспектов на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2017