ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Оценка 4.7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
русская литература
3 кл
08.09.2019
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Актуальность статьи в очевидном: падение интереса учащихся к чтению, и, как следствие, снижение грамотности, культуры речи, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации, слабый навык чтения. Технология развития критического мышления является одним из путей выхода из сложившейся ситуации. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию.
Салманова А.А. Статья.docx
[Введите текст] УДК 373.3  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Салманова Алеся Александровна, учитель начальных классов Государственное учреждение образования «Средняя школа № 46 г. Витебска им. И.Х.Баграмяна», Республика Беларусь За   последние   десятилетия,   благодаря   компьютерам   и   разного   рода   девайсам,   статус   чтения   и отношение к чтению сильно изменились, и уже ни для кого не секрет, что люди стали меньше читать. В век высоких информационных технологий, когда даже взрослые становятся заложниками Интернета, дети особенно подвержены информационному пресыщению. Зачем читать, когда можно посмотреть, послушать,   «погрузиться»   в   виртуальный   мир?   Раньше   книга   была   практически   единственным источником информации, в глазах же современных детей она не вызывает особого интереса. Чтение – главный общеучебный навык, способствующий общему развитию личности и успешности ребёнка   в   обучении   на   всех   ступенях   образования, ибо   «собственно   чтение   используется   как универсальное учебное умение, как инструмент труда» [6].   Известный педагог Н. Ф. Бунаков утверждал, что «чтение – главное орудие начальной школы, которым она может действовать, как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность». Чтение играет важную роль в формировании и развитии  интеллектуальных  навыков   и  умений  младшего  школьника,   в  расширении  его  кругозора, формировании   любознательности,   познавательных   потребностей   и   интересов.   Именно   на   первой ступени   общего   среднего   образования   происходит   овладение   полноценным   навыком   чтения,   что является   залогом   успешного   учения   в   дальнейшем,   а   также   надёжным   средством   ориентации   в мощном информационном потоке, с которым приходится сталкиваться подрастающему поколению. Как пробудить у современного школьника интерес к чтению? Как воспитать увлечённого читателя, думающего,   способного   размышлять?   Как   помочь   учащимся   ориентироваться   в   лавинообразном потоке   информации   и   извлекать   лишь   ту,   практическая польза владения   которой   будет   для   них очевидна?     Этого   можно   добиться   только   при   использовании   новых   технологий,   которые обусловливают развитие познавательной активности, интереса к учению, содействуют формированию мотивационной основы деятельности.  Технология   развития   критического   мышления   (ТРКМ)   –   один   из   эффективных   инструментов познания   в   образовательном   процессе,   направленный   на   развитие   таких   качеств   личности,   как любознательность,   самостоятельность,   инициативность,   настойчивость   в   достижении   поставленной цели. Основополагающий принцип технологии – не выполнять за учащегося то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения и выхода из сложившейся ситуации самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо   нести   ответственность.   Цель   данной   технологии   –   развитие   мыслительных   навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать продуманные решения,   работать   с   информацией,   анализировать   различные   стороны   явлений,   отстаивать собственную точку зрения, оценивать ситуацию извне и реализовывать себя).  Применение технологии позволяет создать на уроке атмосферу партнёрства, учитель  перестаёт быть   главным   источником   информации   и,   используя   приёмы   технологии,   превращает   обучение   в совместный и интересный поиск. Ученик же вступает в активную деятельность, выполняет различные мыслительные   операции   –   анализ,   синтез,   оценку,   обобщение,   а   главное   –   у   него   формируется самостоятельность мышления и активизируется познавательный интерес. В   основе   технологии   критического   мышления   лежит   трёхфазовая   структура   учебного   занятия: вызов, осмысление, рефлексия. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала необходимо настроиться, вспомнить, что известно по теме; затем происходит   знакомство   и   осмысление   нового   материала;   и,   наконец,   обобщение   приобретённых знаний.  Все  три  стадии должны  присутствовать  на  каждом  уроке,  так  как  это  позволяет увидеть сложный мыслительный  процесс,  который начинается  с «вызова» информации,  а  заканчивается  её осмыслением и принятием решения. [Введите текст] Основной   метод   ТРКМ   –   это   демонстрация.   Модели,   рисунки,   схемы,   таблицы   отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей, благодаря которым делаются те или иные открытия, обучая учащихся умению обсуждения. На   каждом   этапе   предусмотрено   использование   различных   приёмов   технологии   развития критического мышления, направленных на выполнение задач этапа и способствующих разнообразить урок, сделать его эффективным. Причём методические приёмы позволяют учителю быть максимально гибким в каждой учебной ситуации в любой момент времени. Этапы ТРКМ определение  1 стадия – «Вызов»  (побуждение):   темы урока;  актуализация  имеющихся знаний по  данной теме;   пробуждение  интереса к получению  новой информации;  постановка  учеником собственных  целей обучения;  побуждение  ученика к активной  деятельности на уроке  и дома. 2 стадия –  «Осмысление»:   получение  новой информации;  её осмысление;  соотнесение  новой информации с  собственными  знаниями;    поддержание  активности, интереса,  созданной во время  фазы вызова;  корректировка  учеником поставленных целей обучения. 3 стадия –  «Рефлексия»  (размышление):  анализируется,  интерпретируется,  творчески  перерабатывается;  формулировани е познавательных задач  для дальней  деятельности (“стадия  нового вызова”);  информация  размышление,  Возможные приёмы «Кластер» «Корзина идей» «Дерево предсказаний»  «Верные и неверные  утверждения» «Ассоциации» «Мозговой штурм» «Чтение с  остановками» «Инсерт» «Таблица толстых и  тонких вопросов»  «ЗХУ» «Работа с  вопросником» «Ассоциации» «Кластер» «Кластер» «Синквейн»  «Кубик Блума» «Ромашка вопросов» «РАФТ» «Уголки»  «Дерево предсказаний» Деятельность  учителя Направлена на вызов  у учащихся уже  имеющихся знаний  по изучаемому  вопросу,  активизация их  деятельности,  мотивация к  дальнейшей работе. Направлена на  сохранение интереса  к теме при работе с  новой информацией,  постепенное  продвижение от  знания «старого» к  «новому». Деятельность  учащихся Ученик вспоминает, что ему известно по теме, и, используя свои  предыдущие знания,  строит прогнозы,  делает предположения,  систематизирует  информацию, задаёт  вопросы, на которые  хочет получить ответы;  самостоятельно  определяет цели  познавательной  деятельности на данном уроке. Ученик читает или  слушает текст,  используя  предложенные  учителем активные  методы чтения. Делают  пометки на полях или  ведут записи по мере  осмысления новой  информации.  Осуществляет поиск  ответов на  поставленные вопросы. Учитель возвращает   учащихся к  первоначальным  знаниям,  предположениям,  внесение изменений,  дополнений,  определение  творческих,  исследовательских  или практических  заданий на основе  изученной  информации. Учащиеся соотносят  «новую» информацию  со «старой», используя  знания, полученные на  стадии осмысления  содержания;  обмениваются  мнениями друг с  другом, аргументируя  свою точку зрения;  самооценка и  самоопределение. [Введите текст] рождение нового  знания;  процесса изучения  материала. анализ всего  В   результате   применения   технологии   развития   критического   мышления   у   учащихся   меняется отношение   к   урокам.   Они   всегда   в   ожидании   чего­то   особенного,   что   побуждает   их   заниматься увлечённо не только на уроке, но и в процессе подготовки домашних заданий. Благодаря различным формам организации познавательной деятельности (индивидуальная, парная или работа в группах) меняется отношение учащихся к собственным ошибкам – они не боятся высказывать своё мнение, приводить доводы, отстаивать собственную точку зрения. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, побуждает учеников к действию, развивает   познавательный   интерес,   под   влиянием   которого   учащийся   читает   дополнительную литературу,   постоянно   ставит   перед   собой   вопросы,   решение   которых   позволяет   более   глубоко подойти к изучению предмета, находит источники удовлетворения своего интереса.  Целенаправленное и систематическое использование приёмов ТРКМ помогает достичь конечной цели применения технологии – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли   в   полном   объёме   извлекать   необходимую   информацию   из   любого   источника,   могли   стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.               1. Загашев,   И.О.   Учим   детей   мыслить   критически   /   И.О.   Загашев,   С.И.Заир­Бек,   И.В. Список литературы Муштавинская / СПб: Изд­во «Альянс­Дельта», 2003.  2. Использование   технологии   развития   критического   мышления   через   чтение   и   письмо   на   –   Режим   доступа: уроках   в   начальной   школе   http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7377/2/10Ilina.pdf – Дата доступа: 05.08.2019. [Электронный   ресурс]. 3. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г.  Морозова. –  М.:  Знание,  2009. —  246  с. [Введите текст] 4. Развитие интереса к чтению у младших школьников / И. И. Ильина [Электронный ресурс]. –  http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7377/2/10Ilina.pdf  –   Дата   доступа: Режим   доступа: 29.07.2019. 5. Стратегия   модернизации   содержания   общего   образования.   Материалы   для   разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 102 с. 6. Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. Начальная школа. III класс. – Минск: Нац. ин­т образования, 2017.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2019