Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда. Рабочая программа.
Оценка 4.6

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда. Рабочая программа.

Оценка 4.6
Документация
docx
дефектология
Детсад
08.03.2018
Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда.  Рабочая программа.
Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда. Рабочая программа. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда. Рабочая программа.
ПЕсочная терапия.docx
Использование песочной терапии на занятиях учителя­логопеда Пояснительная записка   Проходя   по   участкам   в   детском   саду,   каждый   будь­то   родитель,   воспитатель, дедушка или бабушка, видят, как их чадо играет в песочнице. И глядя на это можно услышать: “Ах, ты опять грязный? ”, а другие скажут: “Как красиво получилось! ”. И, наверное, каждый вспоминает своё детство. Дети, как и мы же когда­то варят “кашки   –   малашки”,   мальчишки   строят   туннели,   гаражи,   замки.   Малыши   делают куличики. И ни каждый родитель знает, что использовать песок можно и в обучении, в развитии их чада, игры с песком более целенаправленные и их считают началом конструирования. А самое главное песок дает дополнительный акцент на развитие тактильного ощущения, развитие мелкой моторики рук.   В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушением речи.    Интенсивно   развивается   логопедическая   служба   и   в   негосударственных образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста.   Уточняется базовое содержание дошкольного образования, внедряются вариативные программы  воспитания  и  обучения  детей,  активно  разрабатываются  региональные компоненты дошкольных образовательных программ.    Инновационная   образовательная   деятельность   –   это   деятельность,   благодаря которой   происходит   развитие   познавательного   интереса   к   различным   областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира диктует учителю­логопеду   необходимость   выбирать   более   эффективные   методы, способствующие   решению   проблемы   нарушения   речи.   Одним   из   таких   методов является метод “Песочной терапии”.   Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком»   был   предложен   Карлом   Густавом   Юнгом,   основателем   аналитической терапии.   Естественная   потребность   ребенка   «возиться»   с   песком,   определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать  в работе с детьми, начиная с трех лет. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.  1 Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.    Взаимодействуя   с   песком,   ребенок   проявляет   чудеса   фантазии,   одним   взмахом ладошки   изменяя   ее   направление.   В   песочных   картинах   заложен   важнейший психотерапевтический   ресурс   —   возможность   созидательного   изменения   формы, сюжета, событий, взаимоотношений.   Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, буквами, представляет себя Волшебником, Художником, Сказочником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка.   Учитель­логопед также не остаются в стороне от процессов творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии.    Наше   дошкольное   учреждение   имеет   короба   с   песком,   но   как   их   оптимально использовать   мало   кто   знает.   Тематика   и   содержание   занятий   могут   быть разнообразны,   в   зависимости   от   доминирующий   задачи   занятия.   Игры   с   песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных   занятиях.  Ничего   трудного   для   этих   игр   нет.  В  магазинах   продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы,   машинки.   Предлагаемая   система   занятий,   построенных   на   основе   метода песочной   терапии,   позволяет   вести   планомерную   и   целенаправленную   работу   по формированию   и   развитию   навыка   правильного   звукопроизношения; фонематического слуха и восприятия; навыка звукового анализа и синтеза; развитие мелкой   моторики   рук;   сформированность   графических   навыков;   активизация словаря   и   связной   речи   дошкольников.   Логопедическое   воздействие   на   процесс формирования связной речи детей осуществляется последовательно в доступной и интересной детям форме. На занятиях чередуются различные формы организации деятельности   детей,   задания   усложняются   по   мере   прочного   овладения   ими предложенным материалом. Структура занятия может меняться в зависимости от эмоционального   состояния   детей,   их   конкретных   актуальных   потребностей   и желаний,   поскольку   заинтересованность   и   собственная   инициатива   ребенка выступают   залогом   успешности   работы   логопеда   и   воспитателя.   При   корректно поставленных   целях,   такие   игровые   занятия   имеют   важное   терапевтическое обучающее и воспитательное значение.  2 При   отборе   материала   для   автоматизации   звуков   необходимо   учитывать фонетические требования, соблюдение постепенного нарастания произносительных трудностей связанных с воспроизведением различного типа слогов и слов.    Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры,   облегчает   усвоение   необходимых   слов   и   понятий.   Дети   лучше   улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех, которого они  достигают  в  играх, их окрыляет.  Они  так увлекаются, что  занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи мы обращаем внимание, чтобы   дети   не   только   называли   отдельные   качества,   но   и   повторяли   описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания.   Грамматические задачи переплетаются с лексическими.    Сначала   дети   выполняют   различные   фонетически,   грамматически   и   лексические упражнения, а затем уже учатся рассказывать.    В песочной  игре  ребенок  и  логопед  легко   обмениваются   идеями, что  позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Это не только общее речевое поведение,   но   и   эмоционально­волевая   сфера   ребенка,   как   неуравновешенность, импульсивность  в поведении  и  речи,  трудность  в  адаптации.  Во  время  занятий   с песком ребенок концентрирует своё внимание на предмете, забывая о трудностях произношения.   Как правило, дети с речевыми расстройствами страдают отсутствием к обобщению, плохо считают, плохо ориентируются в пространстве. Сочетание песочной терапии и использование   дидактических   игр   позволяет   обогатить   словарь   ребенка,  уточнить знание предметах, их назначение, сортировать предметы по логическим категориям: игрушки,   одежда,   посуда   и   т.   д.   Дети   с   удовольствием   заучивают   чистоговорки, стихотворения, поговорки, составляют предложения, короткие рассказы, сказки.   Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем. В самом начале занятий детям объясняются правила игры. Запреты   касаются   только   нанесения   телесных   повреждений,   поломок   игрушек   и высыпания песка на пол. А что можно? Можно строить и творить!   Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные   переживания.   Часто   дошколята   затрудняются   это   сделать   в   силу недостаточного развития вербального аппарата. Именно песок дает дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Если перенести традиционное обучение и развивающее   задание  в песочницу,  то  получим  дополнительный   эффект.  С одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет. С другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как на песке быстро можно исправить их. 3 Единство коррекционных задач и особая позиция логопеда делают метод песочной терапии   особой   формой   взаимодействия   в   диаде   «ребенок­логопед»,   позволяют обеспечить вариативность ситуаций речевого взаимодействия детей, стимулируют их активность.   А   ведь   одним   из   важных   условий   успешного   формирования   речевой деятельности,   является   эмоциональный   фон   ребенка,   его   настроение,   уровень включенности в процесс занятия.   Цель:  Развивать фонематический слух и восприятие.   Развивать правильное звукопроизношение.   Обучать навыкам анализа и синтеза слогов, односложных слов.   Активизировать мыслительные процессы.   Развивать графические навыки.   Расширять и активизировать словарный запас.   Задачи:  Коррекция звукопроизношения  Звукобуквенный анализ слов  Развитие фонематического слуха  Формирование связной речи у детей  Работа с ОНР.   Принципы:   Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.   «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и т. д., что позволяет   сформулировать   и   усилить   положительную   мотивацию   к   занятиям   и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.  4 Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных   игр,   что   помогает   развитию   связной   речи,   поскольку   происходит «оречевление»   действий,   развивается   логическое   мышление,   формируется грамматический строи речи.   Ожидаемые результаты:  сформированность навыка общения, взаимодействия в коллективе;  навыка правильного звукопроизношения ;  фонематического слуха и восприятия;  навыка звукового анализа и синтеза;  развитие мелкой моторики рук;  сформированность графических навыков;  активизация словаря;  развитие связной речи;  логического компонента мышления;  расширение общей осведомленности.   Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:   Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно­кинестетической чувствительности   и   мелкой   моторики   рук.   А   главное   ребенок   говорит   о   своих ощущениях,   тем   самым   спонтанно   развиваем   его   речь,   словарный   запас   слов, развиваем   восприятие   различного   темпа   речи,   развивается   высота   и   сила   голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.   Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.   Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.  5 Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет. Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике.   Список использованной  и рекомендуемой литературы  Быстрова ГЛ., Сизова ЭЛ., Шуйская ТЛ. Логосказки. СПб., 2001.  Бачков И. В. Сказкотерапия. 1989.   Грабенко Т. М., Зинкевич­Евстпигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии. СПб., 2001.  Грабенко Т. М., Зинкевичев стигнеева Т. Д. Чудеса на песке. СПб., 1999.  Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. СПб., 2004.  Лопухина И. Речь, ритм, движение. СПб., 1997.  Пожиленко ЕЛ. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.  Журнал «Логопед» № 7, 2009. 6

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда. Рабочая программа.

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда.  Рабочая программа.

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда. Рабочая программа.

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда.  Рабочая программа.

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда. Рабочая программа.

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда.  Рабочая программа.

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда. Рабочая программа.

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда.  Рабочая программа.

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда. Рабочая программа.

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда.  Рабочая программа.

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда. Рабочая программа.

Использование песочной терапии на занятиях учителя-логопеда.  Рабочая программа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018