«Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в 6 классе»
В последние десятилетия одной из наиболее актуальных проблем современной дидактики стала проблема усиления коммуникативно-деятельностного подхода в преподавании предметов. Этот подход предполагает развитие всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи при изучении любой учебной дисциплины. Важное место в развитии коммуникативных навыков отводится предметам гуманитарного цикла, особенно предмету «Русский язык»
Одной из технологий, которые позволяют обеспечить достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)«Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в 6 классе»
«Использование приемов
технологии
развития критического
мышления на уроках русского
языка в 6 классе»
ИЗ ИСТОРИИ ТЕРМИНА
Психологи:
Ж.Пиаже Дж.Брунер
Л.С.Выготский
Образовательная программа «
Чтение и письмо для развития
критического мышления»
Авторы программы:
Джинни Стил
Курт Мередит
Чарлз Темпл
«Критическое мышление - мышление
оценочное, рефлексивное», для
которого знание является не
конечной, а отправной точкой,
аргументированное и логичное
мышление, которое базируется на
личном опыте и проверенных фактах»
С.И.Заир-Бек
«БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ»
ВЫЗО
В
ОСМ
ЫСЛЕ
НИЕ
РЕФЛ
ЕКСИ
Я
УМК «Русский язык» под ред.
М.М.РАЗУМОВСКОЙ
ПРИЕМ«КЛАСТЕР»
без
соед
. гл.
суффикс.
с
соед
. гл.
с
суф
ф.
сложение
пристав.
способы
слово-
образова
ния
сложно-
сокращ.
прист.-
суфф.
бессуф.
ПРИЕМ «ИНСЕРТ»
« + » (новое)
« ? » (не понял)
«V» (уже знал)
Известное («V»)
Новое («+»)
Вопросы,
недостаточная
информация
• Осыпаются астры в садах,
Стройный клён под окошком желтеет…
(И. Бунин)
• Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой… (И. Бунин)
• Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке
ветерка… (М. Ю. Лермонтов)
ПРИЕМ «СИНКВЕЙН»
Существительное (тема) Деловой стиль
Два прилагательных
(описание темы)
Официальный, точный, неэмоциональный
Три глагола (действия,
характеризующие тему)
Информирует, дает указания,
рекомендует
Предложение (мнение по
теме, отношение, важная
мысль и т.п.)
Используется в деловых бумагах,
инструкциях, в
Существительное
(ассоциация, итог, синоним
и т.п.)
Штампы
ПРИЕМ «СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ
ТАБЛИЦА»
ПРИЕМ «СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ
ТАБЛИЦА»
Признак сравнения
образованы от глагола
с помощью суффиксов
называют действие
вопросы
вид соверш./несоверш.
время
группы
возвратные/
невозвратные
полная / краткая форма
падеж
Причастие
+
-ущ-, -ющ-, -ащ-,
-ящ-, -вш-, -ш-, ем-, -им-,
-ом-, -енн-,
-нн-, -т-
как признак предмета
что делающий?
что (с)делавший?
что делаемый?
что (с)деланный?
+
настоящее
прошедшее
действительные
страдательные
+
+
+
Деепричастие
+
-а, -я, -в, -вши
Добавочное
что делая?
что сделав??
+
-
-
+
-
-
ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания для классификации,
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать
гипотезу, выбирать способы действия, рассуждать и делать
выводы;
умение ранжировать информацию по степени новизны и
значимости;
умение пользоваться различными способами интегрирования и
графического представления информации;
умение вырабатывать собственное мнение на основе анализа
материала, аргументировать свою точку зрения и учитывать
точки зрения других;
умение сотрудничать и работать в группе и др.